Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1383/2021 от 05.02.2021

66RS0006-01-2020-003833-82

№ 2-1383/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург                                                         05 апреля 2021 года

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А., при секретаре Коноваловой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конашевич А. С. к УМВД России по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации за сверхурочное время службы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Конашевич А.С. обратилась в суд с иском к УМВД России по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации за сверхурочное время службы, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что в период с 22 апреля 2002 года по 13 декабря 2019 года истец проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации на должности заместителя начальника - начальника отдела по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции №15 УМВД России по г. Екатеринбургу. 12 декабря 2019 года приказом < № > уволена из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. При увольнении истцу выплачено пособие в размере семи окладов денежного содержания. Иных выплат при увольнении работодателем произведено не было. При выполнении служебных обязанностей в случае служебной необходимости истец в соответствии с Порядком № 65 уполномоченным руководителем привлекалась к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие дни. Данный факт надлежащим образом оформлялся в табелях и утверждался уполномоченным руководителем. В 2018 году согласно табелю учета служебного времени, утвержденного начальником отдела полиции №15 УМВД России по г. Екатеринбургу полковником полиции Ф.М. Куклиным, по состоянию на конец учетного периода истцу подлежала компенсация за 2018 года в количестве 296 часов. Истец зная, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация не должна превышать 120 часов, обратилась с рапортом на имя начальника УМВД России по г. Екатеринбургу через непосредственного руководителя о предоставлении ей дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие дни, в ночное время с января 2018 года по октябрь 2018 года, в количестве 22 дня (296 часов - 120 часов = 176/8), согласно табелю учета служебного времени за январь - октябрь 2018 года, с 01 декабря 2018 года, однако истцу было отказано со ссылкой на невозможность в силу служебных обстоятельств. Истец полагала, что компенсация за 176 часов будет выплачена при увольнении. В декабре 2018 года за сверхурочную работу за 2018 года в количестве 120 часов истцу было выплачено 28 628 рублей 14 копеек, следовательно, компенсация за сверхурочное время службы за 176 часов 2018 года составляет 41 987 рублей 88 копеек. Истцу так же был причинен моральный вред, который она оценивает в 10 000 рублей. На основании вышеизложенного истец просит взыскать с ответчика денежную компенсацию за сверхурочное время службы в количестве 176 часов за 2018 года в размере 41 987 рублей 88 копеек, компенсацию морального вреда 10 000 рублей.

В судебном заседании истец Конашевич А.С. с доводами отзыва на исковое заявление не согласилась, указывая, что срок исковой давности ею не пропущен, а исковые требования подлежат удовлетворению. После объявленного в судебном заседании перерыва истец не явилась, извещена о времени и месте продолжения судебного заседания надлежащим образом, представила письменные пояснения, в которых просила дело рассмотреть в свое отсутствие. Также указала, что требования о выплате денежной компенсации за сверхурочное время службы основано на положениях ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец могла обратится с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха только к своему непосредственному руководителю, а не к начальнику УМВД России по г. Екатеринбургу. Доводы ответчика о возможности выплаты компенсации только в течение этого же бюджетного года несостоятельны, поскольку законом предусмотрена возможность внесения изменений в смету на текущий бюджетный год с учетом фактической потребности. С доводами о пропуске исковой давности истец также не согласна, поскольку полагала, что компенсация за неиспользованные дни отпуска будет выплачена при увольнении. Ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате и неполной выплате заработной платы в течение года со дня установленного срока выплат. В связи с чем считает доводы ответчика о пропуске срока исковой давности ошибочными.

Представитель ответчика УМВД России по г. Екатеринбургу Яковлева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала письменное заявление о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, где указано, что срок исковой давности в соответствии с ч. 4 ст. 72 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» составляет три месяца со дня когда, гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Конашевич А.С. оформила рапорт 29 ноября 2018 года, однако в предоставлении дополнительных дней отпуска ей было отказано. В суд она обратилась 08 сентября 2020 года, то есть с пропуском срока исковой давности.

Кроме того, в отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что истец действительно с 22 апреля 2002 года по 13 декабря 2019 года проходила службу в должности заместителя начальника - начальника отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 15 УМВД России по г. Екатеринбургу. В 2018 году, согласно табелю учета служебного времени у Конашевич А.С. имелось 296 часов за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01 февраля 2018 года №50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в силу п. 293 которого сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с п.56 Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Пунктом 58 Порядка предусмотрено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации). В 2018 году, Конашевич А.С. по ее просьбе, изложенной в рапорте, в установленном порядке, осуществлена выплата денежной компенсации (120 часов) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. В связи с чем требования о выплате оставшихся часов за 2018 год являются необоснованными, так как действующим специальным законодательством, установлено ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год. Остальные часы могли быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются лишь по заявлению (рапорту) сотрудника. Доводы истца о подаче соответствующего рапорта и согласования его с непосредственным руководителем (К.А.С.), полагает не соответствующим реальным обстоятельствам. В соответствии с п. 275 Порядка сотрудник привлекается к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, начальника структурного подразделения органа, организации, подразделения МВД России, в составе которого имеется кадровое подразделение, которому он подчинен по службе. Согласно п. 285 Порядка компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В соответствии с п. 290 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка, руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка. Согласно п. 291 Порядка рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля. Таким образом, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени осуществляется начальником территориального органа (в конкретном случае начальником УМВД России по г. Екатеринбургу) по рапорту сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем, после чего данный рапорт передается сотруднику, ответственному за ведение табеля. Однако, из рапорта истца от 29 ноября 2018 года следует что он не соответствует предъявляемым требованиям: рапорт не согласован с начальником отдела полиции № 15 УМВД России по г. Екатеринбургу; правом предоставления дополнительных дней отдыха, обладает начальник территориального органа, соответственно должностное лицо - «К.А.С.» не имел возможности решить вопрос о фактическом предоставлении таких дней (в данном случае, в целях соблюдения правил внутреннего документооборота от данного должностного лица необходима была только соответствующая резолюция об уведомлении); в УМВД России по г. Екатеринбургу данный рапорт не поступал, истец в УМВД России по г. Екатеринбургу с данным рапортом не обращалась, что ставит под сомнение наличие данного рапорта в указанный период. Доводы истца о том, что соответствующая выплата (оставшиеся часы) будет произведена при увольнении, несостоятельны, так как, в этом случае, у нее отсутствовал бы рапорт от 29 ноября 2018 года. Кроме того, специальным действующим законодательством этот аспект не предусмотрен и не знать этого истец в силу занимаемой ей руководящей должности не могла. Истец могла воспользоваться своим правом в рамках п. 285 Порядка и присоединить дополнительные дни отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску. Также полагает, что истец злоупотребляет правом совершая недобросовестные действия при реализации своих трудовых прав в части не предоставления рапорта в УМВД России по г. Екатеринбургу о предоставлении ей в 2018 году дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности. На основании изложенного ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд рассматривает дело в отсутствие истца в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6, 10 ст. 53 указанного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 9 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 691, действовавшего до 03 апреля 2018 года, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели.

В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (п. 10 Порядка от 19 октября 2012 года № 961).

Пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в Порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (п. 18 Порядка).

В соответствии с п. 274, 284, 285, 290 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01 февраля 2018 года № 50, действующего с 03 апреля 2018 года, в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации. Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

В силу п. 293 указанного Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в Порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Согласно п. 56, 58, 61 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министра внутренних дел России от 31 января 2013 года № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год. На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.

Из названных норм права следует, что для сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства, установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. Для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Конашевич А.С. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации, последняя замещаемая должность начальник отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 15 УМВД России по г. Екатеринбургу, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 10-29).

Приказом от 12 декабря 2018 года < № > (л.д. 30) Конашевич А.С. уволена с 13 декабря 2019 года, на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

Согласно табелям учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел за период с января по ноябрь 2018 года (л.д. 32-41) количество подлежащих компенсации часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни составило 296 часов.

В декабре 2018 года истцу произведена выплата денежной компенсации в размере 28 628 рублей 14 копеек за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год за 120 часов, что следует из справки по начисленным суммам (л.д. 43).

Изложенное выше нормативно-правовое регулирование предоставления компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные предусматривает возможность предоставления дней отдыха в другие дни или же путем присоединения таких дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника с рапортом о выплате денежной компенсации возможность ее получения ограничена 120 часами в год.

Таким образом, установленное законодателем специальное правовое регулирование не предусматривает возможность выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни свыше 120 часов.

В связи с чем оснований для выплаты истцу компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в количестве 176 часов не имелось. Истцом указанная компенсация за 2018 год была получена в максимальном размере (за 120 часов).

Остальные часы выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в количестве 176 часов могли быть компенсированы Конашевич А.С. только путем предоставления дней отдыха или же путем присоединения таких дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Дополнительные дни отдыха в качестве компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год, представителем нанимателя не предоставлялись.

Истцом в материалы дела представлена копия рапорта от 29 ноября 2018 года о предоставлении дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 22 дней с 01 декабря 2018 года (л.д. 42), однако рапорт, согласно имеющимся на нем отметкам, был возвращен в связи со служебной необходимостью.

При этом, в рапорте отсутствуют сведения о его направлении лицу, которому он адресован - начальнику УМВД России по г. Екатеринбургу и регистрации в УМВД г. Екатеринбурга. Кроме того, как следует из пояснений истца она к начальнику УМВД России по г. Екатеринбургу с данным рапортом не обращалась.

Не воспользовалась истец правом на предоставление дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни путем присоединения этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, доказательств обратного не представлено.

При разрешении настоящего спора обстоятельствами, имеющими юридическое значение, является факт своевременного обращения истца за предоставлением дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время и наличие в действиях ответчика злоупотребления правом, которые должны подтверждаться совокупностью достоверных и допустимых доказательств, объективно свидетельствующих о нарушении прав истца.

Вместе с тем, таких доказательств, свидетельствующих о своевременном обращении истца за предоставлением дополнительных дней отдыха, наличии в действиях ответчика злоупотребления правом истцом не представлено и судом при разрешении спора не добыто.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации за сверхурочное время службы в количестве 176 часов за 2018 год в сумме 41 987 рублей 94 копейки не имеется.

Разрешая заявление ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд учитывает, что в соответствии с ч. 4, 5 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

При этом вопреки доводам истца, оснований для применения к спорным правоотношениям норм Трудового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам. Следовательно, в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ нормы трудового законодательства к спорным отношениям не применяются.

Наличие в специальном законодательстве нормы относительно сроков обращения в суд за разрешением служебного спора, исключает возможность применения к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в том числе для граждан ранее состоявших на службе в органах внутренних дел, норм трудового законодательства, в данном случае ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Доводы истца о применении к спорным правоотношениям положений ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем отклоняются судом.

Учитывая пояснения истца о составлении рапорта на предоставление дополнительных дней отдыха и его возвращении 29 ноября 2018 года, суд полагает, что о нарушении своего права истец узнала 29 ноября 2018 года, однако иск подан суд 08 сентября 2020 года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.

С учетом приведенного выше правового регулирования правоотношений сторон относительно предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, с учетом их особого правового статуса, а также принимая во внимание установленное законодателем ограничение по размеру выплачиваемой компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (120 часов), у истца отсутствовали основания полагать, что компенсация за оставшиеся 176 часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год будут выплачены истцу при увольнении.

Более того, даже с момента увольнения истца (13 декабря 2019 года) и до момента подачи настоящего иска в суд (08 сентября 2020 года) прошло более трех месяцев.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год.

Обстоятельств, объективно препятствовавших Конашевич А.С. своевременно обратиться в суд с иском за разрешением служебного спора в установленный срок и позволяющих восстановить пропущенный срок, не установлено. Доводы истца о выходе на другую работу сразу же после увольнения, к таким обстоятельствам не относятся и не могут служить уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.

Поскольку срок обращения в суд пропущен истцом, о пропуске срока ответчиком сделано заявление, пропуск срока является самостоятельным основанием отказа в иске не зависимо от фактических обстоятельств дела.

Доводы истца о том, что ее требования основаны на положениях ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, судом отклоняются, поскольку истцом требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск не заявлялось, к взысканию истцом заявлена компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, порядок предоставления которой предусмотрен специальным законодательством Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ. Указанная компенсация не является отпуском по смыслу ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, а представляет собой дополнительную социальную гарантию в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации за сверхурочное время службы не имеется.

Не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку является производным от основного требования о взыскании компенсации за сверхурочное время службы, в удовлетворении которого истцу отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Конашевич А. С. к УМВД России по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации за сверхурочное время службы, компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья                                                                               Е.А. Лащенова

Мотивированное заочное решение изготовлено 12 апреля 2021 года.

Судья                                                                               Е.А. Лащенова

2-1383/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Конашевич Алена Станиславовна
Ответчики
УМВД России г Екатеринбурга
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Лащенова Евгения Андреевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky--svd.sudrf.ru
05.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Дело оформлено
16.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее