Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1335/2015 ~ М-1360/2015 от 20.07.2015

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2015

Дело № 2-1335/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЗАТО г. Североморск 24 июля 2015 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Курчак А.Н.

при секретаре Власовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации ЗАТО г. Североморск на действия судебного пристава-исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск УФССП по Мурманской области ФИО1., связанные с назначением нового срока исполнения и взысканием исполнительского сбора,

Установил:

Администрация ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – заявитель) обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, их действий (бездействий), указав, что 16.07.2015 судебным приставом – исполнителем ОСП ЗАТО г. Североморск Управления федеральной службы судебных приставов по Мурманской области ФИО1., по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства от 13.07.2015 № ***, возбужденного на основании исполнительного документа ФС № ***, выданного Североморским районным судом Мурманской области по делу № 2-1249, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения.

Администрация ЗАТО г. Североморск считает постановление от 16.07.2015 о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Решением Североморского районного суда Мурманской области от 13.07.2015 администрация ЗАТО г. Североморск обязана обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 6 и № 44 теплоснабжения. Решение в части подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 6 и № 44 теплоснабжения подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с нормой п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Анализ норм материального права, регулирующих правоотношения в сфере организации местного самоуправления, теплоснабжения свидетельствует о том, что полномочия органа местного самоуправления ограничиваются решением вопросов, связанных с организацией и налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям.

Во исполнение решения Североморского районного суда Мурманской области от 13.07.2015, в целях реализации полномочий, предусмотренных п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, отнесенных к вопросам местного значения муниципального образования ЗАТО г. Североморск, администрацией ЗАТО г. Североморск издано распоряжение от 13.07.2015 № 834-р, в соответствии с которым ОАО «Мурманэнергосбыт», МУП «Североморские теплосети», ООО «Североморскжилкомхоз», ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление «Мурманский», ООО «Северный форпост» рекомендовано не отключать теплоснабжение в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и обеспечить бесперебойную циркуляцию и заполнение теплоносителем теплосистем отопления муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, то есть в пределах полномочий организовано скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям.

Кроме того, ранее 06.07.2015 в адрес ОАО «Мурманэнергосбыт» направлены ходатайства о подключении муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 44 и № 6 к системам центрального отопления в целях подачи теплоснабжения.

Ранее распоряжением администрации ЗАТО г. Североморск от 29.05.2015 № 659-р ОАО «Мурманэнергосбыт» и ООО «Североморскжилкомхоз» предписывалось обеспечить бесперебойную подачу теплоснабжения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

При этом у администрации ЗАТО г. Североморск отсутствует возможность самостоятельно осуществлять производство тепловой энергии и ее подачу на объекты социальной инфраструктуры муниципального образования ЗАТО г. Североморск. Единственной ресурсоснабжающей организацией осуществляющей производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям является ОАО «Мурманэнергосбыт».

Таким образом, законные основания для вынесения 16.07.2015 постановления о взыскании исполнительского сбора и назначение нового срока исполнения у судебного пристава – исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск Управления федеральной службы судебных приставов по Мурманской области ФИО1., отсутствовали, в связи с исполнением администрацией ЗАТО г. Североморск решения Североморского районного суда Мурманской области от 13.07.2015 в пределах предоставленных законом полномочий.

На основании изложенного, просит признать постановление судебного пристава – исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск от 16.07.2015 ФИО1 о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, недействительным полностью со дня его вынесения. Обязать ОСП ЗАТО г. Североморск устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов администрации ЗАТО г. Североморск, связанное с изданием постановления от 16.07.2015 о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения.

Представитель администрации ЗАТО г. Североморск Шамшутдинов Р.Ш. в судебном заседании, доводы, изложенные в заявлении поддержал и просил его удовлетворить.

Представители ОСП ЗАТО г. Североморск Шпортко Н.П. и Джулаева О.А., в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления, поддержали доводы, изложенные в возражениях на заявление, указав, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя от 16.07.2015 является законным, обоснованным и соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». После вынесения решения суда от 13.07.2015, теплоснабжение в детские сады не подано, доказательств исполнения решения суда, обращенного к немедленному исполнению, заявителем не представлено, как и доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы.

Иных оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя от 16.07.2015 незаконным, заявителем не приведено.

Заслушав представителя заявителя и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обозрев исполнительное производство № ***, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Как установлено судом, решением Североморского районного суда от 13.07.2015 удовлетворены исковые требования прокурора г. Североморска к администрации ЗАТО г. Североморск о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним воспитанникам МБДОУ № 6 и № 44 в связи с отключением указанных образовательных учреждений от отопления и не подключением их к отоплению, возложении обязанности обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 6 и № 44 теплоснабжения.

В части подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 6 и № 44 теплоснабжения, решение суда обращено к немедленному исполнению.

13.07.2015 на исполнение судебному приставу-исполнителю ОСП ЗАТО г. Североморск поступил исполнительный лист № ФС № 001529216, подлежащий немедленному исполнению в части обязания администрации ЗАТО г. Североморск обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 6 и № 44 теплоснабжения.

На основании вышеуказанного исполнительного документа 13.07.2015 возбуждено исполнительное производство № ***, копия постановления была получена заявителем 14.07.2015.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 12 вышеуказанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно положений ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из п. 7 названной статьи при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Исходя из приведенных выше правовых норм, положения ст. 401 ГК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.

Как предусмотрено п.п. 1, 3, 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В связи с чем, судебным приставом-исполнителем необходимо выносить постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении бюджетного учреждения или органа местного самоуправления, так как законодательство об исполнительном производстве не дифференцирует порядок и условия исполнения требований в зависимости от субъективного состава участников исполнительного производства.

Ответственность должника за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательства или за причинение вреда исключается при наличии действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Непреодолимая сила определяется в законодательстве как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, к которым относятся явления стихийного характера: землетрясение, сильные снегопады, цунами и т.д. К форс-мажорным обстоятельствам могут относиться определенные явления общественной жизни: военные действия, эпидемии, забастовки, а также различные запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.

Для освобождения должника от ответственности он должен доказать наличие как самой непреодолимой силы, так и причинной связи между нарушением обязательства и непреодолимой силой.

15.07.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП ЗАТО г. Североморск было установлено неисполнение заявителем - администрацией ЗАТО г. Североморск решения Североморского районного суда от 13.07.2015, обращенного к немедленному исполнению, о чем составлены соответствующие акты.

В связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», руководствуясь ст. ст. 6, 12, 14 и 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», 16.07.2015 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., а также постановление о назначении нового срока исполнения, которым заявителю установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, а именно до 17.07.2015.

Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, как на основания, препятствовавшие вынесению постановлений о назначении нового срока исполнения и взыскания исполнительского сбора, в частности ограничением полномочий органа местного самоуправления только решением вопросов, связанных с организацией и налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.

При этом доводы заявителя о том, что администрацией ЗАТО г. Североморск в пределах предоставленных им полномочий исполнено решение суда от 13.07.2015, суд находит несостоятельными.

Так, в материалах дела, имеются распоряжение администрации ЗАТО г. Североморск от 29.05.2015 № 659-р, которым предписывалось обеспечить бесперебойную подачу теплоснабжения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, а также ходатайства учреждений от 06.07.2015, направленные в адрес ОАО «Мурманэнергосбыт» о подключении муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 44 и № 6 к системам центрального отопления в целях подачи теплоснабжения.

Указанные документы (направлены до вынесения решения суда от 13.07.2015), по мнению заявителя - администрации ЗАТО г. Североморск, свидетельствуют об исполнении решения суда.

Вместе с тем, за исключением распоряжения администрации ЗАТО г. Североморск от 13.07.2015 № 834-р, в котором Управлению образования администрации ЗАТО г. Североморск поручено обеспечить муниципальные дошкольные образовательные учреждения теплоснабжением, а ОАО «Мурманэнергосбыт», МУП «Североморские теплосети», ООО «Североморскжилкомхоз», ОАО «РЭУ» в лице филиала «Мурманский» и ООО «Северный форпост» рекомендовано не отключать теплоснабжение в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и обеспечить бесперебойную циркуляцию и заполнение теплоносителем теплосистем отопления, никаких иных действий во исполнение решения суда не предпринято.

При этом данное распоряжение не содержит сведений о подаче в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 6 и № 44 теплоснабжения.

Представителем заявителя в рамках ст. 56 ГПК РФ в судебное заседание не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о проведении работ и совершении каких-либо действий с целью подачи теплоснабжения в поименованные в судебном решении дошкольные учреждения.

Таким образом, суд исходит из того, что должником (заявителем по делу) не представлено доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации ЗАТО г. Североморск.

Оспариваемое постановление от 16.07.2015 о назначении нового срока исполнения и взыскания исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах его должностных полномочий, соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона «об исполнительном производстве» и не нарушает права и свободы заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельства, оснований для отмены оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя от 16.07.2015, не имеется.

Кроме того, из материалов дела не усматривается, что заявитель с заявлением об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или освобождении от взыскания (в порядке ст. 434 ГПК РФ, ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») в суд не обращался, как и с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения самого судебного решения, которое до настоящего момента должником не исполнено.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ,

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления администрации ЗАТО г. Североморск на действия судебного пристава-исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск УФССП по Мурманской области ФИО1., связанные с назначением нового срока исполнения и взысканием исполнительского сбора, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Курчак

2-1335/2015 ~ М-1360/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация ЗАТО г. Североморск
Другие
УФССП по Мурманской области ОСП ЗАТО г.Североморск
УФССП по Мурманской области
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Курчак А.Н.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
20.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2015Передача материалов судье
21.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2015Судебное заседание
28.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее