Решение по делу № 2-669/2014 (2-4302/2013;) ~ М-3456/2013 от 10.12.2013

Дело № 2-669/14    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                

27 августа 2014 года     г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми

В составе: председательствующего судьи Завьялова О.М.

при секретаре Черемных Е.О.,

с участием представителя истца помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Сулейманова К.Н., представителя ответчика Любимова С.Б., действующего на основании доверенности от Дата,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей жилых домов, с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» (далее – ООО «ЖУК») с требованиями обязать ответчика выполнить требования предписания от Дата «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара» в зданиях по Адрес, установив срок исполнения до Дата.

В исковом заявлении истец указал, что в ходе проверки обращения начальника отделения надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г. Перми о неисполнении ООО «ЖУК» предписания от Дата по устранению нарушений требований пожарной безопасности установлено, что ООО «ЖУК» управляет домами по Адрес. В соответствии с договорами на управление этими домами ООО «ЖУК» обязано выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Старшим инспектором отделения надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г. Перми ... по результатам плановой проверки соблюдения требований правил противопожарного режима в Российской Федерации ООО «ЖУК» выдано предписание от Дата по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до Дата. Директором ООО «ЖУК» ... мер по выполнению предписания и устранения нарушений не принято, хотя срок их исполнения истек. Факт содержания многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖУК» на момент проверки с нарушением норм и правил пожарной безопасности (Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме, «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7; норм пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний. НПБ 151-2000», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 27.12.2000 № 79), подтверждается актом проверки, протоколами об административном правонарушении, исследованными Арбитражным судом Пермского края в ходе судебного заседания, о чем имеется решение от Дата

Установленные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к причинению ущерба жизни и здоровью граждан, данные нарушения выявлены в помещениях жилых домов, являющихся местом с массовым пребыванием людей, соответственно несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение их безопасности и создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилищная управляющая компания».

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что признает необходимость выполнения управляющей компанией предписания, но исполнить его не представляется возможны. Пункты, касающиеся восстановления систем пожаротушения и дымоудаления не могут быть исполнены, так как это требует больших затрат, а собственники помещений в жилых домах не готовы собирать средства на ремонт.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч., руководители организаций.

В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат, собственнику этого имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 1.1. ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом № 69-ФЗ.

Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года.

Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 № 1573 (действовавшим на момент вынесения предписания от Дата).

Правила разработки и утверждения сводов правил утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 года № 858, в соответствии с которыми своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 3) и являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации (пункт 4).

Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно правила носят обязательный для исполнения характер.

К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности относится и СНиП 21-01-97* «Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Минстрой Российской Федерации от 13.02.1997 года № 18-7.

Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.

Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ).

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее по тексту - Правила № 491), определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

В силу пп. «е» п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Судом установлено, что Дата старшим инспектором отделения надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г. Перми ... по результатам плановой проверки соблюдения требований правил противопожарного режима в Российской Федерации ООО «ЖУК» составлен акт и выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в домах по улАдрес, управление которыми осуществляет ООО «ЖУК».

Также в ходе проверки по факту выявленных нарушений в отношении ООО «ЖУК» было вынесено постановление от Дата о привлечении к административной ответственности по ч.ч. ... КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Пермского края от Дата по делу , оставленным без изменения последующими судебными инстанциями (постановление апелляционного суда от Дата; постановление кассационного суда от Дата), в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности отказано.

Согласно предписанию от Дата, обществу вменялось в обязанность в срок до Дата устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, а именно:

Не согласившись с актом от Дата и выданным предписанием предписанию от Дата, ООО «ЖУК» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании акта и предписания недействительными.

Решением Арбитражного суда Пермского края от Дата требования ООО «ЖУК» удовлетворены в части признания недействительными пункты ... предписания Главного управления МЧС России по Пермскому краю об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от Дата, обязании Главного управления МЧС России по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В отношении требования о признании недействительным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от Дата производство по делу прекращено.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от Дата решение Арбитражного суда Пермского края от Дата по делу изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» о признании недействительным предписания от Дата отказать в полном объеме. В части требований о признании недействительным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от Дата производство по делу прекратить».

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Фактически на дату судебного заседания возложенные предписанием обязанности ООО «ЖУК» не устранены, что не оспаривается представителем ответчика и подтверждается материалами дела, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Заявляя требования прокурор просит установить срок исполнения предписания до Дата, который на момент вынесения решения суда истек.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При решении вопроса установления срока выполнения предписания от Дата, суд исходит из требований пожарной безопасности и необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений, в число которых входит, в том числе установка систем пожаротушения и дымоудаления требующих значительных материальных и временных затрат, в связи с чем, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» выполнить требования предписания от Дата «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара» в зданиях по Адрес, установив срок исполнения решения суда в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.    

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья – О.М. Завьялов

2-669/2014 (2-4302/2013;) ~ М-3456/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дзержинского района г. Перми
Ответчики
ЖУК, ООО
Другие
ОНД №1 по г. Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Завьялов О.М.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
10.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2013Передача материалов судье
12.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2014Предварительное судебное заседание
30.01.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.03.2014Предварительное судебное заседание
30.05.2014Производство по делу возобновлено
30.05.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.07.2014Предварительное судебное заседание
01.07.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.08.2014Предварительное судебное заседание
27.08.2014Судебное заседание
04.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2014Дело оформлено
09.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее