Дело № 5- 589 /14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Соликамск 16 октября 2014 года.
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Крымских Т.В.,
при секретаре Гирчук Н.А.,
с участием законного представителя юридического лица ФИО5, действующего на основании Устава <данные изъяты> сельского поселения, решения Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения,
представителя Управления Роспотребнадзора по <...> ФИО6, действующей на основании письменной доверенности № от <дата> года,
рассмотрев административный материал по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении
юридического лица Администрации <данные изъяты> сельского поселения, юридический адрес <...>,
у с т а н о в и л :
<дата> главным специалистом-экспертом <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <...> ФИО7 в отношении Администрации <данные изъяты> сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении №, которым установлено, что при рассмотрении материалов плановой выездной проверки, осуществленной в период с <дата> по <дата> на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <...> № от <дата> в отношении юридического лица Администрации <данные изъяты> сельского поселения обнаружено,
что в период <данные изъяты> <дата> юридическое лицо администрация <данные изъяты> сельского поселения <...>, юридический адрес <...>, при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и по организации питьевым водоснабжением населения <...>, не обеспечило выполнение требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего, допустил нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а так же к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
- не разработан и не принят нормативно-правовой акт о закреплении (доверительном управлении, безвозмездном пользовании и т.п.) за муниципальным бюджетным учреждением <данные изъяты> муниципального имущества, в том числе, объектов водоснабжения (скважин) и водопроводных сетей, для надлежащей их эксплуатации и содержания, в том числе, для организации контроля за надлежащим состоянием и содержанием данного имущества, в нарушение требований ст.10,11,18 ФЗ РФ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», ст. 6, 23 (ч.2) ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении», п.3,4 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
- не обеспечены условия, необходимые для организации подачи организацией МБУ «<данные изъяты>, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям в <...>, в нарушение требований ст.10,11,18,19,29,32 ФЗ РФ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», ст. 6, 23 (ч.2),25 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении», п.3,4,8,19,20 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
- территория 1 пояса ЗСО скважины <...> не имеет ограждения, в нарушение требований п.п. 3.2.1.1.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
- водозаборное сооружение <...> не оборудовано аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, что является нарушением требований п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
- дорожки, ведущие к водозаборному сооружению <...> не имеют твердого покрытия, территория 1 пояса ЗСО водозабора не спланирована для отвода поверхностного стока, в нарушение требований п.3.2.1.1.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
- согласованный и утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения <...> отсутствует, в нарушение п.4 ст. 18 ФЗ РФ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», п.1.11,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
- санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (водозабора <...>) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствует, что нарушает п.3 ст. 18 ФЗ РФ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», п.3.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»,
- заключительные акты о проведении периодической промывки, очистки водонапорных башен, промывки с последующей дезинфекцией водонапорной сети <...> после ремонта не представлены, что является нарушением требований п.п.1.6 раздела5 «методических указаний по санитарному контролю и технической эксплуатации водопроводов с подземными источниками водоснабжения», «Инструкции по контролю за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении»,
- журнал регистрации аварийных ситуаций на водопроводных сетях и сооружениях <...> не ведется, что является нарушением требований п.6 раздела4 «Методических указаний по санитарному контролю и технической эксплуатации водопроводов с подземными источниками водоснабжения»,
- контроль за качеством питьевой воды в <...> осуществляется в неполном объеме по видам определяемых показателей, не обеспечивается частота и периодичность контроля качества питьевой воды, чем нарушены требования ст.ст.23,25 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении», ст.11,19,32 «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», п.4.3, 4.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п.4.1,4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,
- скважина в <...> не оборудована краном для отбора проб воды, в связи с чем, не представляется возможным осуществлять контроль качества воды непосредственно из источника водоснабжения, в нарушение п.4.3,4.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»,
- не обеспечено надлежащее качество питьевой воды, пробы питьевой воды из водоразборных колонок, расположенных по адресу <...> по показателям Мутность, Цветность не соответствует требованиям п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В действиях юридического лица Администрации <данные изъяты> сельского поселения усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица ФИО5 с протоколом об административном правонарушении согласился. Пояснил, что протокол объективно отражает обстоятельства дела. Считает, что, администрация сельского поселения, не сделала все возможное для надлежащего функционирования систем водоснабжения в <...>. В настоящее время готовы к проведению необходимых мероприятий для устранения выявленных нарушений. Полагает, что в течение двухнедельного срока недостатки, выявленные при проверке, будут устранены.
