Дело 2-408/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 12 апреля 2017 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Л.,
с участием истца ФИО2,
представителя истца ФИО6,
при секретаре Долгих Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Гремячинского муниципального района о восстановлении срока для принятия <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском о восстановлении пропущенного срока для принятия <данные изъяты>, открывшегося после смерти его брата ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, в виде недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>17, указывая на то, что его родители: мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ умер его брат ФИО1, после смерти которого открылось <данные изъяты> в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>17. Истец указал, что является наследником первой очереди по закону после смерти брата. В установленный законом шестимесячный срок истец не принял <данные изъяты> по уважительным причинам.
С ДД.ММ.ГГГГ истец проживает в <адрес> со своей семьей, брат до момента смерти проживал в <адрес>, часто приезжал к нему. В период с 2013 по 2014 год с братом не общались. По приезду к брату в конце 2014 года узнал о его смерти. Поскольку у брата кроме него других родственников не было, посчитал, что квартира, принадлежащая брату принадлежит после его смерти ему, но в силу своей неграмотности не знал, что необходимо вступить в <данные изъяты>, поэтому уехал в <адрес>, где утроился на вторую работу, для того чтобы погасить задолженность за квартиру брата, также хотел отремонтировать квартиру. В конце ноября 2016 года обратился за консультацией к юристу по поводу оформления документов для принятия <данные изъяты>.
Истец на удовлетворении требований настаивал, в обоснование привел вышеуказанные доводы, пояснил, что о смерти брата узнал в конце 2014 года, знал о том, что в собственности брата имеется квартира и думал, что после его смерти уже является наследником, не знал, что должен был вступить в <данные изъяты> в силу своей юридической неграмотности, уехал в Пермь. Обратился к юристу по поводу вступления в <данные изъяты> в ноябре 2016 года. До указанного времени в Гремячинск не приезжал, поскольку был занят на работе.
Представитель истца ФИО6 поддержала позицию своего доверителя, ссылаясь на неграмотность последнего, в связи с чем, он не имел возможности в установленный законом срок обратиться с заявлением для принятия <данные изъяты> после смерти брата, о смерти которого узнал только в конце 2014 года. Считает, что причины пропуска срока отпали в ноябре 2016 года, после чего ее доверитель обратился с исковым заявлением в суд, то есть в течение шести месяцев.
Представитель администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, решение оставляют на усмотрение суда.
Нотариус Гремячинского нотариального округа в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, сообщила, что наследственное дело после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Представитель Гремячинского городского поселения в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, решение оставляют на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ <данные изъяты> открывается со смертью гражданина.
Согласно ст.1154 ГК РФ <данные изъяты> может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия <данные изъяты>.
Судом установлено, что истец является родным братом ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5,6).
После смерти ФИО1 открылось <данные изъяты> в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>17.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п.1 ст. 1142).
ФИО5 и ФИО4, являющиеся родителями умершего ФИО1, умерли (л.д.8-9).
Иных наследников первой очереди судом не установлено.
Как следует из материалов дела, завещание наследодателем оставлено не было
На момент открытия <данные изъяты> наследником второй очереди по закону является брат умершего ФИО1 – ФИО2
Вместе с тем, шестимесячный срок для принятия <данные изъяты> истек ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.1 ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия <данные изъяты>, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим <данные изъяты>, если наследник не знал и не должен был знать об открытии <данные изъяты> или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия <данные изъяты>, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
К числу уважительных причин, являющихся основанием для восстановления пропущенного срока, могут быть отнесены причины, препятствующие наследнику своевременно решить вопрос о принятии <данные изъяты>. Приведенная норма Гражданского кодекса РФ предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия <данные изъяты> в случае представления последним доказательств, что он не знал об открытии <данные изъяты> (смерти наследодателя), и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам. Иными уважительными причинами, по которым наследник мог пропустить установленный законом срок принятия <данные изъяты>, по общему правилу и по смыслу ст.1155 ГК РФ, являются причины, связанные с личностью заявителя, такие как тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п., если они препятствовали принятию наследником <данные изъяты> в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия <данные изъяты>, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; обращение в суд наследника пропустившего срок принятия <данные изъяты>, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия <данные изъяты> (п.40 постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании»).
Как следует из пояснений истца, о смерти брата он узнал в конце 2014 года, в качестве уважительных причин пропуска срока истец ссылается на неграмотность и занятость на работе.
Однако указанные причины в силу закона не могут быть признаны уважительными и приняты судом во внимание при решении вопроса о восстановлении срока принятия <данные изъяты>.
Судом установлено то обстоятельство, что истец узнал о смерти брата в 2014 году, знал, что со смертью брата открылось <данные изъяты> в виде квартиры, понимал, что является наследником брата, но вместе с тем не предпринял каких-либо действий по вступлению в <данные изъяты>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации его наследственных прав в установленный законом срок, не представлено уважительных причин пропуска срока для принятие <данные изъяты> после смерти брата.
Суд рассматривает дело в рамках заявленных требований по основаниям и доводам представленных сторонами.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием оснований для признания причин пропуска срока для принятия <данные изъяты> уважительными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 о восстановлении срока для принятия <данные изъяты>, открывшегося после смерти брата ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие Губахинского городского суда Пермского края в г. Гремячинске в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14.04.2017 года.
Судья Волкова Е.Л.