Именем Российской Федерации
г.Тамбов 04 сентября 2020 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Петровой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1191/2020 по административному иску Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области обратился в порядке ч. 1 ст. 40 КАС РФ с административным иском, в котором указал, что к нему поступила жалоба жителей микрорайона «Роща» г.Тамбова о незаконном бездействии администрации г.Тамбова по вопросу благоустройства территории улиц Кузьминской и Родниковой, ведущей к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» (отсутствуют тротуар и уличное освещение).
При рассмотрении жалобы Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области неоднократно обращался в администрацию г.Тамбова, на что ему была представлена информация о том, что выполнить работы по строительству пешеходных дорожек от улиц Кузьминской и Родниковой к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием. Данный вопрос будет решаться по мере возможностей бюджета городского округа – город Тамбов.
Между тем, из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами.
В силу ст. 33 Правил благоустройства и содержания территории городского округа город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных предприятий, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации должны освещаться в темное время суток.
Ввиду того, что администрацией г.Тамбова не организовано проведение работ по благоустройству территории, расположенной между улицами Кузьминской, Родниковой и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» в виде строительства пешеходных дорожек и линии наружного освещения Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области считает, что имеет место незаконное бездействие, нарушающее положения Федерального закона № 131-ФЗ и Правил благоустройства и содержания территории городского округа город Тамбов.
Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в не организации проведения работ по благоустройству территории, расположенной между улицами Кузьминской, Родниковой и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» микрорайона «Роща» г.Тамбова в виде строительства пешеходных дорожек и линии наружного освещения данной территории и обязать администрацию г.Тамбова организовать проведение указанных работ.
В судебном заседании представитель Уполномоченного по правам человека по Тамбовской области по доверенности Гончарова С.В. требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям, указала, что незаконное бездействие администрации г.Тамбова лишает жителей микрорайона «Роща» на должное пешеходное сообщение жилой зоны с объектами социальной инфраструктуры. В этой связи необходимо организовать мероприятия по благоустройству спорной территории в виде строительства пешеходных дорожек и линии их наружного освещения. Отсутствие необходимого пешеходного сообщения по спорной территории подтверждается также актом от 10.07.2020, составленным по итогам инициированного Уполномоченным по правам человека в Тамбовской области осмотра участка с выездом на место с представителями органов власти области и муниципалитета. В своей позиции ссылалась также на Свод правил СП42.13330.2011
"СНиП2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пунктами 11.1 – 11.15 которого предусматривают требования к проектированию городских и сельских поселений в части транспорта и улично-дорожной сети.
Представитель администрации г.Тамбова по доверенности Галанова С.Ю. возражала против административного иска по изложенным в письменном отзыве основаниям. Указала, что реконструкция и строительство объектов благоустройства осуществляется в соответствии с утвержденными планами и программами, на средства бюджета городского округа - город Тамбов. Администрация города Тамбова, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете городского округа на эти цели. Действия в области благоустройства в пределах городского округа (обустройство пешеходных дорожек и уличного освещения) можно признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, администрация города указанные работы не выполнила. Однако в распоряжении администрации города Тамбова бюджетные ассигнования на выполнение спорных работ не имеется.
Представитель заинтересованного лица МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения» по доверенности Катасонова Е.В. возражала против административного иска, указав, что на сегодняшний день установлено 3 опоры уличного освещения с 4-мя светильниками до грунтовой дорожки, примыкающей к мосту р.Жигалка, а в 2019 году на основании обращений граждан на участке от парка Ахлебиновская роща был установлен прожектор для освещения пешеходной части через указанную реку. Строительство уличного освещения через р. Жигалка невозможно в связи с прохождением высоковольтной линии и линии газоснабжения.
Представитель заинтересованного лица комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Тамбова по доверенности Никитаева Е.В. возражала против требований административного иска поддерживая позицию представителя администрации г.Тамбова.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, как и организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Во исполнение данной нормы решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949 утверждены Правила благоустройства и содержания территории городского округа город Тамбов, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории города Тамбова, содержания зелёных насаждений, очистки и уборки городских территорий, а также проектирования и размещения объектов благоустройства в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан.
Согласно статьи 3 данных Правил благоустройство включает в себя следующие мероприятия:
1) разбивку клумб и цветочниц;
2) оборудование малых архитектурных форм;
3) устройство тротуаров, велосипедных дорожек;
4) оборудование газонов и автостоянок;
5) высадку зеленых насаждений;
6) оформление витрин и фасадов зданий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и паспорта здания;
7) оборудование зданий, строений, помещений средствами освещения в ночное время;
8) оборудование мест для стоянки велосипедов, для привязи собак;
9) оборудование необходимых приспособлений для лиц с ограниченными возможностями, инвалидов;
10) другие мероприятия, направленные на создание или улучшение условий проживания жителей, обеспечение санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения, функционирование инфраструктуры города, обеспечение надлежащего вида города.
В административном иске Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области ставит вопрос строительства пешеходных дорожек и линии их наружного освещения на территории между улицами Кузьминской, Родниковой и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» микрорайона «Роща» г.Тамбова.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, и стороны данный факт не оспаривали, что спорная территория не является автомобильной дорогой либо ее проезжей частью, соответственно строительство в этом месте пешеходных дорожек в определенном их понятии в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации не требуется, также как и тротуаров, понятие которых определено в ст. 2 Правил благоустройства и содержания территории городского округа город Тамбов, устройство которых необходимо в качестве мероприятий по благоустройству.
По сути требования административного истца сводятся к устройству дорожек на спорной территории с соответствующим покрытием для возможности осуществления прохода граждан между улицами Кузьминской, Родниковой, ул. Ахлебиновской и природного парка Ахлебиновская роща (Южный парк) к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» микрорайона «Роща».
Однако из представленных фотоматериалов самого административного истца, а также фотоиллюстрацией административного ответчика, акта от 17.07.2020 комиссионного обследования земельного участка, расположенного между улицами Кузьминской, Родниковой и рекой Жигалкой, следует, что дорожки имеются.
По территории Ахлебиновской рощи до реки Жигалка имеется асфальтированная дорожка, оборудованная освещением (парковые фонари). Рядом с мостом через реку Жигалка установлен прожектор для освещения участка, где установка уличного освещения невозможна, по причине размещения коммуникаций, имеющих охранную зону. После пешеходного моста через реку Жигалка до ул. Кузьминская также имеется дорожка с асфальтовым покрытием. Вдоль дорожки оборудованы опоры уличного освещения, на которых расположены светильники в количестве 4 штук. От дорожки ведущей к ул. Кузьминской до ул. Ахлебиновская также имеется асфальтированная дорожка, на которой расположен прожектор и светильник.
Представитель административного истца не опровергал факт наличия дорожек, но считал, что они находятся в ненадлежащем состоянии и являются недостаточными для обеспечения жителей микрорайона «Роща» доступностью к объектам социальной инфраструктуры.
Не опровергает факт наличия дорожек на спорной территории акт от 10.07.2020, составленным по итогам инициированного Уполномоченным по правам человека в Тамбовской области осмотра участка с выездом на место с представителями органов власти области и муниципалитета.
Из данного акта следует, что, по мнению присутствующих при осмотре должностных лиц, в микрорайоне «Роща» не организовано пешеходное сообщение жилой зоны с объектами социальной инфраструктуры и транспортное обслуживание населения.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения требований административного иска в том виде как они заявлены.
Материалами дела не подтверждается виновное незаконное бездействие администрации г.Тамбова, поскольку органы местного самоуправления в силу ст.ст. 12, 130 Конституции Российской Федерации самостоятельны в решении вопросов местного значения, в том числе вопросов благоустройства, и ограничены теми бюджетными средствами, которые предусмотрены в местном бюджете на эти цели (ст.ст. 9, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ).
По делу отсутствуют доказательства того, что администрации г.Тамбова были выделены бюджетные средства на строительство дорожек на спорной территории, но вместе с тем такие работы не были выполнены.
Суд также принимает во внимание, что земли, ограниченные улицами Кузьминской, Родниковой, ул. Ахлебиновской и природный парк Ахлебиновская роща (Южный парк) расположены в кадастровом квартале 68:29:0309002, границы участка не установлены. Сведения о виде разрешенного использования и зарегистрированных правах отсутствуют. Данные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Природный парк Ахлебиновская роща (Южный парк) согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» относится к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с решением облисполкома Тамбовской области от 06.12.1979 № 524, постановлением администрации Тамбовской области от 25.04.2011 № 414 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» природный парк Ахлебиновская роща (Южный парк) признан объектом особо охраняемой природной территории регионального значения.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 06.07.2010 № 672-З «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области», земельный участок, расположенный в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, относится к собственности субъекта Российской Федерации и находится в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из части 5 статьи 3 и части 3 статьи 5 Закона области № 672-З органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом от 6октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий местного значения.
Таким образом, выполнение мероприятий в отношении земель, относящихся к особо охраняемым природным территориям регионального значения, в компетенцию органов местного самоуправления не входит.
Ссылки представителя административного истца на Свод правил СП42.13330.2011 "СНиП2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в настоящем деле правового значения не имеют, так как данный документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 30» ░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░.░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18.09.2020
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░