Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
адрес 13 декабря 2023 года
Кузьминский районный суд адрес в составе:
судьи Корниловой А.С.,
при секретаре Кисляковой А.А.,
с участием представителя административного истца Максимова Д.А. по доверенности – Горохова М.А., представителя адрес Текстильщики адрес Рязанцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело административное № 2а-966/2023 по административному исковому заявлению Максимова Д.А. к Объединённому военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес Текстильщики адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу от 07 ноября 2023 года, обязании устранить допущенные нарушения, обязании вернуть из воинской части как незаконно призванного на военную службу,
установил:
Административный истец Максимов Д.А. обратился в суд с административным иском к Объединённому военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес Текстильщики адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу от 07 ноября 2023 года, обязании устранить допущенные нарушения, обязании вернуть из воинской части как незаконно призванного на военную службу.
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает, что в рамках мероприятий, связанных с осенним призывом граждан 2023 года, Максимов Д.А., прошел медицинское освидетельствование в помещении военного комиссариата адрес по адрес. По результатам медицинского освидетельствования в отношении административного истца 07 ноября 2023 года была проведена призывная комиссия адрес, на которой он был признан годным к военной службе. В день призывной комиссии административного истца против его воли отвезли на городской сборный пункт адрес. Оттуда он был отправлен в воинскую часть для прохождения военной службы. С указанным решением призывной комиссии административный истец категорически не согласен, так как оно вынесено с нарушением действующего законодательства РФ, а именно: у административного истца имеются заболевания, которые согласно действующему законодательству, не позволяют ему проходить военную службу:
а) Хронический гастродуоденит в стадии обострения. Язвенная болезнь ДПК. Рубцовая деформация луковицы 12 перстной кишки.
На основании пункта В ст. 58 и п. В ст. 59 графы I расписания болезней приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен.
б) Стойкая контрактура голеностопных суставов со значительным ограничением тыльного сгибания.
На основании пункта Б ст. 65 графы I расписания болезней приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен.
В связи с чем, категория годности «В», указанная в данном заявлении, это не довод административного истца, это подтвержденная категория годности к военной службе по результатам независимой военно-врачебной экспертизы.
Несмотря на положение о призыве, сотрудники военного комиссариата адрес, ознакомившись с результатами независимой военно-врачебной экспертизы, не стали выполнять требования нормативно-правового акта, а организовали призыв административного истца в спешном порядке одним днем. В связи с тем, что призыв административного истца был проведен одним днем, административное исковое заявление подается без выписки из решения призывной комиссии. Данным решением о призыве на военную службу, призывная комиссия нарушает права административного истца на равенство, на освобождение от призыва.
Административный истец Максимов Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца Максимова Д.А. по доверенности Горохов М.А. в судебное заседание явился, административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить его требования.
Представитель административных ответчиков по доверенности Раскатов С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель адрес Текстильщики адрес Рязанцева О.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в выражениях, приобщённых к материалам дела.
Дело рассмотрено с учетом ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, не находит оснований к удовлетворению иска ввиду следующего.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" п. 1 ст. 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22).
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе приведено Расписание болезней, в соответствии со статьями которого, определяется категория годности к военной службе.
Годность к военной службе призывника, имеющего заболевание, определяется в соответствии со статьями графы I раздела II "Расписание болезней" приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" В случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
В судебном заседании было установлено, что административный истец Максимов Д.А. как призывник, состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес с 20.02.2018 г.
При первоначальной постановке на воинский учет, призывной комиссией определена категория годности к военной службе «Г» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
22.11.2022 году категория годности «В» была определена Максимову Д.А. районной призывной комиссией по п. В (сердечная недостаточность легкой степени тяжести) ст. 42 «Ревматизм», другие ревматические и неревматические болезни сердца ( в том числе врожденные), однако при проведении контрольного медицинского освидетельствования ст. 42 Положения была исключена из заключения медицинской комиссии, так как ранее ставившийся диагноз «Врожденный порок сердца» являлся амнестическим, имел место быть в более раннем возрасте, на данном этапе обследования отсутствующим что подтверждено обследованием от 07.07.2022 года.
13.04.2023 года в отношении Максимова Д.А. было проведено контрольное медицинское освидетельствование, в результате которого решение районной призывной комиссии адрес в отношении Максимова Д.А. было отменено и вынесено новое решение о призыве Максимова Д.А. на военную службу с категорией годности «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
07.11.2023 г. решением призывной комиссии адрес Максимов Д.А. был призван на военную службу с категорией годности «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании ст. 33 пункта «б», ст. 42 пункта «г», ст. 65 пункта «г» гр. I Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г. №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» с дополнениями и изменениями.
Ни в одном обследовании Максимову Д.А. нет данных о наличии у него заболевания повлекшего за собой нарушение функций организма в целом, так и опорно-двигательной системы в частности.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ФЗ N 53 медицинские документы о состоянии здоровья и результаты диагностических исследований административный истец не был лишен возможности предоставить самостоятельно.
На основании анализа предоставленных материалов дела, суд находит, что нарушений прав административного истца не имеется.
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Гражданин подлежащей призыву на военную службу в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565).
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе) (п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565).
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 Инструкции по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статьей 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).
Согласно пункту 4 статьи 5.1 указанного Закона, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663.
Пункт «г» ст. 65 Положения подразумевает наличие патологических изменений:
Хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей, при наличии объективных данных без нарушения функций.
В части, касающейся заболевания желудочно-кишечного тракта, сообщаем:
К пункту «б» ст. 59 Положения относятся:
гастриты, гастродуодениты с нарушением секреторной, кислотообразующей функций, частыми обострениями и нарушением питания (ИМТ 18,5-19,0 и менее), требующими повторной и длительной госпитализации (более 2 месяцев) при безуспешном лечении в стационарных условиях;
хронические гепатиты с нарушением функции печени и (или) умеренной активностью;
хронические холециститы с частыми (2 и более раза в год) обострениями, требующими лечения в стационарных условиях;
хронические панкреатиты с частыми (2 и более раза в год) обострениями и нарушением секреторной или инкреторной функции;
последствия хирургического лечения панкреатитов с исходом в псевдокисту (марсупилизация и др.).
К пункту «в» ст.58 Положения относятся: Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки с незначительным нарушением функций и редкими обострениями.
В отношении освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней при язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки независимо от длительности (стойкости) ремиссии заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту "в".
В фазе ремиссии заболевания достоверным признаком перенесенной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки является наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии и (или) грубой рубцовой деформации луковицы, выявляемой при дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, а перенесенной язвы желудка - наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии.
В медицинских документах Максимова Д.А. имеются протоколы осмотров врачами с жалобами на дисфункцию желудочно-кишечного тракта от 08.07.2022 г. (острый гастроэнтерит), 12.07.2022 г. (продление ЭЛН), 15.07.2022 г. (выздоровление), 21.11.2022 г. (синдром раздраженного кишечника), 17.10.2023 г. (гастродуоденит неуточненный). Других обращений в поликлиники адрес по поводу заболеваний ЖКТ ранее июля 2022 г. и позже 17.10.2023 г. не зарегистрировано. В стационарах по данному поводу не обследовался и не лечился. При обследованиях по поводу возможного порока сердца в стационаре жалоб на патологию ЖКТ не предъявлял. Индекс массы тела – в пределах нормы, секреторная, кислотообразующая функция желудка не исследовалась.
До июля 2023 г. и позже признаков и симптомов хронического заболевания ЖКТ не выявлялось. С 05 по 07.07.2023 г. находился на стационарном обследовании в ГБУЗ «ГКБ им. Буянова ДЗМ», заболевание ЖКТ не диагностировано.
В июле 2023 г. по личной инициативе Максимов Д.А. проходит обследование на платной основе в клиниках Санкт-Петербурга, учитывая, что данная организация осуществляет услуги призывникам на платной основе:
25.07.2023 г. в ГБУЗ «Городская Мариинская больница» выполнена гастроскопия (ранее симптомы хронических заболеваний ЖКТ не выявлялось, обращений не было). Заключение: Хронический гастродуоденит в ст. обострения. Рубцовая деформация луковицы ДПК.
26.07.2023 г. осмотрен врачом-травматологом ООО «Ава-Петер». Движения голеностопных суставов справа: 90-130°, слева – 85-110°. Двухсторонний остеоартрит голеностопных суставов 1-2 адрес контрактура голеностопных суставов. Болевой синдром. Передний импиджмент синдром левого голеностопного сустава.
27.07.2023 г. осмотрен врачом ООО «Ава-Петер» Коваль С.В. На основании результатов гастроскопии установлен диагноз: Хронический гастродуоденит, Нр-ассоциированный, обострение. Язвенная болезнь ДПК. Рубцовая деформация луковицы ДПК. Назначено дополнительное обследование и лечение. В повторном приеме не нуждается.
28.07.2023 г. на основании гастроскопии и осмотра врачом освидетельствован в коммерческой медицинской организации Частное медицинское учреждение «Первая городская независимая военно-врачебная комиссия» адрес, которой вынесено решение: «В» - ограниченно годен на основании ст. 65 п. «б», ст. 58 п. «в», ст. 59 п. «в». Хирургом определены движения в голеностопных суставах: справа-90°, слева-85°. Подошвенное сгибание справа-130°, слева-140°.
Согласно п. п. 1 - 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.
В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих.
На военно-врачебную комиссию возлагаются: а) проведение медицинского освидетельствования (далее - освидетельствование): граждан, поступающих на военную службу по контракту; граждан, поступающих на приравненную службу; военнослужащих; граждан, призываемых на военные сборы; граждан, проходящих военные сборы; граждан, проходивших военные сборы и др.; в) контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
В силу п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).
Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Согласно ст. 2 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе: Д - не годен к военной службе.
На основании п. 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии.
Пунктом 102 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565 закреплено, что военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В случае если на момент получения военным комиссаром (начальником отдела военного комиссариата) заключения независимой военно-врачебной экспертизы работа призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет завершена, заключение независимой военно-врачебной экспертизы рассматривается при освидетельствовании гражданина, проводимом в рамках работы следующей призывной комиссии.
На основании п. 103 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, заключение независимой военно-врачебной экспертизы о признании военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ограниченно годным к военной службе или не годным к военной службе в течение 3 рабочих дней со дня получения военным комиссаром (начальником отдела военного комиссариата) направляется по месту прохождения военнослужащим военной службы для освидетельствования его военно-врачебной комиссией.
Копия заключения независимой военно-врачебной экспертизы подшивается в личное дело призывника.
В обоснование своих доводов административным истцом представлено заключение независимой военно-врачебной экспертизы.
Как следует из заключения комиссии экспертов ЧМУ "Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия" N 570 от 28.07.2023 г., производившейся с 24.07.2023 года по 28.07.2023 года, по данным представленных медицинских документов, у Максимова Д.А. имеется "диагноз", которые соответствует категории годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе (при призыве на военную службу - по статье 58 "в", 65 "б", 59 «в», 33 "б" графы I приложения N 1 положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года N 565).
Данные выводы сделаны на основе описания состояния здоровья Максимова Д.А. в медицинских документах.
Оценив изложенные обстоятельства по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным решения призывной комиссии адрес от 07.11.2023 года о годности к военной службе, удовлетворению не подлежат, поскольку исходя из отсутствия анамнеза заболевания, других осмотров, и исследований, подтверждающих вышеуказанные диагнозы, Призывная комиссия посчитала недостоверными, а решение Частного медицинского учреждения «Первая городская независимая военно-врачебная комиссия» адрес пристрастным.
В части, касающейся заболеваний опорно-двигательного аппарата, согласно материалам дела:
26.07.2021 г. рентгенография стоп с нагрузкой: Продольное плоскостопие правой стопы 1 т. Угол наклона 134°. Поперечное плоскостопие левой стопы 1 адрес отклонения 1 пальца слева 16°. Признаков артроза суставов стоп не определяется.
22.11.2021 г. рентгенография левого голеностопного сустава. Заключение: Рентген-признаки могут соответствовать артрозу левого голеностопного сустава 1-2 ст.
02.03.2022 г. рентгенография левого голеностопного сустава. Заключение Признаки артроза пяточно-кубовидного сочленения.
03.06.2022 г. МРТ левого голеностопного сустава. Заключение: МР-картина соответствует артрозу 1-2 ст. голеностопного сустава. МР-данных за наличие травматических изменений не выявлено.
13.05.2022 г. осмотрен врачом-травматологом-ортопедом ФГБУ «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова» Минздрава России Чеботаревым В.В. Установлен диагноз: Контрактура ахиллового сухожилия. Ограничение тыльного сгибания (без указания углов максимального сгибания).
24.08.2022 г. осмотрен врачом-травматологом-ортопедом ГБУЗ «ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ» Сухаревой А.Г. Установлен диагноз: Посттравматические изменения таранной кости слева. Передний импиджмент синдром слева. Двухсторонний артроз голеностопных суставов 1-2 адрес на деформацию, боль, ограничение движения в голеностопных суставах из-за укорочения ахиллового сухожилия. Объем движений в голеностопных суставах (без указания стороны): подошвенное сгибание - 110° тыльное сгибание - 87°. Даны рекомендации.
К пункту "г" ст. 65 Положения относятся:
Хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций
В пунктах «а», «б», «в» ст. 65 Положения указаны заболевания и сопутствующие им состояния, при наличии которых призывнику устанавливается категория «В» или «Д», то есть категории, по которым гражданин не призывается в мирное время.
В соответствии с п. «б» ст. 26, Положения, категория «В» устанавливается при наличии патологии:
нестабильность плечевого сустава и надколенника с частыми (3 и более раза в год) вывихами, нестабильность коленного сустава II-III степени;
деформирующий артроз в одном из крупных суставов (ширина суставной щели 2-4 мм);
остеомиелит (в том числе первично хронический) с ежегодными обострениями;
стойкая контрактура одного из крупных суставов с умеренным ограничением амплитуды движений.
К пункту "в" относятся:
нестабильность крупного сустава, ключицы или надколенника с редкими (менее 3 раз в год) вывихами или неустойчивостью, определяемой клинически и с помощью методов лучевой диагностики;
остеомиелит с редкими (раз в 2-3 года) обострениями при отсутствии секвестральных полостей и секвестров;
стойкая контрактура одного из крупных суставов с незначительным ограничением амплитуды движений;
последствия повреждений (приобретенное удлинение) ахиллова сухожилия, связки надколенника и сухожилия двуглавой мышцы плеча с ослаблением активных движений в суставе.
Оценка амплитуды движений в суставах (в угловых градусах) (дополнительная таб. №4 Положения)
Голеностопный, подошвенное сгибание: 150-121 – норма, 120-111 – ограничение незначительное, 110-101 – ограничение умеренное, 100 и меньше – ограничение значительное. Тыльное разгибание: 70-74 – норма, 75-79 – ограничение незначительное, 80-84 – ограничение умеренное, 85 и больше – ограничение значительное.
В медицинских документах Максимова Д.А. отсутствуют объективные данные о диагнозах, указанных в п. «а», «б», «в» ст. 65 Положения.
На призывной комиссии предъявлял жалобы на дискомфорт в области стоп, мелких суставов, усиление при длительной ходьбе, умеренное ограничение движений в голеностопных суставах. Со слов призывника и данных ЕМИАС, - с детства наблюдался ортопедом. Лечился амбулаторно, стационарно консервативно. При рентгенографии стоп от 28.07.2021 г. - продольное плоскостопие 1 степени. Рентгенография от 22.11.2021 г. - артроз левого голеностопного сустава. 1 адрес курс реабилитационного лечения с 31.05 по 06.06.2023 г. в филиале №2 ГАУЗ «МНПЦ МРВСМ ДЗМ» с улучшением.
При осмотре: состояние удовлетворительное. Походка не нарушена. Ходит без опоры, наступает полной стопой. Стопы пронированы, незначительное искривление стоп. Отеков нет, гиперемии кожных покровов нет. Отмечается болезненность при пальпации в крайних положениях сгибания и разгибания стоп. Омозолелости стоп нет. Подошвенное сгибание: справа - 129, слева - 120,5. Тыльное разгибание: справа - 70, слева - 74,5.
Результаты диагностических исследований: Рентгенография голеностопных суставов от 07.07.2023 г. - умеренно выраженный артроз левого и правого голеностопных суставов. Рентгенография стоп с нагрузкой от 25.07.2023 г. - справа: высота свода - 36 мм, угол свода - 134, слева: высота свода - 38 мм, угол свода - 130.
Установлен диагноз: Артроз голеностопных суставов 1 степени, продольное плоскостопие 1 степени.
На основании пункта «г» ст. 65 гр. I Постановления признан «Б-3» - годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Так установлено, согласно материалам дела, что пациент по поводу патологии стоп проходил реабилитационное и восстановительное лечения с хорошим результатом. При прохождении призывной комиссии диагноз «контрактура голеностопного сустава» не выставлялся (показатели в пределах нормы). Призывник претензий к хирургу и качеству освидетельствования не предъявлял.
Ранее Максимов Д.А. неоднократно направлялся на дообследование в стационары в связи с возможным заболеванием сердца (дефект межпредсердной перегородки). Данный диагноз при стационарном обследовании не подтвержден.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения обязательные диагностические исследования.
Приложениями к Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Каких-либо оснований сомневаться в правильности заключения врача, руководящего работой по освидетельствованию граждан, не имеется. Освидетельствование административного истца проведено с участием врачей-специалистов, перечисленных в статье 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено.
Административный истец полагает, что у него имеется заболевание, соответствующее иной категории годности, а также указывает, что врачами-специалистами не приняты во внимания его заболевания. Между тем, никаких допустимых доказательств с его стороны данному обстоятельству не было предоставлено.
Таким образом, оспариваемое решение принято призывной комиссией субъекта по результатам медицинского освидетельствования и изучения имеющихся медицинских документов, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела и состоянию здоровья административного истца.
Судом учтен отказ Максимова Д.А. от предложенной военным комиссариатом госпитализации для обследования и принятие мер по лечению заболеваний, которые возможно были бы выявлены на основании его жалоб на здоровье датируемое 18.02.2019 годом.
Доводы административного истца о том, что при проведении его медицинского освидетельствования призывная комиссия проигнорировала диагноз, который он указал в административном исковом заявлении не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны лишь на субъективном мнении административного истца о работе врачей-специалистов, проводивших его медицинское освидетельствование, доказательств представления на медицинскую комиссию медицинских документов, на которые в обоснование заявленных требований ссылается административный истец, материалы дела не содержат.
Таким образом, судом установлено, что все необходимые действия по принятию решения призывной комиссией выполнены без нарушения прав административного истца, как призывника, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными и компетентными лицами, а их правомерность в ходе судебного разбирательства подтверждена надлежащими доказательствами, в связи с чем оснований ставить под сомнение оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии, суд не находит.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания оспариваемого административным истцом решения призывной комиссии адрес незаконным и его отмены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку суд отказал в удовлетворении основной части требований, то не подлежат удовлетворению и производные требования.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 172-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового Максимова Д.А. к Объединённому военному комиссариату адрес, Военному комиссариа░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░,- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░