РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 января 2018 года п.Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Зуева А.М.,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности, Медведева В.Я., государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Авдеева А.В., заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Лосюкова Е.Н.,
рассмотрев административный материал по жалобе ФИО1 на постановление от 02 ноября 2017 года № 197-118 заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, которым Медведев Медведев В.Я., признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7, ч.2 ст.8.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
02 ноября 2017 года заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю вынесено постановление, которым Медведев В.Я. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7, ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Медведев В.Я. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что из материалов проверки (акта, фототаблицы и план-схемы) следует, что угрозой причинения окружающей природной среде послужило зарастание участка «сорными растениями» и неиспользование его. Зарастание земельного участка «сорными растениями» не может послужить угрозой причинения вреда окружающей природной среде, т.к. «сорные растения» являются частью окружающей природной среды. В постановлении указывается, что на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0280103:127 в вегетационный период 2016 года не проводились мероприятия по борьбе с сорной растительностью, однако, в материалах дела нет документов, подтверждающих, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, мероприятия, указанные в п.2 ст.13 Земельного кодекса, к его земельному участку не относятся. Напротив, в постановлении указано, что по составу произрастающих растений почвенного покрова участок на момент осмотра не является пашней, сенокосом или пастбищем, а также не является природным сеянным кормовым угодьем. Земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером использовался им в период с 2014-2017 гг. для получения сеянцев хвойных пород (деревьев), саженцев хвойных пород, содержащихся в «Перечне видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции», а также пчеловодства. Осмотр земельного участка проводился в его (Медведева В.Я.) отсутствие, не на всей территории, в течение всего 1 часа. В постановлении от 02.11.2017 №197-118 по делу об административном правонарушении указаны противоречивые факты: в третьем абзаце стр. 2 указано, что на участке произрастает бодяк полевой и кипрей узколистный, а в первом предложении стр.4 пишется, что растения медоносы на участке не зафиксированы, тогда как бодяк полевой и кипрей узколистный являются медоносами и используются им на земельном участке именно в этих целях. Информация, какого уровня было достигнуто плодородие на земельном участке при его приобретении 09.12.2011 года ему не предоставлялась. Административным органом в ходе проверки и рассмотрения дела данная информация также не установлена, поэтому судить об ухудшении либо улучшении плодородия вышеуказанного земельного участка невозможно. Непонятно, на основании чего вынесшее постановление должностное лицо пришло к выводу, что зарастание сорной растительностью ухудшило качественное состояние почв, окружающей природной среды земельного участка. Доказательством неиспользования земельного участка, по мнению административного органа, является его зарастание древесной растительностью свыше 30%. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 года №369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным назначением деятельности в субъектах РФ», неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка; на пастбище не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насождений и не производится раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность или закустаренность составляет на пашне 15% площади земельного участка; залесенность или закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет 30%; закочкаренность и (или) заболоченность свыше 20% площади земельного участка. Земельный участок с кадастровым №24:11:0280103:127 имеет разрешенный вид использования и используется для сельскохозяйственного производства, и не имеет разрешенного вида использования: сенокос, пастбище, многолетние насаждения, пашня, иные виды сельскохозяйственных угодий. Следовательно, при оценке использования земельного участка можно применить только следующий признак перечня - закочкаренность и (или) заболоченность свыше 20 % площади земельного участка, что материалами дела не установлено.
Медведев В.Я. в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям. Кром того, пояснил, что он является собственником земельного участка с кадастровым № с 2011 года, и с этого времени по настоящее время на участке осуществляется сенокошение, сено с участка раздается местным жителям, также выращивались хвойные породы деревьев. Указанный участок планируется использовать для реализации государственной программы по выращиванию продукции для детского питания.
Представители административного органа Авдеев А.В., Лосюков Е.Н. просили оставить жалобу без удовлетворения, как необоснованную, постановление – без изменения.
Исследовав представленные материалы, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено, в том числе, решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения и об изменении постановления.
Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Частью 2 ст.8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как следует из статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно частей 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде, а также в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 года N 369.
В соответствии с указанным Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Обязанности собственников, владельцев, пользователей земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного установлены ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Из ст.8 данного Закона следует, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия сельскохозяйственного назначения» воспроизводство плодородия сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
В судебном заседании установлено и из представленных материалов следует, что Медведев В.Я., с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 268600 м2 (26,86 га), с кадастровым номером 24:11:0280103:127, расположенным <данные изъяты>Майский», №
На основании приказов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 06.06.2017 № 1404-П-4-118, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора 18.07.2017 с 10 час. 30 мин. до 11 час. 30 мин., 11.08.2017 с 10 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки информации, изложенной в мотивированном представлении от 10.05.2017 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде на указанном земельном участке.
При осмотре земельного участка установлено, что данный земельный участок в вегетационный период 2016 года в целях сельскохозяйственного назначения не использовался, на участке не проводились мероприятия по борьбе с сорной растительностью (вспашка, культивация, боронование, сенокошение, дискование, применение гербицидов), на всей его площади 268600 м2 (26,86 г.) участок зарастает сорной растительностью, а именно дикорастущими растениями, обитающими на сельскохозяйственных угодьях следующего видового состава: пырей ползучий, бодяг полевой, кипрей узколистный, крапива двудомная. На момент осмотра сорные растения 2016 года находятся с осыпанными семенами.
В соответствии с ГОСТом 16265-89 сорные растения (сорняки) - дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшают его качество, благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений. Зарастание сорной растительностью негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельного участка и приводит к разносу семян сорных растений на прилегающие участки. Зарастание не очаговое, сорные растения равномерно расположены по участку. Сорные растения 2016 года не уничтожались и прошли все фазы роста и развития растений от всходов до опадения семян. Сорная растительность вегетационного периода 2016 года представлена на участке сухостоем. Кроме того, в результате длительного неиспользования указанный участок зарос древесной растительностью (сосной), образованной путем самосева в результате естественного возобновления. Залесенность земельного участка составляет свыше 30%. Сосна высотой около 2 метров. Каждый год на дереве (кроме первых двух лет) образуется новая мутовка ветвей, соответственно по количеству мутовок можно судить о возрасте дерева. Возраст сосен согласно методу определения по мутовкам составляет более 5 лет. Полное отсутствие признаков посевов сельскохозяйственных культур, отсутствие стерни, пожнивных остатков сельскохозяйственных культур 2016 года, прогона и выпаса скота, сенокошения. По составу произрастающих растений и состоянию почвенного покрова участок на момент осмотра не является пашней, сенокосом либо пастбищем, а также не является природным, сеяным кормовым угодьем. Стояков для пчел (ульев) и растений медоносов на участке не зафиксировано.
Установленные факты свидетельствуют о невыполнении собственником земельного участка – Медведевым В.Я. требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в установленный Законом срок, т.е. о совершении правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 8.7, ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются: актом проверки от 11.08.2017 года № 280-118, согласно которому в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280103:127 выявлено нарушение требований ст.ст.13, 42 Земельного кодекса, ст.8 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и фототаблицей к акту, на которой зафиксировано неиспользование участка в целях сельскохозяйственного производства, зарастание участка сорной и древесной растительностью, приказом Россельхознадзора Управления по Красноярскому краю о проведении внеплановой выездной проверки, мотивированным представлением о необходимости проведения внеплановой выездной проверки в отношении собственника земельного участка с кадастровым №; выпиской из ЕГРН, согласно которой земельный участок с указанным кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства; протоколами проб и испытаний; протоколами от 20.09.2017 года об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 8.7, ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ, составленным в отношении Медведева В.Я. в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, иными представленными по делу документами.
Доводы жалобы о том, что зарастание земельного участка сорными растениями не может послужить угрозой причинения вреда окружающей природной среде, т.к. они являются частью окружающей природной среды, являются несостоятельными.
Так, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280103:127 относится к землям сельскохозяйственного назначения. Согласно ГОСТу 16265-89, Постановлению Совмина РСФСР от 18.05.1962 N 698 «Об усилении борьбы с сорными растениями» (вместе с «Основными общереспубликанскими правилами по борьбе с сорными растениями на территории РСФСР»), Земельному кодексу РФ сорные растения снижают величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшают его качество, создают очаги распространения болезней и вредителей растений. Зарастание сорной растительностью негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельного участка и приводит к разносу семян сорных растений на прилегающие участки. В стеблях и листьях многих сорных растениях содержатся ядовитые вещества, они также могут стать причиной аллергических реакций у человека, а заросшие поля создают пожароопасную ситуацию. На сельскохозяйственных угодьях не допускается зарастание сорными растениями, деревьями и кустарниками, загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 79 Земельного кодекса РФ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями - в составе земель сельскохозяйственного назначения и имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280103:127 относится к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
По сведениям ФГБУ ГЦАС «Красноярский» земельный участок, расположенный в Емельяновском районе с указанным кадастровым номером относится к типу угодий, является пашней.
В связи с изложенным, также нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что земельный участок с кадастровым № не относится к сельскохозяйственным угодьям.
Ссылки в жалобе на осуществление сельскохозяйственного производства на земельном участке, выразившееся в выращивании медоносов, сеянцев хвойных пород, являются несостоятельными, так как согласно акту проверки земельный участок зарастает сорной растительностью, на участке присутствует сорная растительность вегетационного периода 2016 года, представленная сухостоем, сорная растительностью прошлых лет представлена отмершими, сгнившими и полегшими на почву частями, на земельном участке не проводились фитосанитарные мероприятия по уничтожению сорной растительности, участок в целях сельскохозяйственного производства не использовался, зарос древесной растительностью (сосной), образованной путем самосева в результате естественного возобновления, стояков для пчел (ульев) на участке не зафиксировано.
Кроме того, согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) коды 02.10.12.111, 02.10.11.110, указанные в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 (ред. от 31.03.2017) «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» семена и сеянцы деревьев хвойных пород, отнесены к продукции лесоводства.
Проведение осмотра земельного участка в отсутствие Медведева В.Я. не влечет признание незаконными доказательств, полученных по результатам осмотра, так как из представленных материалов следует, что Медведев В.Я. был надлежащим образом уведомлен о проведении проверки и ему было предложено обеспечить присутствие его либо представителя, что подтверждается уведомлением о проведении проверки, приказом о ее проведении и почтовым уведомлением о получении Медведевым В.Я. данных документов.
Факт неиспльзования земельного участка Медведевым В.Я. для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении и актом проверки, фототаблицей, согласно которым: на участке полностью отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью (вспашка, культивация, боронование, дискование и другие виды обработки почвы, отсутствие стерни, пожнивных остатков сельскохозяйственных культур; отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота; в результате длительного неиспользования (более 3-х лет подряд) указанный участок зарастает древесной растительностью - сосной обыкновенной; на участке отсутствуют следы химической обработки против сорной растительности; мероприятия по сохранению и повышению плодородия (агрохимическое обследование, внесение минеральных и органических удобрений) не проводились, тем самым не выполнялись агрохимические мероприятия; залесенность участка составляет свыше 30 %.
Данные признаки в соответствии с «Перечнем признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности» (утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 года №369) указывают на неиспользование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280103:127 для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Доводы Медведева В.Я. о том, что вопреки указанию в постановлении, произрастающие на его земельном участке бодяк полевой и кипрей узколистный являются медоносам, не являются основанием для отмены постановления должностного лица, так как из представленных материалов не усматривается тех данных, что земельный участок используется для пчеловодства. Согласно акту осмотра, стояков для пчел (ульев) на участке не зафиксировано. Кроме того, сам заявитель Медведев В.Я. в судебном заседании не указывал на использование земельного участка для пчеловодства, пояснил, что с 2011 года на участке осуществляется сенокошение, сено с участка раздается местным жителям, выращивались хвойные породы деревьев.
Доводы жалобы об отсутствии информации о том, какого уровня было достигнуто плодородие на используемом земельном участке при его приобретении 09.12.2011 года и в настоящее время не могут быть приняты во внимание, так как данная информация определяющим образом не влияет на установление состава административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ.
Виновность Медведева В.Я. в совершении указанных правонарушений подтверждена совокупностью материалов по делу и сомнений не вызывает.
При этом доказательств невозможности соблюдения Медведевым В.Я. требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, использования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с этим деятельности, не имеется, а равно доказательств принятия им исчерпывающих мер для соблюдения правовых норм в области охраны окружающей среды и природопользования.
Назначенное Медведеву В.Я. наказание соответствует требованиям закона и санкции ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, с учетом правил ст.4.4 КоАП РФ, является справедливым.
С учетом изложенного, суд находит доводы жалобы несостоятельными, вину Медведева В.Я. в совершении административного правонарушения - установленной и доказанной, а выводы должностного лица соответствующими обстоятельствам дела. Оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении судом не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление от 02 ноября 2017 года № 197-118 заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в отношении Медведева В.Я., оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Зуева А.М.