Мотивированное решение Дело № 2-4/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шуйское 10 января 2018 года
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Решетова В.Н.,
с участием помощника прокурора Междуреченского района Вологодской области Беляевой Я.А.,
при секретаре Трусовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Междуреченского района в порядке статьи 45 ГПК РФ к администрации Междуреченского муниципального района о возложении обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения поселка Шиченга Междуреченского района Вологодской области в течение всего года, о возложении обязанности в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать условия для оказания скорой и скорой специализированной медицинской помощи выездными бригадами скорой медицинской помощи гражданам, проживающим и пребывающим в поселке Шиченга Междуреченского района Вологодской области,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав, что прокуратурой района проведена проверка по жалобе жителя пос. Шиченга Междуреченского района Б.Н.А. по вопросу отсутствия транспортной доступности, медицинского обеспечения, обеспечения населения поселка услугами торговли.
В результате проверки установлено, что согласно спискам похозяйственных книг на территории поселка проживает 89 граждан. Регулярные перевозки не осуществляются, действует только сезонный маршрут с мая по сентябрь пассажирским катером.
В связи с отсутствием регулярно действующего маршрута граждане, преимущественно престарелого возраста, лишены возможности пользоваться услугами медицинских и аптечных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку на территории поселка они отсутствуют.
Из информации, представленной ответчиком, следует, что организация маршрута регулярных перевозок нерентабельна и невозможна, поскольку отсутствует дорога, соответствующая требованиям безопасности. Бюджет района является высокодотационным и возможность увеличения затрат на выполнение мероприятий по перевозке граждан отсутствует.
Указанные доводы администрации района, как следует из иска, нарушают принципы организации местного самоуправления, призванного решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и не могут являться достаточным основанием для ограничения конституционных прав граждан на свободу передвижения и доступную социальную инфраструктуру.
В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Междуреченского муниципального района в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения пос. Шиченга в течение всего года, а также в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать условия для оказания скорой и скорой специализированной медицинской помощи выездными бригадами скорой медицинской помощи гражданам, проживающим и пребывающим в указанном поселке.
В судебном заседании помощник прокурора Беляева Я.А. иск в части первого требования уточнила: просит обязать ответчика в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения пос. Шиченга в период межсезонья: в октябре - ноябре и в марте-апреле, учитывая, что в остальное время года транспортное обслуживание осуществляется в навигацию по реке Сухона, а в зимний период - по ледовой переправе и по зимнику по берегу указанной реки.
Второе исковое требование просит удовлетворить, как и уточненный иск в целом.
Конкретизируя исковые требования, помощник прокурора указала, что под созданием условий для предоставления транспортных услуг населению пос. Шиченга может быть проработан вопрос о возможности строительства моста через реку Сухона.
Представитель ответчика от администрации Междуреченского муниципального района Иевлев В.Н. уточненные исковые требования не признал, пояснил, что администрация района делает все возможное для функционирования транспортного сообщения между с. Шуйское и пос. Шиченга Междуреченского района.
Так на территории района действует внутрирайонный маршрут внутреннего водного транспорта «Туровец-Шуйское-Туровец», который проходит через пос. Шиченга. Перевозка пассажиров на данном маршруте осуществляется пассажирским катером ежегодно с мая по сентябрь включительно. В зависимости от погодных условий и навигации перевозка продолжается и в октябре месяце.
В межнавигационный период транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом (автобусом) отсутствует. Дорога общего пользования местного значения «Шуйское-Шиченга-Дороватка-Голуби» имеет грунтовое покрытие и эксплуатируется только в зимний период времени как «зимник», то есть автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Указанная дорога не соответствует параметрам автомобильной дороги, поэтому не может быть использована для осуществления пассажирских перевозок автобусом.
Администрацией района ежегодно проводятся электронные аукционы на выполнение работ по зимнему содержанию дороги «Шуйское-Шиченга-Дороватка-Голуби» и устройство и содержание ледовой переправы через р. Сухона. По состоянию на 16.11.2017 администрацией района заключены муниципальные контракты.
Администрацией района прорабатывался вопрос по согласованию обустройства и содержания понтонной переправы через реку Сухона, но был получен отрицательный ответ.
Также проведена работа по вопросу обустройства паромной переправы через реку Сухона, ориентировочная стоимость услуг по перевозке пассажиров в период навигации составит порядка 3 миллиона рублей. Бюджет района является высокодотационным и возможность увеличения финансовых средств на выполнение данных мероприятий отсутствует. По указанной причине не может идти речь и о строительстве моста через р. Сухона, район не в состоянии будет профинансировать его строительство.
В пос. Шиченга имеется помещение фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), но в виду отсутствия специалиста, указанный пункт временно не работает. Подбором тех или иных медицинских работников-специалистов занимается БУЗ ВО «Междуреченская ЦРБ».
Представитель ответчика считает, что администрация района не бездействует в решении указанных в иске вопросов. Обеспечить безопасное транспортное сообщение в период межсезонья администрация не в силах по независящим природным, климатическим обстоятельствам, поскольку для открытия ледовой переправы и зимника требуется продолжительная по времени низкая температура наружного воздуха. Тем не менее, работы по их обустройству ведутся организациями, с которыми заключены муниципальные контракты.
Представитель ответчика от администрации Междуреченского муниципального района Журавлева Л.А. иск также не признала и пояснила, что администрацией района своевременно проводятся аукционы на выполнение работ по зимнему содержанию дороги «Шуйское-Шиченга-Дороватка-Голуби», устройство и содержание ледовой переправы через р. Сухона. На 16.11.2017 года администрацией района заключены муниципальные контракты. На выполнение указанных работ сильное влияние оказывают погодные условия. Если зима холодная, то ледовая переправа вводится в эксплуатацию раньше, как и зимник. При более высокой температуре наружного воздуха указанные работы затягиваются, соответственно, разрешение на их эксплуатацию не выдается дольше.
В летний период транспортное сообщение с пос. Шиченга осуществляется по реке Сухона катером. В межсезонье сообщение временно прекращается.
Администрацией района на основании постановления № 496 от 04.10.2017 «О предоставлении субсидий на развитие мобильной торговли в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах Междуреченского муниципального района» в бюджете района предусмотрена субсидия на возмещение части затрат на горюче-смазочные материалы, произведенные при доставке социально-значимых товаров в малонаселенные и труднодоступные населенные пункты, к которым относится и пос. Шиченга.
Представитель третьего лица от БУЗ ВО «Междуреченская ЦРБ» Гулева А.В. пояснила, что в пос. Шиченга имеется помещение, в котором располагается ФАП, который в настоящее время не работает ввиду отсутствия медицинского работника. Медицинские работники на своем транспорте осуществляют запланированные и неотложные выезды в пос. Шиченга в зимний период через имеющуюся ледовую переправу и по зимнику по берегу реки Сухона, а в период навигации - по реке Сухона.
Фактов гибели людей из-за несвоевременного оказания неотложной скорой помощи из числа жителей пос. Шиченга зафиксировано не было.
Вопросом по подбору специалиста в ФАП в пос. Шиченга занимается ЦРБ.
Представитель третьего лица от администрации поселения Сухонское Междуреченского муниципального района Попушков А.Н. пояснил, что на территории пос. Шиченга на основании похозяйственных книг проживает 89 человек, реально проживают менее 50 человек, в основном предпенсионного и пенсионного возраста.
На сегодняшний момент транспортная доступность в поселок имеется в период навигации водным путем. Данный маршрут осуществляет Междуреченский муниципальный район посредством пассажирского катера по маршруту «Туровец-Шуйское-Туровец», который проходит через пос. Шиченга.
В зимний период транспортное обслуживание осуществляется через ледовую переправу на р. Сухона (зимник). Протяженность дороги 7 км. Данная дорога находится на обслуживании Междуреченского муниципального района.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в поселке осуществляется путем закрепления пожарных мотопомп за 2 мотористами. Администрации поселения Сухонское проводит сходы с жителя пос. Шиченга, на которых проводится инструктаж пожарной безопасности.
Обеспечение жителей поселка услугами торговли осуществляется путем договоренности с индивидуальными предпринимателями по доставке продуктов питания, товаров первой необходимости в летний период по р. Сухона, в зимний период - по зимнику.
Свидетель Б.Н.А. в судебном заседании показал, что в настоящее время в пос. Шиченга проживает порядка 40 человек, в летний период число проживающих увеличивается за счет приезжающих дачников.
Как местный житель, он подтверждает, что с августа 2017 года возникли большие сложности с доставкой продуктов питания из с. Шуйское в пос. Шиченга. Местные жители вынуждены самостоятельно добираться до с. Шуйское в магазины за продуктами.
По указанной причине, представляя интересы жителей пос. Шиченга, он обратился с заявлением в прокуратуру района. Был получен ответ, в котором указывалось, что в адрес главы поселения Сухонское было внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в сфере транспортного обслуживания, торговли, пожарной безопасности, медицинского обслуживания.
Лично он услугами пассажирского катера не пользуется, поскольку проживает в другой части поселка, откуда неудобно добираться до остановки катера. Насколько он помнит, всегда существовали транспортные проблемы в период межсезонья в весенний паводок, когда по реке Сухона несет лед и в период до ледостава, пока на реке не установится сплошной прочный лед.
Суд, выслушав помощника прокурора, выяснив позицию представителя ответчика, представителей третьих лиц, допросив свидетеля, исследовав все материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой района проверки по жалобе жителя пос. Шиченга Междуреченского района Б.Н.А. установлено, что регулярные перевозки граждан пос. Шиченга не осуществляются, действует только сезонный маршрут с мая по сентябрь пассажирским катером.
Статья 27 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на свободу передвижения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131- ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ №323- ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом N 131- ФЗ.
Аналогичные требования изложены в п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ №131- ФЗ.
В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 25.01.2017 №15 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2017, плановый период 2018-2019 г.г.
Указанной программой, а также приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» предусмотрено оказание скорой и скорой специализированной медицинской помощи гражданам в экстренной и неотложной форме.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона №323-ФЗ организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из ответа администрации Междуреченского муниципального района № 2455 от 16.11.2017 следует, что на территории района действует внутрирайонный маршрут внутреннего водного транспорта «Туровец-Шуйское-Туровец», который проходит через п. Шиченга. Перевозка пассажиров на данном маршруте осуществляется пассажирским катером ежегодно с мая по сентябрь. В межнавигационный период транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом (автобусом) отсутствует. Автомобильная дорога общего пользования местного значения «Шуйское-Шиченга-Дороватка-Голуби» имеет грунтовое покрытие и эксплуатируется только в зимний период времени как «автозимник».
Кроме того, дорога не соответствует параметрам автомобильной дороги, т.е. отсутствуют насыпи, покрытия, обочины, водопропускные трубы и т.д. в соответствии с «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», следовательно, не может быть использована для осуществления пассажирских перевозок автобусом.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Администрацией района, как следует из материалов дела и показаний участников процесса, ежегодно проводятся электронные аукционы на выполнение работ по зимнему содержанию дороги «Шуйское-Шиченга-Дороватка-Голуби» и устройство и содержание ледовой переправы через р. Сухона.
Установлено, что по состоянию на 16.11.2017 администрацией района заключены муниципальные контракты: № от 31.10.2017 по объекту «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения по маршруту №6 (за рекой) на территории Междуреченского муниципального района в зимний период 2017-2018 годов (включая и содержание автодороги «Шуйское-Шиченга-Дороватка-Голуби»)»; № от 31.10.2017 по объекту «Выполнение работ по устройству и содержанию ледовой переправы через реку Сухону на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Шуйское-Голуби» в Междуреченском муниципальном районе в зимнем периоде 2017-2018 г.г.».
Отсутствие транспортного сообщения между с. Шуйское и пос. Шиченга в период межсезонья объясняется фактическим отсутствием автомобильной дороги, обустроенной в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, а также отсутствием в летний период автодорожного моста через реку Сухона, понтонного моста или паромного сообщения.
Как следует из ответа администрации Междуреченского муниципального района № 2455 от 16.11.2017, администрацией района прорабатывался вопрос по согласованию обустройства и содержания понтонной переправы через реку Сухона с организацией Вологодский район водных путей - Филиал ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей», отвечающей за судоходство на реке Сухона, в результате получен отрицательный ответ.
Также проведена работа по вопросу обустройства паромной переправы через реку Сухона, ориентировочная стоимость услуг по перевозке пассажиров в период навигации составит порядка 3 миллионов рублей.
При этом установлено, что бюджет района является высокодотационным и возможность увеличения финансовых средств на выполнение данных мероприятий отсутствует.
Также установлено, что поставка товаров в пос. Шиченга в настоящее время осуществляется предпринимателем. Ответчиком прорабатывался вопрос с поставкой товаров также с КХ «Практика» и УФПС ВО Филиал ФГУП «Почта России».
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией Междуреченского муниципального района обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения пос. Шиченга, по созданию условий для оказания скорой и скорой медицинской помощи гражданам, проживающим в указанном населенном пункте, в целом выполняется, за исключением периода межсезонья.
По мнению суда, иск в части возложения на ответчика обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения пос. Шиченга в период межсезонья (март-апрель, октябрь-ноябрь), то есть до открытия навигации - весеннего освобождения реки от льда, и после закрытия навигации - до полного обустройства зимней переправы на р. Сухона и зимника по левому берегу указанной реки, не могут ответчиком быть реально выполнены по независящим от него обстоятельствам, а именно - из-за отсутствия в бюджете района финансовых средств для строительства большого, а соответственно дорогостоящего моста через основную водную (а также судоходную) артерию области - реку Сухону.
При этом суд также учитывает, что администрацией района прорабатывался вопрос по согласованию обустройства и содержания понтонной переправы через реку Сухона, но в итоге был получен отрицательный ответ.
Второе исковое требование удовлетворению, по мнению суда, также не подлежит, учитывая, что его исполнение напрямую связано с исполнением первого искового требования о создании условий и организации транспортного обслуживания населения в период межсезонья.
Более того, как было установлено в судебном заседании, и не опровергнуто истцом, условия для оказания скорой и скорой специализированной медицинской помощи для жителей пос. Шиченга, в период кроме межсезонья, созданы (в период навигации - по реке, в зимний период - по зимнику). В пос. Шиченга имеется ФАП, временно не работающий из-за отсутствия специалиста. При этом вопрос о подборе медицинских кадров не входит в компетенцию ответчика.
При таких установленных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Суд также не усматривает оснований для признания бездействия у ответчика в вопросах организации им транспортного обслуживания населения пос. Шиченга, поскольку, как установлено в судебном заседании, контракты на создание ледовой переправы заключены с ООО «Северная Сосна», работы по ее возведению ведутся, также заключен и контракт на обслуживание зимника по левому берегу реки Сухона.
Суд также исходит из того, что решение должно быть реально исполнимым.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199, 209 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении уточненного искового заявления прокурора Междуреченского района в порядке статьи 45 ГПК РФ к администрации Междуреченского муниципального района о возложении обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения пос. Шиченга Междуреченского района Вологодской области в период межсезонья в октябре - ноябре и в марте-апреле, а также о возложении обязанности в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать условия для оказания скорой и скорой специализированной медицинской помощи выездными бригадами скорой медицинской помощи гражданам, проживающим и пребывающим в поселке Шиченга Междуреченского района Вологодской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.Н. Решетов