Судья – Подгайнова Н.В.
Дело № 33 –7946/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе: председательствующего Пьянкова Д.А.,
судей Варзиной Т.В., Смирновой М.А.,
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 августа 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 06 мая 2019 года, которым постановлено:
восстановить Зариповой Эльвире Ясоуевне, дата рождения, срок для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения на основании договора социального найма специализированного жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Перми включить Зарипову Эльвиру Ясоуевну, дата рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения на основании договора социального найма специализированного жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Перми предоставить Зариповой Эльвире Ясоуевне, дата рождения, по договору социального найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. в пределах г. Перми.
Определением Ленинского районного суда города Перми от 13 июня 2019 года устранена описка, допущенная в решении суда, постановлено
Устранить в резолютивной и мотивировочной части решения Ленинского районного суда города Перми от 06.05.2019 г. по иску Зариповой Эльвиры Ясоуевны к администрации г.Перми о восстановлении срока для включения в список на получение жилого помещения, возложении обязанности включить в список, предоставить жилое помещение, допущенные описки:
указать во всех случаях «на основании договора найма специализированного жилого помещения» вместо «на основании договора социального найма специализированного жилого помещения»;
В предпоследнем абзаце мотивировочной части указать инициалы истца «Зариповой Э.Я.» вместо «Зариповой В.Я».
Заслушав доклад судьи Варзиной Т.В., пояснения истца Зариповой Э.Я, представителя истца Белик В.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарипова Э.Я. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми с требованиями о восстановлении срока для включения в список детей сирот на получение жилого помещения на основании договора социального найма, специализированного жилого помещения; обязании включить в список детей сирот на получение жилого помещения на основании договора социального найма, специализированного жилого помещения; обязании предоставить по договору социального найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., в пределах города Перми.
В обоснование заявленных требований Зарипова Э.Я. указала, что она, дата.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее отец З1. умер 01.01.1995 г., мать – З2. умерла 03.01.2005 г. Постановлением администрации г. Перми № 693 от 14.03.2005 г. над ней установлено попечительство, попечителем назначена ее сестра – С. В соответствии с Постановлением было определено место жительства совместно с попечителем по адресу ****. Также за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу ****. С первого класса она обучалась в специальном (коррекционном) классе МАОУ «Школа **» г. Перми, в 2004 голу получила аттестат об окончании ** классов. Зарипова Э.Я. состояла на учете у врача психиатра, проходила стационарное лечение в детской больнице по адресу ****. На неоднократные обращения с заявлениями о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получала отрицательный ответ. Считает, что относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Истец своевременно не была поставлена на учет нуждающихся по уважительным причинам, в связи с ненадлежащем выполнением обязанностей по защите ее прав попечителем и органами опеки и попечительства, образовательным учреждением, в котором она обучалась, в связи с психическим заболеванием, которое не позволяло ей встать на учет нуждающихся, ввиду отсутствия всех необходимых документов.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить в полном объеме. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Администрация г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участиях их представителя
Третье лицо Администрация Индустриального района г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участиях их представителя.
Третье лицо Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя
Судом постановлено названное решение, об отмене которого просит ответчик администрация г.Перми в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что судом на ответчика возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, однако, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий производится органами местного самоуправления по заявлению данных граждан. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Ссылаясь на Федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также на Закон Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывают, что возраст истца превышает 23 года, поэтому в настоящее время истец не имеет права на включение в Список, так как утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В письменных возражениях истец Зарипова Э.Я. с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Зарипова Э.Я. и ее представитель Белик В.И. с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Зарипова Э.Я., дата рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей: отец – З1. умер 01.01.1995 г., мать – З2., умерла 03.01.2005 г..
На основании Постановления органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц в г. Перми № 693 от 14.03.2005 г. установлено попечительство над несовершеннолетними З3., дата рождения и Зариповой Э.Я., дата рождения, оставшимися без попечения родителей, опекуном несовершеннолетних назначена С.; место жительства несовершеннолетней определено по месту жительства попечителя в ****; сохранено за временно отсутствующими несовершеннолетними Зариповой Э.Я., З3. право пользования жилым помещением по адресу: ****.
Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспаривается, что Зарипова Э.Я. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и на него распространяются положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с адресной справкой из отдела по вопросам миграции ОП № 2 (дислокация Индустриальный район) Управления МВД России по г. Перми Зарипова Э.Я. с 22.06.2004 г. и по настоящее время зарегистрирована по адресу ****.
27.10.2016 г. Зарипова Э.Я. обратилась в ТУ Министерства социального развития пермского края отдел по Индустриальному району г. Перми с заявлением о включении Зарипову Э.Я. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
02.08.2017 г. ТУ Министерством социального развития Пермского края по г. Перми на заявление Зариповой Э.Я. дан ответ о том, что согласно актам приема-передачи учетных дел детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения, управлением жилищных отношений администрации г. Перми учетное дело Зариповой Э.Я. в территориальное управление не передавалось, на учете в УЖО в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, в связи с чем, у территориального управления отсутствуют правовые основания для рассмотрения заявления.
По данным ГУП «ЦТИ Пермского края», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Зарипова Э.Я. жилых помещений на праве собственности не имеет, в приватизации жилья в г. Перми не участвовала
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 10.05.2017) "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.
Суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при этом, в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не была включена, своего жилья ни в собственности ни по договору социального найма не имеет.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1,2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК государственным уполномоченным органом Пермского края по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный в сфере: предоставления социальной поддержки детям-сиротам, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, - Министерство социального развития Пермского края; предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный главой местной администрации муниципального района (городского округа) Пермского края в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона N 1939-419, однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
1.3. Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров;
жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 28.02.2018 № 204-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным (ч.2 ст.6)
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.6).
Материалами дела установлено, что на дату разрешения спора истец своевременно, до достижения 23 лет не встала на учет и не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако, суд пришел к выводу о том, что своевременное, до достижения 23 лет, не обращение Зариповой Э.Я. с заявлением о постановке на учет для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, обусловлено наличием легкой умственной отсталости (олигофрения степени умеренно выраженной дебильности) и как следствия, неграмотности. Данная причина была признана судом уважительной причиной пропуска установленного законом срока для обращения с соответствующим заявлением, в связи с чем, исковые требования Зариповой Э.Я. удовлетворены.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, поскольку выводы суда являются мотивированными, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно определению суда об исправлении описки от 13.06.2019 г., постановлено в резолютивной и мотивировочной части решения читать по тексту «на основании договора найма специализированного жилого помещения», поэтому, речь о договоре социального найма в данном случае не идет.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для пересмотра которых судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 06 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: