Дело № 2-2628/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 25.12.2017 года
Мотивированное решение составлено 29.12.2017 года
г. Ступино Московской области 25 декабря 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Струковой П.С. при секретаре Сухомлиновой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солдатеновой Натальи Валерьевны к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в Ступинский городской суд с иском, в котором, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит: признать незаконным решение, оформленное Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФР № 25 по г. Москве и Московской области по отказу в досрочном назначении пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы в календарном исчислении: период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - 1 год 3 месяца в льготном исчислении в должности <данные изъяты>, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 дня календарно в должности <данные изъяты>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 2 года 2 месяца 03 дня календарно в должности <данные изъяты>; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 года 7 месяцев 29 дней календарно в должности <данные изъяты>, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 1 год 05 месяцев 03 дня календарно в должности <данные изъяты>; период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ - 11 лет 09 месяцев 18 дней в льготном исчислении в должности <данные изъяты>. Обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости со ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ-УПФР № 25 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 1 пп. 20 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно вышеуказанной статьи назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.
Протоколом заседания комиссии по вопросу реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Не принимаемый к зачету специальный стаж по второму варианту 18 лет 8 месяцев 12 дней. С отказом она согласна.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика возражал в отношении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица не явился, возражений не представил.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как установлено из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ-УПФР № 25 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 1 пп. 20 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Протоколом заседания комиссии по вопросу реализации пенсионных прав граждан № 197 от 24.05.2017 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Не принимаемый к зачету специальный стаж по второму варианту 18 лет 8 месяцев 12 дней.
Так, не включен в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости период работы с 15.04.1987 года по 15.10.1987 года - 7 мес 16 дней в должности фельдшера <данные изъяты>, поскольку к данному периоду работы применялась номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ № 395 от 03.11.1999 года, в которой учреждение «детский дом» не предусмотрено.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, входит должность фельдшера независимо от наименования должности и ведомственной принадлежности. Данное Постановление действовало до 01.10.1993 г. Следовательно, работа в должности медсестры в детском доме приходится на действия этого Постановления и не зависит от времени обращения за назначением льготной пенсии.
Иное толкование закона свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что выражалось бы в отмене льгот и гарантий, установленных ранее действующим законодательством, что не допустимо в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, определяющей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Ответчиком ее включен в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по старости период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 дня в должности <данные изъяты>, а так же период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 2 года 02 месяца 03 дня в должности <данные изъяты>, поскольку должность «фельдшер-диспетчер», «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде» не предусмотрены Номенклатурой должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 1066 от 22.09.1999 г. в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 г., были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации N 377 от 15.10.1999, в числе среднего медицинского персонала поименованы должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Поскольку, работа истца в должности фельдшера-диспетчера, согласно номенклатуре - фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, осуществлялась в период когда законодательством гарантировалось включение такой работы в льготный стаж, то указанный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Кроме того, не включен в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по старости период с 18.01.1991 по 16.09.1993 года — 2 года 07 месяцев 29 дней в должности медсестры участковой кожного отделения стационара СТМО, период с 17.09.1993 года по 19.02.1995 год — 1 год 05 месяцев 03 дня в должности медсестры палатной кожного отделения стационара СТМО, так как номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения № 395 от 03.11.1999 в котором ТМО - не предусмотрены.
При этом, в соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ N 38 от 14.05.2001 года работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 2 года 07 месяцев 29 дней в должности <данные изъяты>, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год — 1 год 05 месяцев 03 дня в должности <данные изъяты> должны быть включены в стаж, дающий право на назначение пенсии.
Также не включен в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по старости период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ — 11 лет 09 месяцев 18 дней в должности <данные изъяты> поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и п. 6 Правил учреждения комплексного центра социального обслуживания населения» отделение СОР не предусмотрены.
В вышеназванном Списке в графе средний медицинский персонал раздела "Наименование должностей" указана "постовая медицинская сестра, медицинская сестра", а в пункте 8 раздела "Наименование учреждений" указаны "Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований)".
Согласно должностной инструкции обязанности постовой медсестры предусматривают своевременно и качественно выполнять процедуры назначенные врачом -терапевтом, оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, вводить лекарственные препараты, проводить учет и списание лекарственных препаратов, проводить лечебные препараты.
В уставе учреждения в п.п.2.3 Устава указано, что целью деятельности Учреждения является улучшение и восстановление здоровья клиентов, осуществление социальной и медицинской реабилитации клиентов путем проведения мероприятий оздоровительного, социального и лечебно-трудового характера, оказания медицинской помощи, организации досуга и отдыха.
Что, в свою очередь, не исключает отнесение ГАУСО МО «Ступинского комплексного центра социального обслуживания населения» стационарного отделения социально-оздоровительной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов «Сосновый бор», являющегося по Уставу учреждением социального обслуживания, к числу "Центров органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований), осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения", которые предусмотрены Списком от 29.10.2002 N 781.
Таким образом, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Солдатенковой Н.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Солдатенковой Натальи Валерьевны к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области удовлетворить:
Признать незаконным решение, оформленное Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР № 25 по г. Москве и Московской области по отказу в досрочном назначении пенсии Солдатенковой Натальи Валерьевне по старости;
Обязать ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости Солдатенковой Наталье Валерьевне периоды работы в календарном исчислении: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 3 месяца в льготном исчислении в должности <данные изъяты>, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 дня календарно в должности <данные изъяты>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 2 года 2 месяца 03 дня календарно в должности <данные изъяты>; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 года 7 месяцев 29 дней календарно в должности <данные изъяты>, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 1 год 05 месяцев 03 дня календарно в должности <данные изъяты>; период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ - 11 лет 09 месяцев 18 дней в льготном исчислении в должности <данные изъяты>
Обязать ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области назначить Солдатенковой Наталье Валерьевне досрочную пенсию по старости со ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья П.С. Струкова