2а-5447/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лукина Е.Е.,
при секретаре Садчиковой У.А.,
с участием представителя административного истца Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Бабаевой В.М.,
административного ответчика Степанищевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Степанищевой Л. В. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Степанищевой Л.В., в котором просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2013 год в сумме 4 426 руб., пени, начисленные за период с 02.11.2013 года по 01.11.2014 года в сумме 842,06 руб. В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) и соответственно плательщиком земельного налога. Расчет налогов приведен в налоговом уведомлении. В установленный законом срок обязанность по уплате налогов за 2013 год Степанищева Л.В. не исполнила, в связи с чем были начислены пени и выставлено требование об уплате налогов. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с настоящим иском (л.д.4-6).
В судебном заседании представитель административного истца Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Бабаева В.М., действующая на основании доверенности от 29.06.2017 года и диплома о высшем юридическом образовании, просила административное исковое заявление удовлетворить.
Административный ответчик Степанищева Л.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в связи с наличием спора о праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, а также в связи с пропуском налоговой инспекцией срока на обращение в суд.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Воронежской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ).
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в случаях, предусмотренных законодательством (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Степанищева Л.В. является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) (л.д.11). Указанное также следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.11.2017 года, предоставленной по судебному запросу, согласно которой земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) находится в собственности Степанищевой Л.В. с 07.08.2013 года.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление (№) о необходимости уплаты земельного налога в размере 4 426 руб. (л.д.10). Поскольку налог и пени в установленный срок административным ответчиком оплачены не были, в адрес налогоплательщика было направлено требование (№) по состоянию на 13.11.2014 года об уплате земельного налога в сумме 4 426 руб. и пени в сумме 842,06 руб. со сроком уплаты до 25.12.2014 года (л.д.12).
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 3 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, требование об уплате земельного налога, пени по состоянию на 13.11.2014 года указывало срок уплаты до 25.11.2014 года, а судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 10.04.2015 года, налоговым органом соблюден срок на выдачу судебного приказа.
Вместе с тем, поскольку определением мирового судьи судебного участка № 3 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 14.04.2016 года судебный приказ о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности по земельному налогу и пени был отменен (л.д.8), налоговый орган должен был обратиться в суд с данным административным иском не позднее 14.10.2016 года. Однако административное исковое заявление подано в суд 29.08.2017 года, т.е. по истечении шестимесячного срока после отмены судебного приказа определением мирового судьи.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, а доказательств наличия иных уважительных причин пропуска срока налоговой инспекцией не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Степанищевой Л. В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013 год в сумме 4 426 рублей, пени за период с 02.11.2013 года по 01.11.2014 года в сумме 842,06 рублей, а всего в сумме 5 268,06 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись Лукин Е.Е.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2017 года
2а-5447/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лукина Е.Е.,
при секретаре Садчиковой У.А.,
с участием представителя административного истца Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Бабаевой В.М.,
административного ответчика Степанищевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Степанищевой Л. В. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Степанищевой Л.В., в котором просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2013 год в сумме 4 426 руб., пени, начисленные за период с 02.11.2013 года по 01.11.2014 года в сумме 842,06 руб. В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) и соответственно плательщиком земельного налога. Расчет налогов приведен в налоговом уведомлении. В установленный законом срок обязанность по уплате налогов за 2013 год Степанищева Л.В. не исполнила, в связи с чем были начислены пени и выставлено требование об уплате налогов. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с настоящим иском (л.д.4-6).
В судебном заседании представитель административного истца Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Бабаева В.М., действующая на основании доверенности от 29.06.2017 года и диплома о высшем юридическом образовании, просила административное исковое заявление удовлетворить.
Административный ответчик Степанищева Л.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в связи с наличием спора о праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, а также в связи с пропуском налоговой инспекцией срока на обращение в суд.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Воронежской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ).
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в случаях, предусмотренных законодательством (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Степанищева Л.В. является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) (л.д.11). Указанное также следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.11.2017 года, предоставленной по судебному запросу, согласно которой земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер (№) находится в собственности Степанищевой Л.В. с 07.08.2013 года.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление (№) о необходимости уплаты земельного налога в размере 4 426 руб. (л.д.10). Поскольку налог и пени в установленный срок административным ответчиком оплачены не были, в адрес налогоплательщика было направлено требование (№) по состоянию на 13.11.2014 года об уплате земельного налога в сумме 4 426 руб. и пени в сумме 842,06 руб. со сроком уплаты до 25.12.2014 года (л.д.12).
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 3 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, требование об уплате земельного налога, пени по состоянию на 13.11.2014 года указывало срок уплаты до 25.11.2014 года, а судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 10.04.2015 года, налоговым органом соблюден срок на выдачу судебного приказа.
Вместе с тем, поскольку определением мирового судьи судебного участка № 3 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 14.04.2016 года судебный приказ о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности по земельному налогу и пени был отменен (л.д.8), налоговый орган должен был обратиться в суд с данным административным иском не позднее 14.10.2016 года. Однако административное исковое заявление подано в суд 29.08.2017 года, т.е. по истечении шестимесячного срока после отмены судебного приказа определением мирового судьи.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, а доказательств наличия иных уважительных причин пропуска срока налоговой инспекцией не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Степанищевой Л. В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013 год в сумме 4 426 рублей, пени за период с 02.11.2013 года по 01.11.2014 года в сумме 842,06 рублей, а всего в сумме 5 268,06 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись Лукин Е.Е.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2017 года