Дело № 2а-220/2017
Поступило 07.08.2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2017 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,
с участием истца Соболева Ю.А.,
представителя истца Гуль Л.Н.,
представителя заинтересованного лица Труш М.Ю.,
при секретаре Артюковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соболева Ю.А. к призывной комиссии Кожевниковского района Томской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Соболев Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Кожевниковского района Томской области о признании решения №, оформленного протоколом ДД.ММ.ГГГГ незаконным. В обоснование заявленного требования указал, что он состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата Кожевниковского района Томской области. Вышеуказанным решением призывной комиссии его признали не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислили в запас с выдачей справки формы № 1/У вместо военного билета. При зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы после 1 января 2014 года. Следовательно, к юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельствам относится факт того, является ли заявитель лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва либо отсрочки после 1 января 2014 года. При этом, факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет. Согласно свидетельству о рождении от 30.07.1987 года он родился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, 27 лет ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. В период с 01.01.2014 года по ДД.ММ.ГГГГ каких-либо мероприятий, связанных с его призывом на военную службу, не проводилось. Таким образом, правовых оснований для вынесения оспариваемого решения у призывной комиссии военного комиссариата Кожевниковского района Томской области не имелось. Решение военного комиссариата выдано на основании решения комиссии № и выдача справки 1У нарушает его конституционные права и мешает дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел РФ, где он трудоустроен с 29.08.2009 года.
Административный истец Соболев Ю.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснив, что в 2005 году встал на воинский учет по месту жительства и регистрации в Кожевниковском районе. В связи с получением им высшего образования ему была предоставлена отсрочка до 2009 года. С 2009 года он работает в ГИБДД, каких-либо мероприятий, связанных с его призывом на военную службу, не проводилось, повестки ему не направлялись. С воинского учета он не снимался, заявления никакого не писал, поскольку фактически местожительства не менял. С какой целью его личное дело было направлено в военкомат в <данные изъяты> область, и было ли оно вообще куда-либо направлено, поскольку туда не поступало, он не знает.
Представитель административного истца Гуль Л.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии Кожевниковского района Томской области Малолетко А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – помощник начальника юридического отделения военного комиссариата Томской области Труш М.Ю. в судебном заседании показала, что Соболев Ю.А. состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата по Кожевниковскому району Томской области, согласно решению комиссии по постановке граждан на воинский учет. Согласно алфавитной книге учета призывников, Соболев Ю.А. снят с учета в 2008 году и только в 2017 году после обращения в военкомат за военным билетом, Соболев Ю.А. представил документы о своем трудоустройстве с 2009 года в <данные изъяты>. Информация о трудоустройстве Соболева Ю.А. из <данные изъяты> не поступала. Доводы заявителя о том, что он повесток не получал, ничего о призыве не знал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения им военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований от прохождения военной службы по призыву (освобождение от призыва на военную службу, отсрочка от призыва граждан на военную службу). Соболеву Ю.А. отсрочка и освобождение от призыва не была предоставлена. Призыв на военную службу является воинской обязанностью гражданина РФ, в статье 10 Закона и в удостоверении призывника прямо указаны обязанности призывника. Соболев Ю.А., в нарушении указанной статьи не исполнил свои обязанности, с 2008 года не состоял на воинском учете. С 2014 года гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в качестве документа воинского учета выдается не военный билет, а справка, как документ персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим отношение к исполнению воинской обязанности. Данный документ не нарушает право на труд. Кроме того, считает, что Соболевым Ю.А. пропущен срок для обращения в Кожевниковский районный суд Томской области об оспаривании вышеуказанного решения, поскольку, зная о том, что решение выносилось призывной комиссией Кожевниковского района Томской области, Соболев Ю.А. обратился с административным исковым заявлением в Шегарский районный суд Томской области.
Заслушав стороны, свидетеля, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, которая осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, в разделе III (в редакции, действующей с 31 мая 2014 года) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее - Положение).
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (в ред.от 20.05.2014), при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П указал, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Согласно справке Администрации Кожевниковского сельского поселения № года Соболев Ю.А. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> кв. 1 с 01.01.2002 года по настоящее время (л.д. 13).
В судебном заседании установлено и подтверждается выпиской из алфавитно-учетной книги, Соболев Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 12.02.2005 года был поставлен на воинский учет в военном комиссариате по Кожевниковскому району по месту жительства в с<адрес> 10.10.2005 года на основании п. п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Соболеву Ю.А. предоставлена отсрочка до 30.06.2009 года. Снят с учета в РВК <данные изъяты> области, исх № года (л.д. 24-25).
Согласно ответам Военного комиссариата <данные изъяты> области, Соболев Ю.А. у них на воинском учете не состоит и не состоял, личное дело призывника Соболева Ю.А. не поступало (л.д. 29-31).
06.03.2017 года Соболев Ю.А. обратился с заявлением к военному комиссару Шегарского и Кожевниковского районов Томской области о выдаче военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста (л.д. 20).
Из рапорта начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу от 20.04.2017 года следует, что на основании документов, имеющихся в личном деле призывника следует признать Соболева Ю.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 26).
Согласно карте медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, Соболев Ю.А., 1987 года рождения здоров и годен к военной службе (л.д. 32).
Из объяснительной Соболева Ю.А. от 06.03.2017 года ВРиО военного комиссара Шегарского и Кожевниковского районов Томской области следует, что он не проходил военную службу в связи с тем, что на военную службу не призывался, повесток прибытия для прохождения военной службы не получал (л.д. 23).
Согласно протоколу призывной комиссии Кожевниковского района Томской области № года Соболев Ю.А. признан годным к военной службе, на основании п. 1.1 ст. 28 ФЗ-53 от 28.03.2017 года зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований. В соответствии с указанным решением Соболеву Ю.А. взамен военного билета выдана справка серии № (л.д. 34-35, 33, 8, 50-52).
Свидетель И. в судебном заседании показал, что является начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Шегарского и Кожевниковского районов, участвовал в заседании призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года в качестве заместителя председателя. Пояснил, что решение комиссии принято на основании имеющихся документов на Соболева Ю.А., который согласно алфавитно-учетной книги в 2005 году встал на воинский учет, ему предоставлена отсрочка до 30.06.2009 года, в 2008 году снят с воинского учета в связи с убытием в <данные изъяты> область. На основании чего последний был снят с учета, ему не известно, но это происходит либо по заявлению военнообязанного, либо по запросу личного дела из другого военкомата, куда последний встал на учет. В период с 01.01.2014 года по 21.07.2014 года каких-либо мероприятий, связанных с призывом Соболева Ю.А. на военную службу, не проводилось, поскольку в 2008 году он снят с учета.
Из анализа вышеуказанных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы после 1 января 2014 года.
Следовательно, к юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельствам относится факт того, является ли заявитель лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (статья 23 Федерального закона) либо отсрочки (статья 24 Федерального закона) после 1 января 2014 года. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Из свидетельства о рождении следует, что Соболев Ю.А. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), в данном случае юридически значимый период времени с 01.01.2014 года до достижения возраста 27 лет, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.03.2014 № 189 весенний призыв осуществлялся с 01 апреля 2014 года по 15 июля 2014 года.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно ч. 3 названной статьи на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 26 данного Федерального закона).
На основании п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В силу п. 2 ст. 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).
Между тем, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Соболев Ю.А. 25.09.2008 года снят с воинского учета, его личное дело направлено в РВК <данные изъяты> области. Со слов Соболева Ю.А., никакого заявления о снятии с учета он не писал, в <данные изъяты> области никогда не проживал. Из ответа Военного комиссариата <данные изъяты> области следует, что Соболев Ю.А. у них на воинском учете не состоит и не состоял, соответственно личное дело призывника Соболева Ю.А. к ним не поступало. В отсутствие материалов личного дела призывника, утраченного военным комиссариатом, не представляется возможным установить, что послужило основанием для снятия Соболева Ю.А. с воинского учета.
Соответственно, в период с 01.01.2014 года по ДД.ММ.ГГГГ года каких-либо мероприятий, связанных с призывом Соболева Ю.А. на военную службу не проводилось.
Из положений статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе следует, что обязанность по организации призыва граждан, подлежащих призыву на военную службу, входит в обязанности военного комиссариата и призывной комиссии.
Из материалов административного дела невозможно установить соблюдение призывной комиссией данных требований, а потому правовых оснований для вынесения оспариваемого решения у призывной комиссии Кожевниковского района Томской области не имелось.
При таких обстоятельствах решение призывной комиссии Кожевниковского района Томской области, оформленное протоколом ДД.ММ.ГГГГ года, о признании Соболева Ю.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нельзя признать законным и обоснованным.
Следовательно, требование Соболева Ю.А. о признании указанного решения незаконным подлежит удовлетворению.
Выслушав доводы представителя заинтересованного лица относительно пропуска Соболевым Ю.А. срока обращения в суд с административным иском, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года призывной комиссией Кожевниковского района Томской области принято решение в отношении административного истца Соболева Ю.А., оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением Соболев Ю.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.
Соболевым Ю.А. не отрицалось то обстоятельство, что он присутствовал на заседании призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно штампу входящей корреспонденции Соболев Ю.А. 20 июня 2017 года обратился в Шегарский районный суд Томской области с настоящим административным исковым заявлением (л.д. 4-6).
Определением Шегарского районного суда Томской области от 14 июля 2017 года административное исковое заявление передано по подсудности в Кожевниковский районный суд Томской области (л.д. 75-77).
Таким образом, Соболев Ю.А. реализовал свое законное право на обжалование принятого в отношении него решения, первоначально обратившись в суд 20 июня 2017 года, то есть в пределах трехмесячного срока.
Проанализировав представленные доказательства, суд считает, что срок обращения с административным исковым заявлением Соболевым Ю.А. не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Соболева Ю.А. удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии Кожевниковского района Томской области, оформленное протоколом ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Иванникова