Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Исилькуль 28 декабря 2015 года
Исилькульский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Т.Е.Хурцилава,
при секретаре О.А.Скок,
с участием прокурора Е.В.Бондаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора к МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и обязании разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа», в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании ч. ч. 1,2,3 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно п.п. 1, 2 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Приказ) устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Согласно п. 4 Приказа проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Согласно п. 11 Приказа нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.1 0.2007 №703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом, в ходе осуществления хозяйственной деятельности которого образуются производственные, биологические, бытовые отходы, однако, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» не разработаны.
По указанному факту 26.11.2015 в адрес начальника Управления образования администрации Исилькульского муниципального района внесено представление об устранении нарушений, законодательства об отходах производства и потребления, которое рассмотрено, однако, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до настоящего времени не разработаны.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ссылаясь на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» просил суд признать бездействие МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» по не разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение незаконным. Обязать МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.05.2016 года разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Представитель истца – помощник Исилькульского межрайонного прокурора Бондарева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, дополнив их требованием о взыскании с ответчика государственной пошлины в доход государства.
Представитель ответчика МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» директор Краснова Л.Д. в судебном заседании представила отзыв, в котором указала, что МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора об исполнении требований законодательства по разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не признает по следующим основаниям. Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон) дает точные определения понятий лимита на размещения отходов, а так же норматива образования отходов. Так в ст. 1 Закона четко оговорено, что: - лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; - норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Таким образом, Законом установлено, что: - нормативы должны разрабатываться только теми организациями, отходы которых образуются в процессе производства продукции. Образовательное учреждение, согласно уставу, оказывает образовательные услуги, производством какой либо продукцией не занимается, и отходы, образовавшиеся в результате деятельности образовательного учреждения, нормированию не подлежат, поскольку являются отходами потребления, а не производства; - лимиты отходов должны разрабатываться не теми организациями, которые образуют отходы, а теми, которые осуществляют последующее их размещение. Так же, из статьи 1 Закона следует, что размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. Под хранением отходов признается содержание отходов в объектах размещения отходов (каковыми признаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов: полигоны, шламохранилища и пр.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Исходя из указанных законодательных определений, становится понятно, что размещением отходов занимаются специализированные организации, которые вывозят образовавшийся мусор на специальные полигоны, хранилища и прочие объекты хранения и захоронения отходов, а временное хранение отходов в мусорном баке во дворе здания не является размещением таковых. Следовательно, и лимиты на размещение отходов должны разрабатываться этими специализированными организациями. Образовательным учреждением заключены возмездные договоры со специализированными организациями на вывоз бытовых отходов, а так же договор на оказание услуг по накоплению ртутьсодержащих ламп (прилагаются). Таким образом, у образовательного учреждения отходы не связаны с производством продукции и самостоятельно свои отходы образовательное учреждение не размещает, следовательно, не возникает и обязанности по разработке и утверждению соответствующих лимитов и нормативов. На основании изложенного, просит в иске о признании бездействия учреждения по не разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение незаконным, а так же об обязании учреждения в срок до 01.05.2015 г. разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отказать. Представитель третьего лица Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Осинцева Е.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, представила суду отзыв, в котором указала, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дает точное определение понятий лимита на размещение отходов и норматива образования отходов. Таким образом, считает, что нормативы должны разрабатываться только теми организациями, отходы которых образуются в процесс е производства продукции. Отходы, образовавшиеся в результате деятельности образовательного учреждения, нормированию не подлежат, поскольку являются отходами потребления, а не производства. Так же считает, что лимиты отходов должны разрабатываться не теми организациями, которые образуют отходы, а теми, которые осуществляют последующее их размещение. Размещением отходов потребления образовательного учреждения занимаются специализированные организации, которые вывозят образовавшиеся отходы в специально отведенные места. Таким образом, отходы учреждения не связаны с производством продукции и самостоятельно свои отходы образовательное учреждение не размещает, следовательно, не возникает и обязанности по разработке и утверждению соответствующих лимитов и нормативов. В связи с тем, что образовательное учреждение финансируется из средств местного бюджета, и с тяжелым материальным положением, просила о снижении размера государственной пошлины.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Из представленных суду материалов проверки, проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой следует, что МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом, что также следует из устава образовательного учреждения, в ходе осуществления хозяйственной деятельности которого образуются производственные, биологические, бытовые отходы, однако, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» не разработаны.
Из ответа начальника Управления образования администрации Исилькульского муниципального района на имя Исилькульского межрайонного прокурора от 27.11.2015 года №2832 следует, что представление Исилькульского межрайонного прокурора от 26.11.2015г. по вопросам отсутствия проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях рассмотрено. Управлением образования приняты меры по недопущению подобного впредь. Лица виновные в допущенных нарушениях привлечены к дисциплинарной ответственности.
Согласно приказа начальника Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района № 631 от 27.11.2015 года « О применении дисциплинарного взыскания в отношении руководителей образовательных учреждений» за нарушение руководителями образовательных учреждений требований законодательства по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение к ним применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, в том числе в отношении руководителя МБОУ «Баррикадская СОШ» Красновой Л.В.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. На основании ч. 1,2,3 ст. 18 указанного Федерального закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из положений, предусмотренных п.п. 1,2 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Согласно п. 4 приказа проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Согласно п. 11 Приказа нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.1 0.2007 №703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
С учетом изложенного, доводы ответчика и третьего лица о том, что нормативы образования отходов должны разрабатываться только теми организациями, отходы которых образуются в процессе производства продукции, не состоятельны, поскольку частью 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено,что «индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы ( за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Образовательные учреждения относятся к юридическим лицам в результате иной деятельности которых, образуются отходы, и они должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, позиция ответчика по данному иску - директора МБОУ «Баррикадская СОШ» Л.В.Красновой и юрисконсульта Управления образования Е.Н. Осинцевой противоречит позиции руководителя Управления образования администрации Исилькульского муниципального района- А.Л. Семенова, который принял к сведению представление Исилькульского межрайпрокурора от 26.11.2015 года о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства об отходах производства и потребления и в ответе Исилькульскому межрайпрокурору от 27.11.2015 года №2832 указал, что приняты меры по недопущению подобных нарушений впредь и что виновные лица, а именно руководители образовательных учреждений, в том числе и ответчик Л.В. Краснова привлечены к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в деятельности образовательного учреждения нарушений в части не разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем, считает бездействия учреждения в указанной части незаконным, и соответственно, подлежащими удовлетворению заявленные требования в части обязания ответчика разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок о котором заявляет истец.
Суд удовлетворяет ходатайство представителя управления образования о снижении размера государственной пошлины, в связи с тяжелым материальным положением образовательных учреждений, и считает возможным взыскать госпошлину в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» по не разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение незаконным.
Обязать МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.05.2016 года разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Взыскать МБОУ «Баррикадская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в местный бюджет в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы, представления в Исилькульский городской суд.
Судья Т.Е.Хурцилава
Мотивированное решение суда изготовлено 30.12.2015г.