Дело №2-814/21
УИД 54RS0018-01-2021-000646-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» мая 2021 года г. Искитим
Искитимский районный суд общей юрисдикции Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
При секретаре Миллер Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко Ю. В. к администрации <Адрес> о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, где просит признать за ним право собственности на объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом, площадью 69,6 кв.м., количество этажей - 2, расположенный по адресу: Р. Ф., <Адрес>, построенный на принадлежащем ему и Демченко О.Ф. на праве общей совместной собственности земельном участке с кадастровым номером Номер, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <Адрес>. Доводы и основания иска изложены в исковом заявлении.
Истец Демченко Ю.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации <Адрес>, будучи должным образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований истца оставил на усмотрение суда.
Третьи лица Башмаков И.Б., Демченко О.Ф. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражают против удовлетворения исковых требования истца.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела и оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, находит исковые требования законными и обоснованными. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Согласно ст. 56 ГПКРФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебным разбирательством установлено, что истцу принадлежит на праве общей совместной собственности с супругой земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов - в целях эксплуатации жилого дома, общей площадью 790,0 кв.м., с кадастровым номером Номер, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <Адрес>, на основании Постановления главы <Адрес> Номер от Дата, Акта приема-передачи земельного участка Номер от Дата, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия <Адрес>, выданного УФРС по НСО Дата (копии Постановления главы <Адрес> Номер от Дата, Акта приема-передачи земельного участка Номер от Дата, Свидетельства о государственной регистрации права серия <Адрес>.
Являясь сособственником вышеуказанного земельного участка, истцом был построен собственными силами и за счет собственных средств индивидуальный жилой дом.
После окончания строительства индивидуального жилого дома, истец обратился в Администрацию <Адрес> с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Однако, Уведомлением Администрации <Адрес> Номер от Дата. по результатам рассмотрения вышеуказанного уведомления меня уведомили о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям:
- Минимальные отступы от границ земельного участка должны быть не менее трех метров. Указанное в уведомлении расстояние от границы земельного участка с кадастровым номером Номер по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <Адрес> - составляет 0,7 м.
По результатам выполненных кадастровых работ ООО «Архитектура» <Адрес>, истцом был получен Дата. Технический план на индивидуальный жилой дом, площадью 69,6 кв.м., количество этажей - 2, расположенный по адресу: Р. Ф., <Адрес>.
Разрешения на строительство истцу не выдавалось, в ином порядке в эксплуатацию дом не вводился.
В связи с тем, что в административном порядке легализовать спорный объект не представляется возможным, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Между тем, строительство спорного объекта осуществлено на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, с выполнением требований градостроительных и строительных норм и правил, но без получения разрешения на строительство.
В качестве доказательств, подтверждающих, что сохранение самовольной постройки не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истцом в материалы дела представлено экспертное заключение по результатам технического обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: Р. Ф., <Адрес> сделаны следующие выводы:
Строение является объектом капитального строительства, пригодным для круглогодичной эксплуатации.
Обследованные ограждающие и несущие конструкции в целом находятся в работоспособном состоянии. Нарушения геометрии стен и недопустимые прогибы перекрытия и покрытия не обнаружены.
Прочность и устойчивость объекта на момент проведения обследования обеспечены.
Обследованные несущие и ограждающие конструкции находятся в работоспособном состоянии и соответствуют требованиям свода правил СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие способности» и СНиП 52-012003 «Бетонные и железобетонные конструкции», а также соответствуют нормам Номер-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», действующим сводам правил, строительным нормам, требованиям энергетической эффективности, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к данным объектам, действующим на территории Российской Федерации.
Техническое обследование проводилось соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» и ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». В соответствии с п.7.4, 7.5 СП 13-102-2003 и п.Дата ГОСТ Р 53778-2010 отсутствуют дефекты и повреждения, снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций объекта.
Размещение жилого дома выполнено в границах сформированного земельного участка по адресу: <Адрес> и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В настоящее время, возведенное здание используется по назначению - в качестве жилого дома.
Собственник смежного земельного участка, расположенного по адресу <Адрес>, возражений против удовлетворения исковых требований истца не имеет, в связи с чем им было дано в письменном виде согласие в том, что возражений против расположения индивидуального жилого дома по адресу <Адрес> на расстоянии 0,7 м. от границы участка по адресу <Адрес>, нет.
Таким образом, при возведении самовольной постройки не были допущены нарушения градостроительных и строительных норм и правил, постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается вышеуказанным заключением.
Как следует из представленного истцом документа, спорный объект находится в пределах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.
Требования истца основаны на положениях статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ No 10, Пленума ВАС РФ No 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов судебной защиты гражданских прав.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Действующее законодательство Российской Федерации (гражданское, земельное и градостроительное) регламентирует, что условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество является соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть необходима совокупность юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта (статьи 29 -32 Земельного кодекса Российской Федерации); получение разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); соблюдение при возведении (реконструкции) объекта градостроительных, строительных, санитарных, природоохранных и других норм, установленных законодательством; а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несоблюдение при создании объекта недвижимого имущества требований закона и иных правовых актов влечет за собой признание последнего самовольной постройкой, право собственности, на которую не возникает в силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отношении объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества, созданных с нарушением требований законодательства, применяются положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом не оспаривается, что спорное строение возведено без получения необходимого разрешения на строительство (реконструкцию), получение которого предусмотрено Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Следовательно, спорный объект соответствует признакам самовольной постройки.
Возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке предусмотрена пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и является исключением.
Исходя из пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Учитывая вышеизложенное, суд констатирует, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, принимало меры.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку, при условии, что она расположена на земельном участке, предоставленном этому лицу под возведенную постройку, и, если постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 9 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от Дата N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 ГК РФ" разъяснено, что право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться лишь в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект недвижимости в порядке, установленном законом.
Сам по себе факт самовольного возведения строения и наличие в гражданском законодательстве права судебной легализации такого объекта по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом в качестве достаточного основания для удовлетворения иска. В противном случае при удовлетворении требований на основании пункта 3 названной статьи имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статей 8, 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации застройщик имеет право осуществлять строительство только на основании разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом власти по установленной форме. Выдача разрешений на строительство объектов недвижимости относится к полномочиям органов местного самоуправления. Разрешение на строительство представляет собой единственное законное основание для осуществления строительства либо реконструкции.
Истец подтвердил факт обращения в уполномоченный орган для получения документов, необходимых для оформления самовольной постройки; отказ уполномоченного органа в удовлетворении такого заявления; проверку самовольной постройки на соответствие предусмотренным законодательством нормам и правилам для решения вопроса о возможности её сохранения; возведения истцом самовольной постройки в пределах ранее приобретенного ею объекта недвижимости, соответствующего установленным законам нормам и требованиям.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец предпринял все зависящие от него меры для узаконения самовольной постройки в административном порядке.
Таким образом, в настоящем случае признаком спорной самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры; сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждает наличие совокупности условий, позволяющих признать за истцом право собственности на самовольно возведенный объект недвижимости.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Демченко Ю. В. право собственности на объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом, площадью 69,6 кв.м., количество этажей - 2, расположенный по адресу: Р. Ф., <Адрес>, на земельном участке с кадастровым номером Номер, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <Адрес>
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Председательствующий: подпись Л.Г. Мишкова