Заслушав законного представителя юридического лица Администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО5, представителя Управления Роспотребнадзора по <...> ФИО6, которая просила назначить юридическому лицу административное наказание в виде приостановления деятельности по эксплуатации объекта водоснабжения – скважины, расположенной в <...>, сроком на 14 суток, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 6.5 КоАП РФ ПРЕДУСМОТРЕЛА АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ст. 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», определила обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок регламентированы положениями ст. 21 приведенного Закона.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2).
Ст. 29 указанного Закона, определила организацию и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч. 1).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью… (ч. 3).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены положениями ст. 18 приведенного закона.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1).
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами ( ч. 2).
По смыслу ч. 3 приведенной нормы, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании ч. 5 данной статьи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 19 Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2).
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (ст. 32 Закона).
Статья 6 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» в ч. 1 предусмотрела полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 23 указанного Закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 данного Федерального закона.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч.2).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (ч. 2 ст. 25 Закона).
П. 3.2.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Согласно п. 1.4 Санитарных правил..., ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. На основании п. 1.5 Санитарных правил.., ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
П.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» устанавливается количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований.
П. 4.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» установил виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 в п. 3.7 установили, что разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Вода в накопительном резервуаре должна подвергаться хлорированию с обязательным контролем остаточного хлора в соответствии в Инструкцией по контролю за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении, утвержденной Минздравом СССР.
Дезинфекция накопительных резервуаров и водопроводных сетей должна проводиться при авариях, ремонтных работах, а также по предписанию территориальных учреждений санитарно-эпидемиологической службы с последующим контролем качества обработки в соответствии с Инструкцией, указанной в п. 4.6.
Судом исследованы протокол об административном правонарушении от <дата> года, протоколы лабораторных испытаний в количестве 4 штук, экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы протоколов лабораторных испытаний от <дата> года, акт проверки № от <дата> года, Устав <данные изъяты> сельского поселения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Осуществляя данное полномочие и оказывая населению услугу по водоснабжению, администрация городского поселения обязана обеспечить за счет собственных средств соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе и требований к водным объектам, используемым в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Административное наказание юридическому лицу за совершенное правонарушение назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом общественной опасности правонарушения, создающего непосредственную угрозу здоровью и жизни населения поселения, в пределах санкции, установленной ст. 6.5 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица представленные документы в судебном заседании не оспаривал.
Судом установлено, что действиями юридического лица нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.5 КоАП РФ.
ФИО5 пояснил суду, что протокол об административном правонарушении содержит объективные данные.По существу совершение административного правонарушения им в судебном заседании не оспаривалось.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Юридическое лицо Администрация <данные изъяты> сельского поселения к административной ответственности не привлекалось.
Смягчающих ответственность обстоятельств, в силу ст. 4.2 КоАП РФ, суд не усматривает.
Отягчающих ответственность обстоятельств, в силу ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Судом установлено наличие угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что юридическому лицу необходимо назначать административное наказание в виде административное приостановление деятельности на срок 14 суток, поскольку, наказание в виде административного штрафа не обеспечит цели и задачи административного наказания.
При назначении наказания, суд учитывая характер совершенного административного правонарушения, положения ст. 2.10, 3.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.10., 32.9., 32.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Юридическое лицо Администрацию <данные изъяты> сельского поселения признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде приостановление деятельности по эксплуатации объекта водоснабжения – скважины, расположенной в <...>, на срок 14 суток
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней.
Судья Т.В. Крымских.