«30» октября 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.
и судей Тимофеева В.В., Денисенко В.Г.
по докладу судьи Одинцова В.В.
при секретаре Востряковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Чистая станица» по доверенности – < Ф.И.О. >5 на решение Ленинградского районного суда от 31 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Прокурор Ленинградского района действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Чистая станица», ООО «АТП» ответчику о признании недействительным договора от <...> <...> на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, заключенного между ООО «Чистая станица» и ООО «АТП», и применении последствий недействительности сделки.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение ст.ст. 11, 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, а также Территориальной схемы на полигоне, эксплуатируемом ООО «Чистая станица», в период с мая 2017 года по настоящее время осуществляется размещение ТКО с территорий других муниципальных образований Краснодарского края, что подтверждается договором между ООО «Чистая станица» и ООО «АТП» от <...> <...> на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, общим объемом 40 000 куб. м, а также транспортными накладными к данным договорам и журналом учета движения ТБО на полигоне ООО «Чистая станица».
Указанные контрагенты ООО «Чистая станица» осуществляют деятельность на территории г. Сочи.
Таким образом, утвержденная Территориальная схема не предусматривает размещение на полигоне ТКО в Ленинградском районе отходов с территории иных муниципальных образований Краснодарского края, кроме Ленинградского района, однако ООО «Чистая станица» осуществляется размещение отходов с территории г.Сочи.
Оспариваемой сделкой нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе жителей Ленинградского района, поскольку размещение отходов с территорий иных муниципальных образований может повлечь переполнение единственного полигона ТКО, размещенного на территории Ленинградского района, и дальнейшую невозможность его эксплуатации.
С учетом уточненных исковых требований просил признать недействительным договор от <...> <...> на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, заключенный между ООО «Чистая станица» и ООО «АТП», применить последствиянедействительности данной сделки путем возложения обязанности на ООО «Чистая станица» возвратить имущество, указанное в договоре от <...> <...> обществу с ограниченной ответственности «АТП» для последующего его размещения в соответствии с требованиями Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, на территории Краснодарского края, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...>.
Представитель ответчика ООО «Чистая станица» < Ф.И.О. >6, в судебном заседании уточненные исковые требования не признал.
Представитель ответчика ООО «АТП» не явился, был извещен судом о времени и месте судебного заседания путем направления извещения по имеющему в материалах дела адресу.
Третье лицо Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседании не явился по неизвестной причине.
Решением Ленинградского районного суда от <...>. уточненное исковое заявление прокурора <...> Краснодарского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Чистая станица», ООО «АТП» о признании недействительным договора на оказание услуг транспортировке и размещению отходов и применении последствий недействительности сделки, применения последствия недействительности данной сделки путем возложения обязанности на ООО «Чистая станица» возвратить имущество, указанное в договоре от <...> <...> обществу с ограниченной ответственности «АТП» для последующего его размещения в соответствии с требованиями Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, на территории Краснодарского края, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...>, удовлетворено частично.
Признан недействительным договор от <...> <...> на оказание услуг транспортировке и размещению отходов, заключенный между ООО « Чистая станица» и ООО «АТП».
В удовлетворении остальной части уточненных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Чистая станица» по доверенности – < Ф.И.О. >5 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам, изложенных в апелляционной жалобе.
К такому выводу судебная коллегия пришла по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проводимой проверки прокуратурой Ленинградского района с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах, Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> исполнения ООО «Чистая станица» требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I-IV классов опасности, установлено, что ООО "Чистая станица» на основании лицензии <...> от <...>, выданной Управлением Росприроднадзора по краю, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «Чистая станица» расположен по адресу: Краснодарский край. Ленинградский район. Западное сельское поселение, в границах ЗАО «им. Ильича», участок 0, секция 14. контур 101. 1010. 1011, на земельных участках с кадастровыми номерами <...>, площадью 30001 кв.м. и <...> площадью 53221 кв.м.
Указанные земельные участки находятся у ООО «Чистая станица» на праве аренды на основании договоров аренды №<...>, 1900004358 от <...>, заключенных с администрацией МО Ленинградский район сроком на 15 лет, для полигона складирования твердых бытовых отходов.
Приказом Федеральной службы в сфере природопользования от 07.04.2016 № 168 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр размещения отходов» эксплуатируемый объект размещения отходов - полигон (свалка), внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно характеристике объекта размещения отходов, составленной по результатам проведенной в 2015 году инвентаризации, площадь полигона составляет 83 222 кв.м. При этом, вместимость объекта составляет 1 300 000 куб.м. (тонн).
Согласно ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
При этом территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Согласованная с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, а так же Центральным аппаратом Федеральной службы Росприроднадзора Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, на территории Краснодарского края, была утверждена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> (далее - Территориальная схема).
Однако, в нарушение ст.ст. 11, 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, а также Территориальной схемы на полигоне, эксплуатируемом ООО «Чистая станица», в период с мая 2017 года по настоящее время осуществляется размещение ТКО с территорий других муниципальных образований Краснодарского края, а именно с <...>, что подтверждается договором между ООО «Чистая станица» и ООО «АТП» от <...> <...> на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, общим объемом 40 000 куб. м, а также транспортными накладными к данным договорам и журналом учета движения ТБО на полигоне ООО «Чистая станица».
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Чистая станица» в нарушение утвержденной Территориальной схемы производит размещение на полигоне ТКО в Ленинградском районе отходов с территории иных муниципальных образований Краснодарского края, кроме Ленинградского района, а именно отходов с территории г. Сочи.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что размещение отходов с территорий иных муниципальных образований может повлечь переполнение единственного полигона ТКО, размещенного на территории Ленинградского района, и дальнейшую невозможность его эксплуатации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал договор от <...> <...> на оказание услуг транспортировке и размещению отходов, заключенный между ООО «Чистая станица» и ООО «АТП», недействительным, поскольку нарушения законодательства, а также ненадлежащее исполнение Обществом требований к условиям приема промышленных отходов на полигоны ТБО влечет возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, причинению вреда окружающей среде, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что может привести к значительным финансовым затратам из бюджета всех уровней.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения территориальных схем применяются, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, не состоятельны, так как не имеют отношения к предмету рассматриваемого спора.
Кроме того, ссылка на Федеральный закон от 28.12.2016 № 468 в данном случае недопустима, так как, вышеуказанный Федеральный закон внес изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», что никак не регулирует вопросы обращения с ТКО.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и основания для его отмены отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы же апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Ленинградского районного суда от 31 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: