РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 04 декабря 2014 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Александров А.О.,
при секретаре Хруповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Динера А.И. об оспаривании решения призывной комиссии Военного комиссариата Красноярского края по <данные изъяты> <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Динер А.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата Красноярского края по <данные изъяты> г<данные изъяты> от 10 ноября 2014 года о призыве Динер А.И. на военную службу.
Требования мотивированы тем, что решением призывной комиссии Военного комиссариата Красноярского края по Ленинскому району г. Красноярска от 10 ноября 2014 года Динер А.И. был признан годным к военной службе и призван на военную службу. Заявитель полагает, что решение призывной комиссии, а также заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были приняты в нарушение норм действующего законодательства, в связи с чем на заявителя была возложена обязанность прохождения военной службы. Согласно ч. 1 ст. 5.1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на воинскую службу по контракту проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. По согласованию с командиром (начальником) воинской части для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. В силу ч. 3 ст. 5.1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. На основании п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных силах РФ в целях определения категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 58 ФЗ Закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», военно-врачебная экспертиза является одним из видов медицинских экспертиз. В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, военно-врачебная экспертиза входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, следовательно, по мнению заявителя, подлежит лицензированию. В силу пункта 3 Постановления Правительства от 28 июля 2008 года № 574 «Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе», независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе. Из смысла Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензия на осуществление отдельных видов деятельности может быть выдана только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отвечающим совокупности предъявляемых требований. Однако ни Отдел военного комиссариата <данные изъяты> по <данные изъяты> и <адрес>м, ни призывная комиссия <адрес>, не являются ни самостоятельными юридическими лицами, ни филиалами Военного комиссариата <данные изъяты>, в связи с чем они не могут иметь лицензию на проведение военно-врачебной экспертизы. Решение призывной комиссии от 10 ноября 2014 года о призыве Динера А.И. на военную службу, по мнению заявителя, принято в нарушение норм действующего законодательства, а именно лицом, не имеющим лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы.
В судебное заседание заявитель Динер А.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, доверил представление интересов представителю по доверенности Ю.И.М.
Представитель Динера А.И., действующий на основании доверенности Ю.И.М., в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Военного комиссариата <данные изъяты>, призывной комиссии по <данные изъяты> и <адрес>м <адрес> П.Н.В. просила в удовлетворении требований Динера А.И. отказать в полном объеме, указывая на законность принятого призывной комиссии решения от 10 ноября 2014 года о призыве Динера А.И. на военную службу.
Выслушав объяснения Юрьева И.М., П.Н.В., исследовав материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Динера А.И. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно ч. 1 ст. 5.1 Закона РФ от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Порядок организации и проведения такого освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии со ст. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II "Расписание болезней" приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Как установлено в судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ Динер А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прошел медицинское освидетельствование в отделе ВККК по <данные изъяты> районам <адрес>. 10 ноября 2014 года Динеру А.И. по результатам медицинского освидетельствования было дано заключение о годности к военной службе с <данные изъяты> Динер А.И. принят на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ года.
Из личного дела призывника Динера А.И. видно, что Динер А.И. прошел освидетельствование у всех необходимых для призыва в армию врачей.
Как видно из имеющегося в деле заключения врачей-специалистов, основанием для принятия решения призывной комиссии от 10 ноября 2014 года о призыве Динера А.И. на военную службу явились результаты медицинского освидетельствования Динера А.И. врачами-специалистами, а именно: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом. По результатам медицинского освидетельствования было принято итоговое заключение о годности Динера А.И. к военной службе по категории годности <данные изъяты> годен с <данные изъяты>.
Как видно из материалов дела, итоговое заключение о годности Динера А.И. к военной службе по категории годности <данные изъяты> соответствовало выявленным данным о состоянии его здоровья на момент принятия оспариваемого решения, и не позволяло освободить Динера А.И. от призыва на военную службу.
При этом, требования действующего законодательства о проведении медицинского обследования призывника Динера А.И. призывной комиссией были соблюдены, результаты медицинского исследования состояния здоровья Динера А.И. получены до даты вынесения заключения врачом, руководящим работой медицинского персонала.
По смыслу закона, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В обоснование законности принятого решения о призыве Динера А.И. на военную службу представителем Военного комиссариата ФИО1 края суду представлено личное дело призывника Динера А.И., в котором имеются все документы о его медицинском освидетельствовании с заключением о годности к военной службе с незначительными ограничениями.
Кроме того, судом учитывается, что заявитель Динер А.И. имел возможность при несогласии с заключением о категории годности пройти контрольное медицинское освидетельствование, независимую экспертизу согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", Положению о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. N 574.
Как установлено в судебном заседании, обжалуемое заявителем Динер А.И. решение от 10 ноября 2014 года о призыве на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с законодательством РФ после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Между тем, в вышестоящую военно-врачебную комиссию или за проведением независимой военно-врачебной экспертизы Динер А.И. не обращался, допустимых доказательств наличия у него на момент проведения медицинского освидетельствования заболевания, дающего право на освобождение от призыва с учетом статей Расписания болезней, не представил, о назначении судебной медицинской экспертизы заявитель не просил.
Доводы Динера А.И. и его представителя Ю.И.М. о том, что оспариваемое решение о призыве принято призывной комиссией, не имеющей лицензии, являются несостоятельными, поскольку граждане, подлежащие призыву на военную службу, которые еще не являются военнослужащими, проходят медицинское освидетельствование, а не военно-врачебную экспертизу, в связи с чем положения Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона РФ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", предусматривающие обязательное лицензирование медицинской деятельности, не имеют правового значения при рассмотрении вопросов о законности принятого призывной комиссией решения и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии с п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Распоряжением Губернатора Красноярского края от 26.09.2014 года № 447-РГ «Об организации призыва граждан 1987-1996 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную службу в октябре – декабря 2014 года» утверждены составы медицинской комиссии для обеспечения медицинского освидетельствования призывников, согласно приложению. Врачи-специалисты, проводившие освидетельствование в отношении Динера А.И. входят в указанный перечень, в связи с чем доводы представителя Динера А.И. – Ю.И.М. о том, что освидетельствование проведено лицом, не имеющим соответствующих полномочий, являются несостоятельными.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о соблюдении порядка проведения медицинского освидетельствования Динера А.И.
Кроме того, суду не предоставлено сведений и доказательств о наличии у Динера А.И. каких-либо заболеваний, в силу которых Динер А.И. может быть признан не годным к военной службе.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что поскольку медицинское освидетельствование Динера А.И. проведено в соответствии с законодательством, порядок проведения освидетельствования нарушен не был, обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу было принято в соответствии с действующим законодательством РФ, при этом суду не предоставлено сведений и доказательств о наличии у Динера А.И. каких-либо заболеваний, в силу которых Динер А.И. может быть признан не годным к военной службе, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Динера А.И. о признании незаконным решения призывной комиссии Военного комиссариата ФИО1 края по <адрес> от 10 ноября 2014 года о призыве Динера А.И. на военную службу, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.О. Александров