Дело № 2-780/2013г.
Мотивированное решение изготовлено 20.12.2013г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2013 года
Камышловский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Деева Д.Л.,
с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора Вишняковой Н.В.
при секретаре Шмелевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ Порошинская средняя общеобразовательная школа, администрации МО Камышловский муниципальный район об обязании производства работ, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным исковым заявлением, указав следующее. Камышловской межрайонной прокуратурой в рамках надзорной деятельности и на основании информации Управления образования администрации МО Камышловский район установлено, что в МКОУ Порошинская СОШ не обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов и других маломобильных групп населения. Согласно Устава МКОУ Порошинская СОШ образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность. Любой гражданин вправе обратиться в МКОУ Порошинская СОШ. В ходе проведенной проверки установлено, что беспрепятственный доступ инвалидов в МКОУ Порошинская СОШ отсутствует: нет специальных пандусов и поручней для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (в том числе передвигающихся на креслах-колясках), а также маломобильных групп населения, устройства (кнопки) при входе в здание школы для вызова сотрудника образовательного учреждения. Отсутствие у здания школы специальных пандусов и поручней для подъема инвалидов, устройства для вызова инвалидом и иным лицом, относящимся к категории маломобильных групп населения, сотрудника МКОУ Порошинская СОШ существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Просят обязать МКОУ Порошинская СОШ в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, а именно: 1) организовать на центральном входе в здание МКОУ Порошинская СОШ, расположенном по адресу <адрес>, специальный пандус и поручни для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (в том числе передвигающихся на креслах-колясках), а также маломобильных групп населения; 2) оборудовать на центральном входе в здание МКОУ Порошинская СОШ устройство для вызова сотрудника; 3) назначить ответственное лицо за обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МКОУ Порошинская СОШ.
В качестве соответчика по ходатайству прокурора к участию в деле привлечена администрация МО Камышловский муниципальный район.
В уточненном исковом заявлении от 16.12.2013г. прокурор просил обязать МКОУ Порошинская СОШ в срок до сентября 2014 года произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, а именно: организовать на центральном входе в здание МКОУ Порошинская СОШ специальный пандус и поручни для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, а также маломобильных групп населения; оборудовать на центральном входе в здание МКОУ Порошинская СОШ устройство для вызова сотрудника; 3) назначить ответственное лицо за обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МКОУ Порошинская СОШ.
В судебном заседании помощник прокурора Вишнякова Н.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Директор МКОУ Порошинская средняя общеобразовательная школа Кишун Т.С. в судебном заседании с иском согласилась.
Администрация МО Камышловский муниципальный район в отзыве (л.д. 65-66) указали, что на основании Постановления <адрес> от 29.05.2013г. № 678-ПП в 2013г. запланированы работы по созданию в ряде образовательных учреждений, в том числе и в ФИО6 «ФИО7 СОШ», универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Данная информация была предоставлена Камышловскому межрайонному прокурору письмом от 02.09.2013г. № 682. Таким образом, полагают, что прокурор, заявив 03.09.2013г. данное требование, превышает пределы осуществления гражданских прав (злоупотребляет правом), что недопустимо, согласно ст. 10 ГК РФ. Кроме того, ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен исключительно для исполнения расходных обязательств муниципального образования. При этом Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» однозначно определено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, полагают, что решение данного вопроса за счет средств местного бюджета недопустимо. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставление конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Установлено, что Камышловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры. В нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов ответчиком на входном крыльце в помещение МКОУ Порошинская СОШ не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в указанное помещение, а именно не оборудована кнопка вызова для инвалидов, отсутствуют пандус и поручни.
Из материалов дела видно, что предметом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п.2.1 Устава) (л.д. 35-59).
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права от 04.05.2012г. МКОУ Порошинская средняя общеобразовательная школана праве оперативного управления принадлежит нежилое здание - школа, располагающаяся по адресу: <адрес> (л.д. 62).
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Как указано в п.3 ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на следующих принципах общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В соответствии с п.п. 5.1.1., 5.1.2. СП 59.13330.2012, утверждённых Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года №605 (вступили в действие с 01 января 2013 года) в здании должен быть как минимум один вход, доступный для малоподвижных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединённого с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Необходимость в установлении кнопки вызова персонала также соответствует положениям ст. 15 Федерального закона, поскольку имеется вероятность того, что инвалиду даже при наличии пандуса и специальных поручней может потребоваться помощь при реализации права на доступ в общеобразовательное учреждение.
Учредителем и собственником имущества школы, согласно устава, является муниципальное образование Камышловский муниципальный район. Здание школы находится в собственности муниципального образования Камышловский муниципальный район, передано в оперативное управление МКОУ Скатинская СОШ.
Согласно п. 7.6 Устава финансирование школы осуществляется за счет местного бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной Управлением образования администрации МО Камышловский муниципальный район. Отсутствие финансирования в настоящее время является препятствием для устранения выявленных нарушений.
Учитывая, что обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры законодателем возложена как на администрацию Камышловского муниципального района, как орган местного самоуправления, так и на МКОУ Порошинская СОШ, как бюджетное учреждение, у которой здание школы находится на праве оперативного управления, суд находит, что требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого необходимо совершить подобные действия, суд исходит из необходимости изыскания денежных средств, времени, которое требуется для производства самих работ, и считает возможным определить этот срок до 01 сентября 2014 года.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Камышловского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать МКОУ Порошинская СОШ и Администрацию МО Камышловский муниципальный район в срок до 01 сентября 2014 года:
- организовать на центральном входе в здание МКОУ Порошинская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>, специальный пандус и поручни для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (в том числе передвигающихся на креслах-колясках), а также маломобильных групп населения;
- оборудовать на центральном входе в здание МКОУ Порошинская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>, устройство для вызова сотрудника;
- назначить ответственное лицо за обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МКОУ Порошинская СОШ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Деев Д.Л.