Дело №5-41/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 мая 2020 года г.п.Угольные Копи
ул.Школьная, д.13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Андезит», место нахождения: 689501, Чукотский АО, Анадырский район, пгт.Угольные Копи, ул.Первомайская, д.3, офис 16 (ОГРН 1028700517196, ИНН/КПП 8701002593/870101001), о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении №915/д-20/пр1 от 10.04.2020, составленному государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому АО Ф.Р.Р., по результатам проведения внеплановой документарной проверки в период с 27.02.2020 по 26.03.2020 установлено, что ООО «Андезит» не исполнено предписание от 24.04.2019 №02-013/2019 «Об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований» со сроком исполнения 17.02.2020, в котором указано, что размещение отходов I-IV классов опасности необходимо привести в соответствие с действующим законодательством РФ в области охраны окружающей среды (ГРОРО). По состоянию на 18.02.2020 в 00 часов 01 минута отсутствуют подтверждающие документы о включении объектов размещения твердых коммунальных отходов в с.п.Канчалан, п.Угольные Копи, с.п.Усть-Белая (зона деятельности №2) в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) либо в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Чукотского АО, то есть ООО «Андезит» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В судебном заседании представитель ООО «Андезит» - генеральный директор Акар Н.В. вину юридического лица в совершении данного административного правонарушения не признал и пояснил, что ввиду сложности и длительности оформления соответствующей документации выполнить требования предписания не представилось возможным. Должностное лицо, проводившее проверку и составившее предписание, не учло всей сложности и долговременности процесса исполнения предписания. Полагает, что указанное правонарушение является малозначительным, поскольку не повлекло причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий для окружающей среды. Просит суд ограничиться устным замечанием.
Должностное лицо - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому АО Ф.Р.Р. в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просит рассмотреть дело без его участия.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №02-013/2019 от 24.01.2019, вынесенного старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому АО Г.С.М., следует, что предписано осуществлять размещение отходов I-IV классов опасности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды (ГРОРО). Срок исполнения - 17.02.2020. Основание выдачи предписания: ст.11, ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч.1-2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Частью 7 ст.12 указанного закона предусмотрено, что запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Как следует из материалов дела, ООО «Андезит» является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами №194 от 03.05.2018, заключенного между Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО и ООО «Андезит». Региональный оператор в течение срока действия настоящего соглашения обязуется организовывать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с.п.Канчалан, г.п.Угольные Копи, с.п.Усть-Белая (зона деятельности №2), определенной в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Чукотского АО, утвержденной Приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО №533/1-од от 27.09.2016 (п.1) (л.д.52-58).
Согласно пунктам 2.1, 8 ст.29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, введённым в действие Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ с 05.01.2019 до 01.01.2023 запрет на размещение отходов на объектах, не внесённых в ГРОРО, установленный п.7 ст.12 данного Федерального закона, не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Из письма генерального директора ООО «Андезит» Акара Н.В. от 27.02.2020 в адрес и.о. руководителя Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора Ш.А.В. следует, что ООО «Андезит» готовит заявку, документы для включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 (л.д.33).
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Андезит» не приняты меры к размещению отходов производства и потребления в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства, в том числе в части обустройства объектов размещения отходов, подлежащих внесению в ГРОРО.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.
В силу закона, учитывая, что ч.1 ст.19.5 КоАП РФ содержит понятие «законное предписание», а также учитывая, что все доказательства оцениваются судом с их совокупности, суд приходит к выводу, что требование в предписании о необходимости осуществления размещения отходов I-IV классов опасности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды (ГРОРО) со сроком исполнения до 17.02.2020, противоречат переходным положениям, определенным пунктами 2.1, 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и по сути обязывает ООО «Андезит» совершить указанные действия в срок, указанный государственным инспектором, без учета предписанного законодателем срока – до 01.01.2023.
Таким образом, поскольку на дату выявления правонарушения - 26.03.2020 должностными лицами Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования административного правонарушения, а также на дату составления протокола об административном правонарушении - 10.04.2020, действия ООО «Андезит» по размещению ТКО на санкционированных свалках, не включённых в ГРОРО, перестали противоречить требованиям экологических и санитарно-эпидемиологических правил в сфере обращения с отходами производства и потребления, соответственно, требование в предписании, что размещение отходов I-IV классов опасности необходимо привести в соответствие с действующим законодательством РФ в области охраны окружающей среды (ГРОРО), не соответствует действующему законодательству, и действия ООО «Андезит» не образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и с учётом положений ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, привлечение ООО «Андезит» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ было бы неправомерным.
Такая же правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в определении от 27.09.2016 № 2017-О, в котором он выявил смысл положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ применительно к международным договорам, указав, что оспоренные положения не препятствуют признанию обратной силы правил (норм), установленных международным договором Российской Федерации, устраняющих противоправность деяний (действий, бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Андезит», о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья /подпись/. А.В. Евланова