Дело № 2-669/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2014 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми
В составе: председательствующего судьи Завьялова О.М.
при секретаре Черемных Е.О.,
с участием представителя истца помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Сулейманова К.Н., представителя ответчика Любимова С.Б., действующего на основании доверенности от Дата,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей жилых домов, с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» (далее – ООО «ЖУК») с требованиями обязать ответчика выполнить требования предписания № от Дата «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара» в зданиях по Адрес, установив срок исполнения до Дата.
В исковом заявлении истец указал, что в ходе проверки обращения начальника отделения надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г. Перми о неисполнении ООО «ЖУК» предписания № от Дата по устранению нарушений требований пожарной безопасности установлено, что ООО «ЖУК» управляет домами по Адрес. В соответствии с договорами на управление этими домами ООО «ЖУК» обязано выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Старшим инспектором отделения надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г. Перми ... по результатам плановой проверки соблюдения требований правил противопожарного режима в Российской Федерации ООО «ЖУК» выдано предписание № от Дата по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до Дата. Директором ООО «ЖУК» ... мер по выполнению предписания и устранения нарушений не принято, хотя срок их исполнения истек. Факт содержания многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖУК» на момент проверки с нарушением норм и правил пожарной безопасности (Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме, «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7; норм пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний. НПБ 151-2000», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 27.12.2000 № 79), подтверждается актом проверки, протоколами об административном правонарушении, исследованными Арбитражным судом Пермского края в ходе судебного заседания, о чем имеется решение от Дата
Установленные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к причинению ущерба жизни и здоровью граждан, данные нарушения выявлены в помещениях жилых домов, являющихся местом с массовым пребыванием людей, соответственно несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение их безопасности и создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилищная управляющая компания».
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что признает необходимость выполнения управляющей компанией предписания, но исполнить его не представляется возможны. Пункты, касающиеся восстановления систем пожаротушения и дымоудаления не могут быть исполнены, так как это требует больших затрат, а собственники помещений в жилых домах не готовы собирать средства на ремонт.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч., руководители организаций.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат, собственнику этого имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 1.1. ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом № 69-ФЗ.
Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года.
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 № 1573 (действовавшим на момент вынесения предписания № от Дата).
Правила разработки и утверждения сводов правил утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 года № 858, в соответствии с которыми своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 3) и являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации (пункт 4).
Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно правила носят обязательный для исполнения характер.
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности относится и СНиП 21-01-97* «Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Минстрой Российской Федерации от 13.02.1997 года № 18-7.
Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.
Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее по тексту - Правила № 491), определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу пп. «е» п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом установлено, что Дата старшим инспектором отделения надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г. Перми ... по результатам плановой проверки соблюдения требований правил противопожарного режима в Российской Федерации ООО «ЖУК» составлен акт № и выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности в домах по улАдрес, управление которыми осуществляет ООО «ЖУК».
Также в ходе проверки по факту выявленных нарушений в отношении ООО «ЖУК» было вынесено постановление № от Дата о привлечении к административной ответственности по ч.ч. ... КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от Дата по делу №, оставленным без изменения последующими судебными инстанциями (постановление апелляционного суда от Дата; постановление кассационного суда от Дата), в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности отказано.
Согласно предписанию № от Дата, обществу вменялось в обязанность в срок до Дата устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, а именно:
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Не согласившись с актом № от Дата и выданным предписанием предписанию № от Дата, ООО «ЖУК» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании акта и предписания недействительными.
Решением Арбитражного суда Пермского края № от Дата требования ООО «ЖУК» удовлетворены в части признания недействительными пункты ... предписания Главного управления МЧС России по Пермскому краю об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № от Дата, обязании Главного управления МЧС России по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В отношении требования о признании недействительным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от Дата № производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда № от Дата решение Арбитражного суда Пермского края от Дата по делу № изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» о признании недействительным предписания № от Дата отказать в полном объеме. В части требований о признании недействительным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от Дата № производство по делу прекратить».
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Фактически на дату судебного заседания возложенные предписанием обязанности ООО «ЖУК» не устранены, что не оспаривается представителем ответчика и подтверждается материалами дела, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Заявляя требования прокурор просит установить срок исполнения предписания до Дата, который на момент вынесения решения суда истек.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При решении вопроса установления срока выполнения предписания № от Дата, суд исходит из требований пожарной безопасности и необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений, в число которых входит, в том числе установка систем пожаротушения и дымоудаления требующих значительных материальных и временных затрат, в связи с чем, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» выполнить требования предписания № от Дата «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара» в зданиях по Адрес, установив срок исполнения решения суда в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья – О.М. Завьялов