Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2019 года г.Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Давыдова А.А.,
при секретаре Рудаковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-66/2019 по иску Сидорова Евгения Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Сидоров Е.В. обратился в суд к ответчику о признании решения комиссии ГУФСИН России по Самарской области от 11.07.2018 года о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, и о возложении обязанности принять его на учет с даты подачи рапорта – с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что он проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 14 лет 8 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом и необходимыми документами в территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из трех человек включая сыновей Егора ДД.ММ.ГГГГ и Владислава ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГУФСИН России по Самарской области он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В указанный период времени истец со своими несовершеннолетними детьми был зарегистрирован и проживал в квартире, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей на праве собственности бывшей теще истца Отпущенниковой Л.В. и ее дочери, сестре жены истца Марусиченко Е.В. В указанной квартире истец с семьей проживали с 2012г. по 2016г. ДД.ММ.ГГГГ. брак между истцом и его супругой был расторгнут, по решению суда дети после расторжения брака остались проживать с отцом. ДД.ММ.ГГГГ. решением собственников квартиры, расположенной по адресу: <адрес> недвижимость была продана, истец и его дети были сняты с регистрационного учета и выехали из жилого помещения. В дальнейшем, Отпущенниковой Л.В. была приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес> куда истец и его дети были зарегистрированы и проживают в указанной квартире с согласия собственника в настоящее время. Истец указал, что не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, собственной недвижимости у него и его детей не имеется. Его снятие с регистрационного учета и переселение из квартиры, принадлежащей его бывшей теще и ее дочери, в другое жилое помещение, также принадлежащее бывшей теще истца, не свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий его семьи, поскольку каких-либо действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий им не совершалось. Вынужденный переезд истца и его детей из квартиры, принадлежащей Отпущенниковой Л.В. и ее дочери Марусиченко Е.В. в другое жилое помещение, приобретенное Отпущенниковой Л.В., также как и регистрация по новому мету жительства, были необоснованно расценены ответчиком как намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий, в связи с чем, полагает, что решение комиссии ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения выплаты, а именно в связи с отчуждением бывшей тещей истца жилого помещения по адресу: <адрес> было принято незаконно.
В судебном заседании представитель истца Гранат М.А., действующий по доверенности, исковые требования поддержал. Дополнил, что на момент постановки истца и его детей на данный учет, он уже перестал быть членом семьи собственника квартиры, в которой был зарегистрирован, так как на момент постановки на учет брак с супругой - расторгнут. На момент продажи своей квартиры бывшая теща так же не являлась для него членом семьи, а потому его правовое положение с момента постановки на учет не изменилось.
Представитель ответчика УФСИН России по Самарской области, И.А. Кальмагаева, действующая на основании доверенности, просила отказать в иске по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому основанием для снятия истца с учета было не только ухудшение жилищных условий, то есть отчуждение бывшей тещей квартиры, в которой истец был зарегистрирован и проживал, но и не предоставление обязательных документов. Кроме того, дополнила, что требование истца о возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения противоречит конституционному принципу разделения властей, в соответствии с которым органы судебной власти проверяют законность принятых решений, не подменяя органы исполнительной власти.
Выслушав представителей сторон по делу, исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 данных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что основанием для снятия истца Сидорова Е.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты послужило ухудшение жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения указанной выплаты ( п.5 ч.8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ ) вторым основанием для снятия с учета явилось отсутствие документа, на основании которого истец продолжал пользоваться жилым помещением до 2016 года, а так же в связи с отсутствием документов, на основании которого он вселен и пользуется жилым помещением по адресу: <адрес> ( п.4 ст. 31 Жилищного кодекса)
Наличие условий для определения законности нахождения в очереди для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов.
Установлено и подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. заявитель состоял в браке с Сидоровой (Отпущенниковой) Натальей Викторовной. У бывших супругов имеются сыновья Сидоров Егор Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ и Сидоров Владислав Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ Решением мирового судьи судебного участка Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02.03.2015г. № после расторжения брака местом жительства несовершеннолетних сыновей признано место жительства их отца. На момент постановки на учет заявитель (с ДД.ММ.ГГГГ с сыновьями Егором ДД.ММ.ГГГГ и Владиславом ДД.ММ.ГГГГ а также бывшей супругой ДД.ММ.ГГГГ ее сестрой ДД.ММ.ГГГГ и ее матерью ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 63,9 кв.м по адресу: <адрес> которое на праве общей долевой собственности принадлежит матери бывшей супруги (доля 2/3) и сестре бывшей супруги (доля 1/3). Так как истец был вселен в указанное помещение в качестве зятя (члена семьи), соответственно, на одного зарегистрированного приходилось 10,65 кв.м (63,9 кв.м : 6) (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
Каких-либо документов, на основании которых истец продолжал пользоваться указанным жилым помещением после ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения брака) в комиссию УФСИН, не представлено.
Согласно рапорту, поданному в комиссию ДД.ММ.ГГГГ истец просит внести изменения в учетное дело в связи с изменением его жилищных условий и постоянной регистрацией по новому месту жительства совместно с сыновьями в квартире общей площадью 30,2 кв.м. по адресу: <адрес>
Из представленных сведений учетного дела, бывшая супруга истца Сидорова Н.В. так же зарегистрирована по данному адресу. Всего по данному адресу зарегистрированы истец, два сына и бывшая супруга, все с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, собственником данного жилого помещения согласно Выписки из ЕГРН является так же бывшая теща и мать бывшей супруги истца – Отпущенникова Л.В., которая вопреки доводам истца, продолжает оставаться членом семьи для внуков и сыновей истца. В указанном жилом помещении на одного зарегистрированного приходится 7,55 кв.м.
Документ, на основании которого истец вселен в данное жилое помещение в комиссию (соглашение, договор найма/аренды, безвозмездного пользования и т.д.,) так же не представлено.
Принимая во внимание факт регистрации и пользования истцом после расторжения брака (после ДД.ММ.ГГГГ) жилым помещением, принадлежащим бывшей теще; снятие с регистрационного учета в связи с отчуждением жилого помещения собственником и вселение истца с детьми с новой постоянной регистрацией в жилое помещение, которое так же принадлежит бывшей теще; факт регистрации истца с детьми по новому адресу вместе с бывшей супругой; факт признания бывшей супругой иска о расторжении брака с последующим проживанием несовершеннолетних детей по месту жительства отца (истца), который фактически своего жилого помещения не имеет, а так же не предоставление в комиссию документов, подтверждающих вышеуказанные основания вселения истца в жилое помещение по новому адресу, в совокупности дают основания полагать о совершении им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Доводы истца о том, что его правовой статус по отношению к собственнику жилого помещения (бывшей тещи) с момента постановки на учет не изменился, не может быть принят во внимание, поскольку истец был поставлен на учет с детьми, которые в свою очередь, продолжая оставаться членами семьи собственника жилого помещения (внуками), фактически вселены и зарегистрированы в квартиру существенно меньшей площади.
Согласно пп. б п. 15 ч. II Правил, сотрудник снимается с учета для получения выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ, с намерением получения выплаты в большем размере, а именно в связи с отчуждением жилых помещений или их частей (п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ).
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст.ст. 56 и 67 ГПК РФ, суд полагает оспариваемое решение Комиссии обоснованным и правомерным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сидорова Евгения Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05.02.2019г.
Судья: А.А. Давыдова