Судья: Крутоус Е.Ж. |
дело <данные изъяты> (33-40345/2018;) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2019 года апелляционную жалобу Алексахиной В. А. на решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Алексахиной В. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Гулиной Е. М.,
объяснения истицы,
УСТАНОВИЛА:
Алексахина В.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты>, уточнив исковые требования, просила включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 30 Федерального закона <данные изъяты>–ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности обработчица рыбы в ЗАО «Рыбопромышленная корпорация «Стародубское» и обязать назначить досрочно страховую пенсию с 29 марта <данные изъяты>.
В обоснование требований указала, что <данные изъяты> она обратилась в Пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии п.п.2 п.1 ст. 30 Федерального закона <данные изъяты>–ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления Пенсионного фонда от <данные изъяты> истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы по Списку 2. Истец считает данный отказ незаконным, так как она имеет общий трудовой стаж более 24 лет, из которых льготный стаж работы составляет 05 лет 04 месяца 16 дней за тот период, когда она работала с тяжелыми (особыми) условиями труда, а именно: - с 29.05.1987г по 31.01.1989г (1 года 8 месяцев 02 дня) и с 04.05.1989г по <данные изъяты> (3 года 05 месяцев 11 дней) обработчиком рыбы МКС-ЗАО «Рыбопромышленная корпорация «Стародубское». Ответчиком указанные периоды работы не включены в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в связи с тем, что нельзя определить характер выполняемой работы, дающий право на льготную пенсию. Между тем, деятельность истицы была связана с занятостью полный рабочий день на обработке рыбы, так как она работала на рыбоконсервном заводе ЗАО «РПК» <данные изъяты>, которое относится к предприятиям в районах Охотского побережья. <данные изъяты> для предъявления в пенсионный отдел в целях назначения льготной пенсии была выдана справка о том, что истица работала рабочей по обработке рыбы, принималась на основании приказов по личному составу, в том числе и на рыбоконсервном заводе, где работа происходит посменно, непрерывно, в течение полной смены или рабочего дня. Таким образом, данное учреждение подтверждало работу истца с особыми условиями труда и полный рабочий день. Взносы в пенсионный фонд удерживались в установленном порядке, в том числе и с учетом коэффициента по условиям с особыми (тяжелыми) условиями труда.
Истец в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика не явился, был извещен надлежащим образом, ранее против удовлетворения иска возражал.
В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от <данные изъяты> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета М. С. от <данные изъяты> N 10 (в редакции от <данные изъяты> N 591).
Согласно позиции N 22417020-17531 Раздела XXII "Пищевая промышленность", подраздела 17 "Добыча и обработка рыбы" Списка N 2, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют рабочие, занятые на обработке и уборке рыбы, крабов, морского зверя и морепродуктов на предприятиях в районах Камчатки, Курильских островов, Охотского побережья, <данные изъяты>, за Полярным кругом, в северной части Сахалина, независимо от того, где размещены предприятия по обработке рыбы: на берегу или на плавучих базах, а также независимо от того, к какому порту приписаны эти заводы.
Ранее действующее Постановление Совмина С. от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» так же предусматривал право на досрочное пенсионное обеспечение рабочих, занятых на обработке и уборке рыбы, крабов, морского зверя и морепродуктов на предприятиях в районах Камчатки, Курильских островов, Охотского побережья, <данные изъяты>, за Полярным кругом, в северной части Сахалина.
В соответствии с пкнутом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона то <данные изъяты> N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до <данные изъяты>), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <данные изъяты> Алексахина В.А. в Пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 30 Федерального закона <данные изъяты> ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Пенсионного органа Алексахиной В.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 30 Федерального закона <данные изъяты> ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа работы по Списку» - 5 лет, а также в соответствии со ст. 32, 33 Федерального закона <данные изъяты> ФЗ «О страховых пенсиях» - 7 лет 6 месяцев стажа работы в районных Крайнего Севера.
В специальный стаж истца не включен период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности обработчица рыбы в ЗАО «Рыбопромышленная корпорация «Стародубское».
Согласно справке <данные изъяты> от <данные изъяты> в архивном фонде «ЗАО «Рыбопромышленная корпорация «Стародубское», в документах по личному составу имеются сведения о работе Алексахиной (Тростянской) В.А., <данные изъяты> года рождения.
С <данные изъяты> принята в рыбколхоз им. <данные изъяты> рабочей на обработку рыбы по орг.набору. С <данные изъяты> переведена банщицей в ЖКХ временно. С <данные изъяты> переведена уборщицей малосемейного общежития. С <данные изъяты> переведена обработчицей рыбы на рыбоконсервный завод. С <данные изъяты> уволена за прогулы без уважительно причины.
За время работы использованы: отпуск б/содержания по уходу за ребенком до 1 года с <данные изъяты> по <данные изъяты>; с <данные изъяты> по <данные изъяты>; отпуск б/содержания по уходу за ребенком до 1,5 лет с <данные изъяты> по <данные изъяты>; отпуск б/содержания по уходу за ребенком до 3-х лет с <данные изъяты> по <данные изъяты>
В 1994 г. рыбколхоз им. <данные изъяты> реорганизован в АОЗТ «Рыбопромышленная корпорация «Стародубское».
АОЗТ «РПК «Стародубское» на основании постановления Главы администрации <данные изъяты> <данные изъяты> от 05.05.1996г. перерегистрировано в ЗАО «РПК «Стародубское».
ЗАО «РПК «Стародубское» являлось правопреемником архивных документов рыбколхоза им. <данные изъяты>.
В январе 2008 г. ЗАО «РПК «Стародубское» ликвидировано, документы по личному составы сданы на хранение в архивный отдел. Указанны в Архивной справке данные подтверждены копиями приказов по личному составу.
Аналогичные данные содержатся в архивной справке от <данные изъяты>.
Кроме того, в материалы дела представлена архивная справка о заработной плате Алексахиной (Тростянской) В.В.
Из справки <данные изъяты> от <данные изъяты> следует, что сведения о работе истицы в <данные изъяты> острова Сахалин (местности, приравненной к районам Крайнего Севера) включены в справку о стаже Алексахиной (Тростянской) В.А.
ЗАО «РПК «Стародубское» находилось на территории <данные изъяты>, который в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета С. от <данные изъяты> относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, однако продолжительности стажа работы в местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 32 ФЗ-400 не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что согласно ответу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <данные изъяты> от <данные изъяты> следует, местонахождение рыболовецкого колхоза им. <данные изъяты> является <данные изъяты> и относится к южной части о. Сахалин, в связи с чем данный период работы не может быть включен в льготный стаж по Списку <данные изъяты> для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия соглашается с выводом суда исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Конституционный Суд РФ от <данные изъяты> N 11-П указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца и включения спорных периодов работы в специальный стаж в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку, как следует из положений Списка <данные изъяты>, для учета трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии необходимо установить не только факт работы на обработке и уборке рыбы, крабов, морского зверя и морепродуктов, но и нахождение предприятий в районах Камчатки, Курильских островов, Охотского побережья, <данные изъяты>, за Полярным кругом, в северной части Сахалина, независимо от того, где размещены предприятия по обработке рыбы: на берегу или на плавучих базах, а также независимо от того, к какому порту приписаны эти заводы.
Доводы истицы о том, что ЗАО «РПК «Стародубское» находилось на территории <данные изъяты>, который в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета С. от <данные изъяты> относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, не могут являться основанием для удовлетворения требований истца.
Оснований для применения к специальному стажу истца положений ч. 2 ст. 33 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, не имеется, в связи с отсутствием специального стажа по Списку <данные изъяты>.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что ЗАО «РПК «Стародубское» находится в районе Охотского побережья, а потому в данном случае не стоит принимать во внимание то обстоятельство, что <данные изъяты> располагается в южной части о. Сахалин, допустимыми доказательствами не подтверждаются, данных о расположении ЗАО «РПК «Стародубское» (ранее - рыболовецкого колхоза им. <данные изъяты>) в районе Охотского побережья не представлено, а потому основанием для отмены решения данные доводы являться не могут.
В данном случае, с целью применения в области пенсионного законодательства наименование «Охотское побережье» следует отличать от понятия «побережье Охотского моря», как относящееся к одному из районов Дальнего востока наряду с районами Камчатки, Курильских островов, <данные изъяты>, районам за Полярным кругом, северной части Сахалина.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексахиной В. А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи