Судья Неволина С.П. Дело №33-1866/2019
№2-59/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Аносовой Е.Н.,
судей Мамаевой Н.А., Лысовой Т.В.,
при секретаре Карташовой Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 14 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 20 февраля 2019 года, которым на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области возложены обязанности: выполнить на лесном участке, расположенном на территории Рудниковского лесничества Верхнекамского района лесохозяйственные мероприятия за 2017 год в соответствии с проектом освоения лесов, а именно: содействие естественному возобновлению – 70,7 га; произвести очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, а именно: в квартале 118 выделах 8, 9 лесосеке 1 Гидаевского участкового лесничества на площади 0,8 га; в квартале 47 выделах 4, 23 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 3,3 га; в квартале 46 выделе 26 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 1,6 га; в квартале 26 выделах 13, 14 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 0,2 га.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Верхнекамского района (далее по тексту истец, прокурор) обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области (далее по тексту ответчик, ФКУ ИК-3) о возложении обязанности проведения лесохозяйственных мероприятий, в обосновании которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения в деятельности ответчика законодательства о лесопользовании, в том числе о пожарной безопасности в лесах. В ходе проведенной проверки было установлено, что на основании распоряжения Департамента лесного хозяйства Кировской области от <дата> № и от <дата> № ответчику в постоянное (бессрочное) пользование передан лесной участок общей площадью 5864 га, находящийся в государственной собственности, расположенный на территории Рудниковского лесничества. Пунктами 2.9, 2.10 указанных распоряжений на ответчика, в том числе, возложены обязанности осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, воспроизводство лесов на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. Проверкой выявлено, что ФКУ ИК-3 до настоящего времени в полном объеме не выполнены лесохозяйственные мероприятия за 2017 год, а именно: содействие естественному возобновлению – 113,6 га, рубки прореживания – 21,5/370 га/куб.м., проходные рубки – 1,1/40 га/куб.м.
В ходе проверки осмотра мест рубок за 2016 год выявлены нарушения в части не очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков в квартале 118 выделах 8, 9 лесосеке 1 Гидаевского участкового лесничества на площади 0,8 га. В ходе осмотра мест рубок за 2017 год, проведенного лесным отделом Рудниковского лесничества в июне 2018 года, установлена не очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков в квартале 47 выделах 4, 23 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 3,3 га; в квартале 46 выделе 26 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 1,6 га; в квартале 26 выделах 13, 14 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 0,2 га. Невыполнение ответчиком лесохозяйственных мероприятий влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, способствует негативным изменениям природной среды, а также препятствует восстановлению лесного фонда.
<дата> в адрес начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области ФИО5 внесено представление об устранении выявленных нарушения закона, которое не исполнено.
Уточнив требования, прокурор просил возложить на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области обязанность: выполнить на лесном участке, расположенном на территории Рудниковского лесничества Верхнекамского района лесохозяйственные мероприятия за 2017 год в соответствии с проектом освоения лесов по содействию естественному возобновлению на площади 70,7га; произвести очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, а именно: в квартале 118 выделах 8, 9 лесосеке 1 Гидаевского участкового лесничества на площади 0,8 га; в квартале 47 выделах 4, 23 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 3,3 га; в квартале 46 выделе 26 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 1,6 га; в квартале 26 выделах 13, 14 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 0,2 га
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Ответчик ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. В обоснование жалобы указано, что суд в нарушение требований ст.1082 ГК РФ возложил на ответчика двойную ответственность: возместить вред в натуре и возместить причиненные убытки, поскольку суд не учел, что требование Министерства лесного хозяйства о возмещении вреда ответчиком было удовлетворено до суда, выставленные счета оплачены. Поскольку на момент рассмотрения спора, причиненные убытки были возмещены (и ущерб, и упущенная выгода), оснований для удовлетворения иска о возложении обязанности по очистке территории от порубочных остатков у суда не имелось. Суд возложил на ответчика обязанность произвести работы по содействию естественному лесовосстановлению по проекту освоения лесов от <дата>, который утратил силу <дата>. В настоящее время учреждением разработан новый проект от <дата> № на основании нового лесохозяйственного регламента.
В отзывах и возражениях на жалобу КОГСАУ «Лесоохрана», прокуратура Верхнекамского района Кировской области указали на законность и
обоснованность решения суда.
Заслушав представителей ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кировской области по доверенности Вожегова Д.А., Матвееву С.В., поддержавших доводы и требования жалобы, прокурора Блинову А.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту Лесной кодекс РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах устойчивого управления лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч.2), путем проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ч.5).
Согласно ст.50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии со ст.61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление и уход за лесами.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (ст. 62 Лесного кодекса РФ).
Из ст.88 Лесного кодекса РФ следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 8 ст.29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Часть 3 ст.16 Лесного кодекса РФ определяет, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно п.п. 4, 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст.23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, следует, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией. При заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжений Департамента лесного хозяйства Кировской области от <дата> № и от <дата> № ответчику ФКУ ИК-3 в постоянное (бессрочное) пользование в целях осуществления заготовки древесины передан лесной участок общей площадью 5864,0 га, расположенный в Кировской области, Верхнекамском районе, Рудниковском лесничестве, Рудниковском участковом лесничестве, кварталах 37, 38, 47, 48, 58, 73, 74, 82, Гидаевском участковом лесничестве 69, 73, 81, 106, 107, 116, 118, и лесной участок общей площадью 3130,0 га, расположенный в Кировской области, Верхнекамском районе, Рудниковском лесничестве, Рудниковском участковом лесничестве, кварталах 26, 27, 35, 36, 43, 44, 45, 46.
Согласно п.п. 2.9, 2.10 указанных распоряжений Департамента лесного хозяйства Кировской области на ФКУ ИК-3 возлагается обязанность в том числе: осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке; за свой счет, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, воспроизводство лесов на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
В ходе проверки соблюдения законодательства о лесопользовании прокурором было установлено, что ФКУ ИК-3 до настоящего времени в полном объеме не выполнены лесохозяйственные мероприятия за 2017 год, а именно: содействие естественному возобновлению – 113,6 га, рубки прореживания – 21,5/370 га/куб.м., проходные рубки – 1,1/40 га/куб.м.; лесным отделом Рудниковского лесничества в июне 2017 года в ходе проверки осмотра мест рубок за 2016 год выявлены нарушения в части не очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков в квартале 118 выделах 8, 9 лесосеке 1 Гидаевского участкового лесничества на площади 0,8 га; лесным отделом Рудниковского лесничества в июне 2018 года в ходе осмотра мест рубок за 2017 год выявлены нарушения по не очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков в квартале 47 выделах 4, 23 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 3,3 га; в квартале 46 выделе 26 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 1,6 га; в квартале 26 выделах 13, 14 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 0,2 га, что подтверждается актом сверки выполненных работ с <дата> по <дата>, сообщением начальника лесного отдела Рудниковского лесничества от <дата>. справкой о результатах проверки от <дата>.
По результатам проведенной прокурором проверки <дата> в адрес начальника ФКУ ИК-3 внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Из ответа ФКУ ИК-3 на представление прокурора следует, что освоение расчетной лесосеки составляет 64%, поэтому нет возможности выполнить лесохозяйственные мероприятия в полном объеме. Работы по устранению выявленных нарушений по очистке лесосек запланированы на 25 октября - <дата>.
<дата> и <дата> Министерством лесного хозяйства Кировской области в адрес ответчика направлены претензии об устранении в срок до <дата> нарушений условий проекта освоения лесов.
За указанные нарушения ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности, о чем свидетельствует имеющиеся в материалах дела постановления Министерства лесного хозяйства Кировской области № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> о привлечении заместителя начальника центра ФКУ ИК-3 ФИО9 и ФКУ ИК-3 к административной ответственности по ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.31, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Установив на основании представленных в материалы дела доказательств факт не выполнения ответчиком на переданном в постоянное (бессрочное) пользование лесном участке, расположенном на территории Рудниковского лесничества Верхнекамского района, лесохозяйственных мероприятий по содействию естественному возобновлению за 2017 год, принимая во внимание наличие в кварталах 47, 48 Рудниковского лесничества площади 70,7 га, на которой в соответствии с распоряжением № от <дата> возможно проведение работ по содействию естественному восстановлению, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора в указанной части.
Доводы ответчика о том, что с 2019 года действует новый проект освоения лесов, в связи с чем выполнить требование прокурора на основании проекта за 2017 год не представляется возможным, были предметом оценки суда и обоснованно отклонены, поскольку настоящее исковое заявление направлено прокурором в суд в декабре 2018 года по результатам проверки проекта освоения лесов за 2017 год, проведенной в 2018 году, то есть в период его действия.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на ответчика обязанности по проведению очистки мест рубок от порубочных остатков.
Из пункта 35 Обзора судебной практики Верховного суда РФ №3 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 14.11.2018 следует, что возложение на ответчика двойной ответственности в виде обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде путем взыскания убытков без учета выполнения ответчиком фактических мероприятий по устранению нарушений лесного законодательства, не соответствует положениям п.1 ст.1064 ГК РФ, п.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Из материалов дела следует, что начальником лесного отдела Рудниковского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области в адрес ФКУ ИК-3 было направлено претензионное письмо № от <дата> о необходимости возмещения ущерба, нанесенного лесному хозяйству не очисткой мест рубки в квартале 47 выделах 4, 23 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 3,3 га; в квартале 46 выделе 26 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 1,6 га; в квартале 26 выделах 13, 14 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 0,2 га в размере 157926 руб.; а также претензионное письмо № от <дата> о необходимости возмещения ущерба за не очистку в квартале 118 выделах 8, 9 лесосеке 1 Гидаевского участкового лесничества на площади 0,8 га в размере 23594 руб.
В письмах указано, что размер ущерба рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»; ответчику предложено в течение месяца со дня получения писем в добровольном порядке возместить ущерб.
Из представленных в материалы дела расчетов ущерба, нанесенного лесам не очистков лесосек (л.д. 106, 118), приложенных к указанным выше претензионным письмам, усматривается включение в состав убытков пятикратный норматив затрат в рублях за не очистку мест рубок от порубочных остатков, утвержденный приказом департамента лесного хозяйства Кировской области от 16.03.2015 № 41, в соответствии с п.7 Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007.
Указанные суммы ущерба оплачены ответчиком, что подтверждается платежным поручением № от <дата> на сумму 157 926 руб. и платежным поручением № от <дата> на сумму 23 594 руб.
Таким образом, ущерб, нанесенный лесному хозяйству не очисткой мест рубок по требованию, предъявленному уполномоченным должностным лицом, ответчиком был возмещен.
Направляя в адрес ответчика претензионные письма, должностное лицо тем самым приняло решение о том, какое требование из предусмотренных ст.1082 ГК РФ предъявить к ФКУ ИК-3 за не очистку мест рубок от порубочных остатков, а именно - возмещение причиненных убытков, хотя оно было вправе принять решение о предъявлении требования о выполнении фактических мероприятий по устранению нарушений лесного законодательства (исполнение в натуре).
Учитывая, что ответчик в добровольном порядке возместил ущерб, нанесенный лесному хозяйству не очисткой мест рубок по требованию, предъявленному уполномоченным должностным лицом, оснований для возложения на ответчика обязанности по очистке мест рубок, т.е. двойной меры ответственности, у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда в данной части не соответствует положениям п.1 ст.1064 ГК РФ, п.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене на основании п.п.4 п.1 ст.330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности произвести очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков в квартале 118 выделах 8, 9 лесосеке 1 Гидаевского участкового лесничества на площади 0,8 га; в квартале 47 выделах 4, 23 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 3,3 га; в квартале 46 выделе 26 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 1,6 га; в квартале 26 выделах 13, 14 лесосеке 1 Рудниковского участкового лесничества на площади 0,2 га.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░: