Дело № 2 –713/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Соликамск 16 мая 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием истца Балятинских Ю.В.,
представителя ответчика Демидовой И.Н., действующей на основании доверенности,
при секретаре Гнатышиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балятинских Ю.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе <...> края (далее по тексту - Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе <...> края) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, досрочном назначении трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Балятинских Ю.В. обратился в суд с иском Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе <...> и <...> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, досрочном назначении трудовой пенсии. В обоснование иска указал, что решением комиссии ответчика от <дата> № ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии на основании п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по мотиву недостаточности специальности трудового стажа. В специальный стаж не включены период обучения в ПТУ-№ с <дата> по <дата> по специальности «Шахтный электрослесарь с умением выполнять работы газоэлектросварщика», период службы в рядах Советской Армии с <дата> по <дата> г., а также периоды нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> С указанным решением не согласен, полагает, что период учебы и службы в армии подлежит включению в специальный стаж на основании п.п. «з» и «к» п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». В период нахождения в учебных отпусках за ним сохранялась заработная плата по месту работы. Просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом работы по п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., и назначить ему трудовую пенсию по старост досрочно, с даты подачи заявления о назначении пенсии от <дата> № №.
В судебном заседании истец на иске настаивал по доводам и основаниям и изложенным в иске.
Ответчик – представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе <...> и <...> Демидова И.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласна, решение заседания комиссии считает основанным на законе по доводам, изложенных возражениях.
Представитель 3-его лица – ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
В соответствии с п.п. 11 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий – горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин – если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
С учетом особенностей условия труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со ст.ст. 27, 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что <дата> истец обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) по городу <...> и <...> с заявлением о включении в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, службы в армии с учетом работы по п.п. 11 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой, предусмотренной п.п. 11 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», истцу не зачтены периоды нахождения в учебных отпусках, служба в армии (л.д. 6-11)
Установлено, что в период работы в должности горного мастера горного участка № Рудоуправления № ОАО «<данные изъяты> Балятинских Ю.В. находился в учебных отпусках с сохранением заработной платы с <дата> по <дата> г.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Аналогичная правовая норма содержалась в ст. 198 КЗоТ РФ, действовавшей до 01.02.2002 г.
Положениями пункта 21 рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24.06.1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Дни – <дата> и <дата> включены ответчиком в специальный трудовой стаж истца, что подтверждается протоколом № от <дата> года
Суд считает, что период нахождения истца в учебном отпуске с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности, предусмотренной п.п. 11 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку ни пенсионное законодательство периода предоставления учебных отпусков, ни действующее пенсионное законодательство не предусматривают правил об исключении учебных отпусков из специального стажа.
Кроме того, в периоды нахождения истца в учебном отпуске, за ним сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, обучение проходило <...> государственном открытом университете по специальности – «Подземная разработка месторождения полезных ископаемых» и было вызвано необходимостью продолжения профессиональной деятельности истца.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании показаниями истца, материалами дела: копиями трудовой книжки, диплома, лицевого счета, архивной справкой.
Поэтому период нахождения истца на учебном отпуске является периодом работы истца с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем совокупность представленных суду письменных доказательств достоверно и бесспорно не свидетельствует о том, что в периоды с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> истец находился в учебных отпусках, а напротив опровергается сведениями, содержащимися в архивной справке от <дата> г., личной карточкой формы Т-2 в отношении Балятинских Ю.В., письменными пояснениями ОАО «<данные изъяты>», подтверждающими нахождение истца в учебных отпусках в иные временные периоды. Поскольку иного в судебном заседании не установлено и истцом не доказано, периоды с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> не подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.
Судом также установлено, что в период с <дата> по <дата> Балятинских Ю.В. обучался в среднем профессионально-техническом училище № <...> по профессии «электрослесарь подземный с умением выполнять электросварочные работы», ему присвоена квалификация «электрослесарь подземный с умением выполнять электросварочные работы второго разряда». После окончания ПТУ-№ проходил службу в рядах Советской Армии с <дата> по <дата> После окончания службы с <дата> был трудоустроен и работал электрослесарем по ремонту оборудования №го разряда №-го горного участка Рудоуправления № ОАО «<данные изъяты>
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца в Советской Армии действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, п.п. «к» п. 109 которого предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (службы).
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая, что после периода службы в армии истца непосредственно следовала работа, подлежащая зачету в специальный стаж подземной работы Балятинских Ю.В., то и период службы в Советской Армии подлежит включению в специальный трудовой стаж истца, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости в связи с работой, предусмотренной п.п. 11 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вместе с тем, требования истца о включении в специальный трудовой стаж периода учебы в ПТУ-№ с <дата> по <дата> удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Подпунктом "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (п. п. "а" и "б" п. 16), в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Период, указанный в п. п. "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Учитывая, что непосредственно за окончанием периода обучения в профессионально-техническом училище № истец не был трудоустроен, и не следовала работа истца, предусмотренная п.п.11 п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период обучения не может быть включен в специальный трудовой стаж истца.
Кроме того, период обучения в ПТУ-№ не являлся предметом рассмотрения комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в <...> и <...>, истцу не было отказано ответчиком во включении указанного периода в специальный трудовой стаж, в связи с чем нарушений пенсионных прав истца со стороны ответчика в данном случае не установлено.
На основании изложенного, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, исключенные ответчиком период нахождения истца в учебном отпуске, период службы в армии подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение комиссии Пенсионного Фонда РФ № от <дата> является незаконным в части исключения из специального стажа истца периода службы в рядах Советской Армии с <дата> по <дата> г., периода нахождения в учебном отпуске с <дата> по <дата> г., и указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
Поскольку с учетом включенных судом спорных периодов в специальный трудовой стаж истца, необходимый для досрочного назначение трудовой пенсии с учетом работы по п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет менее 25 лет, исковые требования в части возложения на ответчика обязанности назначить Балятинских Ю.В. трудовую пенсию по старости досрочно, с <дата> г., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Балятинских Ю.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <...> и <...> включить в стаж работы, дающий Балятинских Ю.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи работой, предусмотренной п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период службы в рядах Советской Армии с <дата> по <дата> г., период нахождения в учебном отпуске с <дата> по <дата> г.
В удовлетворении исковых требований Балятинских Ю.В. в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 22 мая 2014 года.
Судья И.В.Шатуленко