Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1677/2017 ~ М-1505/2017 от 26.06.2017

Дело № 2-1677/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дергаусовой И.Е.

при секретаре Илюхиной Н.К.,

с участием истцов Скворцова В.В, Скворцовой В.М., представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Грибенника С.Д., представителя третьего лицо Правительства Ставропольского края по доверенности Порохонько Е.С., представителя третьего лица Министерства финансов Ставропольского края по доверенности Решетниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску В.В., В.М. к Администрации Минераловодского городского округа об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Скворцовы обратились в суд с иском к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта проживания, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества, которое мотивировано тем, что в мае 2017 года они обратилась с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации.

В результате обильных дождей в период с 24 по .............. произошло наводнение и этот домик был затоплен, а все находившееся в нем имущество их семьи было утрачено. Они обратились в администрацию Минераловодского городского округа за получением единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, однако в этом им было отказано в связи с отсутствием регистрации в этом садовом домике и так как тот жилым не является.

Однако домик пригоден для постоянного проживания и отсутствие регистрации в нем не должно ограничивать их право на возмещение ущерба от чрезвычайной ситуации.

Просят суд установить юридический факт постоянного проживания В.В., В.М. в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., ДНТ «Ивушка», .............. пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского ............... Признать пострадавшими В.В., В.М. в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского ............... Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить В.В., В.М. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения.

Истцы В.В. и В.М. поддержали в судебном заседании заявленные исковые требования, просят суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности С.Д. пояснил суду, что истцы проживают в садовом домике, который является нежилым строением, то он согласно ст. 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Ровссийской Федерации" от .............. N 5242-1 не может являться местом их постоянного проживания. Кроме того, истцы имеют постоянную регистрацию в жилом помещении, и имеют право пользования им. Поэтому в исковых требованиях следует отказать.

Представитель третьего лицо Правительства Ставропольского края по доверенности Е.С. просил суд отказать истцам Скворцовым так как истцы проживают в садовом домике, который является нежилым строением.

Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края по доверенности И.В. просила суд отказать истцам, так как установить факт проживания в садовом домике невозможно.

Ответчик Администрация Минераловодского городского округа, третьи лица: ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю не явились в судебное заседание, хотя их представители надлежащим образом уведомлены о слушании дела.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно паспортным данным, В.В. и В.М. с .............. по настоящее время зарегистрированы по адресу: ...............

По свидетельству о регистрации права от .............., В.В. на праве собственности принадлежит садовый дом, площадью 64,9 кв.м., назначение: нежилое, расположенный по адресу: .............., с/т Ивушка, 122, выданный на основании постановления администрации .............. от ..............

Такие же характеристики объекта отражены и в его кадастровом паспорте от ...............

Согласно квитанциям, истцы производят оплату за водо, газо и электроснабжение.

По объяснениям истцов, в установленном порядке они в орган местного самоуправления за переводом этого нежилого здания в жилое не обращались.

Их проживание здесь с 2012 года подтверждено составленными соседями актом.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от .............. ..............-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от .............. .............. с 10 часов .............. введен режим чрезвычайной ситуации.

По справке управления общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа садовый домик по адресу: .............., с/т Ивушка, .............. находится в зоне чрезвычайной ситуации.

По акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от .............., в результате наводнения .............. пострадал нежилой дом по адресу: .............., ДНТ «Ивушка», .............., собственник имущества В.В., член семьи – В.М., повреждены: вода в доме, в подвале, трещина в стене, диван, шкаф для одежды, стол, тумба, тумба под телевизор, стиральная машина, степень повреждения – полная.

.............. В.В. и В.М. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствуют регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от .............. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от .............. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов "а" и "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от .............. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от .............. ..............-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона ..............-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от .............. .............. утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".

Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от .............. .............. утверждены "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека подпункт "г"; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости /из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100000 рублей (п. 2).

Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены .............. .............. Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

По смыслу приведенных норм возмещение ущерба возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.

Абзац 8 ст. 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Ровссий1ской Федерации" от .............. N 5242-1 (в редакции от ..............) определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст. 6 названного Закона для регистрации гражданина по месту жительства, он обязан обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме и предъявить, в том числе, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Таким образом, право гражданина на регистрацию по месту жительства производно от его жилищного права на жилое помещение.

Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают установление таких юридически значимых обстоятельств, как факт причинения в результате чрезвычайной ситуации вреда находящемуся в жилом помещении имуществу первой необходимости, а также факт постоянного проживания гражданина именно в жилом помещении.

Поскольку садовый домик, в котором проживают истцы, является нежилым строением, то право постоянного проживания в нем в смысле жилищного законодательства исключается.

Поэтому установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях.

Само же по себе наличие у истцов нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.

К тому же регистрация истцом в жилом помещении в .............. предполагает их право на проживание там, и, соответственно, наличие там имущества первой необходимости.

При таких обстоятельствах в исковых требованиях суд отказывает.

Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований В.В., В.М. к Администрации Минераловодского городского округа об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 13 августа 2017 года.

Председательствующий судья

2-1677/2017 ~ М-1505/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Скворцов Владимир Викторович
Скворцова Валентина Михайловна
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Дергаусова Ирина Евгеньевна
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
26.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2017Передача материалов судье
27.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2017Подготовка дела (собеседование)
13.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2017Судебное заседание
13.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2017Дело оформлено
20.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее