Судья: фио Гр. дело №33-52186/2021
(в суде первой инстанции № 2-3300/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2021 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей фио, фио,
при помощнике Астаховой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционному представлению заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио на решение Пресненского районного суда адрес от 22 сентября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к адрес клиринговая палата" о признании действий по взиманию платы (таксы ZZ) с пассажиров незаконными, запрете взимания платы (таксы ZZ) с пассажиров, отказать,
УСТАНОВИЛА:
заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику адрес Клиринговая Палата", согласно которому просил признать действия адрес Клиринговая Палата" по взиманию платы (таксы ZZ) с пассажиров незаконными, запретить адрес Клиринговая Палата" взимать плату (таксы ZZ) с пассажиров.
В обоснование заявленных требований заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ссылался на то, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по поручению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка, в ходе которой установлено, что адрес Клиринговая Палата" при продаже авиабилетов пассажирам взимает с них плату в размере сумма (такса ZZ). Полагая, что данные действия ответчика являются незаконными, предъявлены вышеуказанные исковые требования.
В судебное заседание заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио, представитель истца Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по доверенности фио явились, требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представители ответчика адрес Клиринговая Палата" по доверенности фио, фио, фио явились, требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Минтранса РФ по доверенности фио в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора по доверенности фио в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица ФАС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио по доводам апелляционного представления и просит постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио, представители Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по доверенности фио, фио в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционного представления поддержали.
Представители ответчика адрес Клиринговая Палата» по доверенности фио, фио, фио и по ордеру адвокат фио в заседание судебной коллегии явились, возражали по доводам апелляционного представления. Представитель ответчика по доверенности фио представил письменные возражения на апелляционное представление.
Представитель третьего лица Министерства транспорта Российской Федерации по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционного представления поддержал. Представитель Министерства транспорта Российской Федерации по доверенности фио представила письменные пояснения на апелляционное представление.
Третьи лица Роспотребнадзор, ФАС России, в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению третьих лиц Роспотребнадзора, ФАС России о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио, представителей Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по доверенности фио, фио, представителей ответчика адрес Клиринговая Палата» по доверенности фио, фио, фио и по ордеру адвоката фио, представителя третьего лица Министерства транспорта Российской Федерации по доверенности фио, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно ст. 64 ВК РФ, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
В силу ст. 790 ГК РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с ч. 2 ст. 105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Согласно ч. 4 ст. 105 ВК РФ, формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.
На основании ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по поручению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка, по результатам которой установлено, что пассажиры, приобретая авиабилеты, оформленные в установленном порядке с использованием нейтрального бланка системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) оплачивают адрес Клиринговая Палата» плату в размере сумма (такса ZZ).
В соответствии с Уставом адрес, данное общество образовано решением общего собрания учредителей 18 июля 1994 года с целью эффективного осуществления и совершенствования взаиморасчетов между участниками и субъектами системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, удовлетворения общественных потребностей в услугах и работах и извлечения прибыли.
К числу видов деятельности общества относятся, в том числе: организация, проведение и совершенствование взаиморасчетов по выручке за перевозки пассажиров, багажа, почты, грузов, за страхование пассажиров, багажа, почты, грузов и другие услуги между участниками и субъектами системы взаиморасчетов.
Основным нормативным документом в СВВТ, определяющим цель и назначение СВВТ, состав ее участников, органов управления и процедуры принятия решений является Положение о системе взаиморасчетов на воздушном транспорте, утвержденное решением VIII Конференции участников Системы взаиморасчетов от 12-13.09.2019.
Согласно разделу 2 Положения о СВВТ основными задачами СВВТ являются: предоставление стандартизированных услуг по организации продажи пассажирских перевозок и дополнительных услуг (далее - перевозки/услуги) аккредитованными агентствами на электронных билетах СВВТ и электронных документах СВВТ (далее - сток СВВТ) и обеспечения полных, своевременных расчетов за проданные перевозки/услуги с участниками и партнерами СВВТ в соответствии с принятыми стандартами, правилами, процедурами и технологиями; упрощение процедур продажи перевозок/услуг, стандартизации технологий, формирования отчетности и осуществления расчетов между участниками и партнерами Системы; сокращение расходов участников и партнеров Системы на содержание собственных сетей продажи перевозок/услуг, сокращение расходов участников и партнеров при осуществлении продажи - перевозок/услуг через сеть аккредитованных агентств в СВВТ оптимизация процессов организации взаиморасчетов за проданные перевозки/услуги и информирование о состоянии расчетов участников и партнеров Системы; снижения рисков потерь выручки, а также рисков, связанных с финансовой несостоятельностью участников и партнеров Системы взаиморасчетов.
Положением о СВВТ установлен перечень участников Системы взаиморасчетов: авиакомпании (перевозчики), заключившие с адрес стандартные договоры об организации продажи воздушных перевозок и услуг на электронных билетах СВВТ проведении расчетов; аккредитованные агентства, заключившие с адрес стандартные договоры о продаже перевозок и услуг.
Партнерами Системы взаиморасчетов являются: автоматизированные системы бронирования (АСБ), провайдеры и поставщики дополнительных услуг, услуг железнодорожных перевозок, агенты по продаже железнодорожных перевозок.
адрес, являясь исполнительным органом СВВТ, осуществляет деятельность по предоставлению авиаперевозчикам услуг по организации продажи пассажирских авиаперевозок аккредитованными агентствами на бланках стандартных перевозочных документов (СПД) и электронных билетах Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), а также по обеспечению взаиморасчетов между субъектами авиаперевозочного процесса по проданным перевозкам.
адрес помимо осуществления услуг по организации продажи перевозок с привлечением аккредитованных агентств с использованием стандартных перевозочных документов СВВТ-ТКП, в интересах Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта осуществляет следующие функции: обеспечивает функционирование Центра расписаний и тарифов Российской Федерации - формирование, сопровождение и корректировку расписания движения воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях, регистрацию тарифной информации, ставок, сборов и тарифов на аэропортовое обслуживание, а также ведение и поддержание в актуальном состоянии отраслевых банков данных слотов и расписания, тарифов и сборов; выполняет автоматизированный сбор и обработку государственной статистической отчетности по воздушному транспорту, в соответствии с Соглашением с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией).
В состав системы взаиморасчетов на воздушном транспорте входят авиакомпании, аккредитованные агентства, заключившие соответствующие договоры об организации продажи на стандартных перевозочных документах и расчетах за воздушные перевозки на рейсы авиакомпаний с адрес, которое, тем самым, являясь исполнительным органом СВВТ, осуществляет деятельность по предоставлению авиаперевозчикам услуг по организации продажи пассажирских авиаперевозок аккредитованными агентствами на бланках стандартных перевозочных документов (СПД) и электронных билетах СВВТ, а также по обеспечению взаиморасчетов между субъектами авиаперевозочного процесса по проданным перевозкам.
В соответствии с Приказом ТКП N 17 от 16.03.2001 г. при приобретении пассажирами авиабилетов с использованием СПД СВВТ с пассажира взимается плата в размере сумма - такса «код ZZ», которая введена с 01.04.2001 г.
Решением Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам N 63 от 04 апреля 2001 года одобрена проводимая ТКП работа, по организации взаиморасчетов по международным технологиям, а по вопросу введения спорной таксы решено согласиться с ее введением и рекомендовать Совету директоров ГКП в своей дальнейшей работе, связанной с решением вопросов финансирования системы взаиморасчетов, подобные вопросы рассматривать на совместных заседаниях Комитета перевозчиков НСАВ и Совета директоров ТКП; поручить ТКП представить перевозчикам юридическое обоснование того, что такса ТКП не попадает в налогооблагаемую базу авиакомпаний; предложить ТКП подготовить к заседанию Комитета перевозчиков НСАВ информацию о величине сборов, взимаемых агентствами при оформлении авиаперевозок.
Руководство по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ от 22 октября 2015 года содержит определение стоимости билета итоговой суммы по билету, согласно, которому это сумма, состоящая из провозной платы и дополнительных плат (сборов/ такс), указываемая в строке "итого" перевозочного документа.
Такса «код ZZ» данным руководством определена как плата по услугам, которая включает в себя оплату пассажирами комплексных услуг ТКП по удостоверению договора воздушной перевозки и может включать оплату пассажирами информационных услуг автоматизированных распределительных систем (далее РАС) при оформлении воздушной перевозки в нейтральном сеансе.
Сбор/Такса «код ZZ», в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России № 155 от 25.09.2008г.
адрес, выполняя свои обязанности по договору с перевозчиком, в целях надлежащего оформления перевозок с использованием СПД СВВТ оказывает пассажиру услуги в момент оформления электронного билета.
Оказывая услуги пассажирам, адрес несет расходы, которые не компенсируются перевозчиком, но включаются с согласия перевозчика в совокупную стоимость билетов, приобретаемых пассажирами (в виде таксы «код ZZ», которая не является доходом перевозчиков), о чем прямо указано в Стандартном договоре об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах СВВТ.
Такса «код ZZ» в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России № 155 от 25.09.2008г., зарегистрирована в центре расписания и тарифов и введена в систему.
Такса «код ZZ» регистрируется в установленном порядке. Ее размер и правила взимания доведены до всех авиакомпаний, заключивших договор с ТКП, и до аккредитованных агентств - участников СВВТ. Информация о размере таксы такса «код ZZ», правилах ее оформления автоматически отражается при оформлении билета в системе бронирования.
Такса «код ZZ» указывается непосредственно в электронных билетах СВВТ, а ее взимание производится агентствами, аккредитованными в ТКП, за услуги, оказываемые ТКП непосредственно в пользу пассажиров в рамках Стандартных договоров, заключенных между ТКП и аккредитованными агентствами.
Такса «код ZZ» указывается в итоговой стоимости авиабилета, доходом перевозчика не является, и не относится к провозной плате. Расходы, которые несет адрес, по согласованию с перевозчиками включаются в итоговую стоимость авиабилетов.
Как следует из материалов дела, адрес по поручению авиакомпании при оформлении покупателям (пассажирам) электронного билета, оказывает следующие услуги: удостоверение договора воздушной перевозки, оформленного с использованием электронного билета СВВТ, уникальный номер которого принадлежит адрес; формирование электронной записи о заключении договора воздушной перевозки; обеспечение сохранности электронной записи в центре электронного билетооформления; предоставление пассажиру информации, содержащейся в электронной записи, соответствующей заключенному им с перевозчиком договору перевозки, в частности о правилах перевозки, маршруте, времени вылета, стоимости перевозки, возможности получения выписки /маршрутной квитанции/ электронного билета на бумажном носителе; организация доступа пассажиров к процессинговому центру по оплате перевозки.
В соответствии с разделом 3 пункта 29 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 г., за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.
Согласно адрес правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.
Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.
За оказание уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом взимается дополнительная плата.
Согласно абз. 8 п. 1 Приказа от 08 ноября 2006 года N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.
Пунктом V части 1 данного Приказа определено, что уникальный номер электронного билета организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, содержит трехсимвольный расчетный код и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер.
Согласно п. «а» части 2 указанного нормативного акта, содержание электронного билета включает в себя маршрутную квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
Маршрутная квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.
В соответствии с адрес авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, далее - ФАП № 82), для оформления перевозочных документов и документов об оплате платежей могут применяться собственные документы перевозчика и (или) документы, выпущенные по договору с перевозчиками другой организацией, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.
Согласно Приказу Минтранса России от 08.11.2006 №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», электронные билеты могут оформляться организациями, обеспечивающими осуществление взаиморасчетов между авиаперевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.
Таким образом, услуга по выпуску и оформлению перевозочных документов и документов об оплате платежей оказывается пассажиру однократно, ее оказывает либо сам перевозчик (авиакомпания), либо организация, обеспечивающая осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, в случае СПД СВВТ - это адрес.
Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» предусмотрено, что каждый авиабилет должен иметь уникальный номер, при этом уникальный номер электронного билета перевозчика содержит международный трехцифровой код перевозчика и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер, а при отсутствии у перевозчика трехцифрового кода перевозчика он заменяется двухсимвольным кодом перевозчика; уникальный номер электронного билета организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, содержит трехсимвольный расчетный код и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер. Кодами ТКП на электронных билетах СВВТ являются коды 610-619. При этом вышеуказанные электронные билеты полностью соответствуют Приказу Минтранса от 08.11.2006г. №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Таким образом, электронно-цифровая запись об условиях договора перевозки в базе данных, а также указание в электронном билете СВВТ уникального номера, принадлежащего адрес, является подтверждением оказания услуг пассажиру по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.
Отметка ТКП в верхнем левом углу электронного билета СВВТ также свидетельствует о принадлежности уникального номера, указанного на электронном билете, адрес.
Формирование электронного билета СВВТ, по смыслу ч. 2 ст. 105 ВК РФ, подтверждает факт оказания ТКП услуг по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что адрес предоставляет надлежащим образом информацию до потребителей о наличии, существе взимаемой таксы по коду "ZZ". Потребитель не ограничен в выборе иного способа приобретения авиабилета.
При этом, суд учел, что плата взимается за оказанные услуги, которые являются технологической частью обязательств перевозчиков по договорам авиаперевозок, которые не может оказывать сам перевозчик в случае, когда билет продается не на бланке авиакомпании.
Как следует из материалов дела, взымаемая такса (код "ZZ") в сумме сумма не входит в состав провозной платы, указанной в перевозочных документах (билетах), право на установление которой предоставлено перевозчику, а входит в стоимость билета, понятие которой содержится в Руководстве по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ. Запрета на взимание этой стоимости как оплаты за оказание услуг нормами права не установлено.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. ст. 64, 105 ВК РФ, ст.ст. 196, 199, 786, 790 ГК РФ, положениями Федеральных авиационных правил от 28.06.2007, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года №15 и Постановления Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и исходил из того, что такса (код "ZZ") в размере сумма взимается с пассажиров за понесенные ответчиком адрес Клиринговая Палата» расходы, связанные с продажей билетов, при этом стоимость проезда от и до не изменялась. Кроме того, оспариваемая такса (код "ZZ") не является доходом перевозчика, не относится к провозной плате и является платой за оказанные адрес пассажиру услуги по оформлению перевозочных документов, а ее указание в электронном билете в строке "сборы" предусмотрено Руководством по оформлению стандартных перевозочных документов СВВТ, утвержденным решением Комитета перевозчиков НСАВ от 22 октября 2015 года N 169, и не противоречит Федеральным авиационным правилам, утвержденным Приказом Минтранса от 28.06.2007 N 82, Приказу Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 N 134.
Ссылка истца на письмо ФАС России, направленное в адрес Министра транспорта Российской Федерации по вопросу неправомерности взимании платы (код "ZZ"), не являющейся доходом авиакомпаний, которая приводит к общему удорожанию авиационных аэропортовых услуг, и в конечном счете, авиабилетов для пассажиров, судом была признана несостоятельной, поскольку не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами соответствующего законодательства. Взимание платы (код "ZZ") за оказываемые услуги адрес пассажиру введено Приказом ТКП N 17 от 16 марта 2001 года и одобрено НСАВ СВВТ 04 апреля 2001 года, который в установленном законом порядке незаконным не признан и до настоящего времени не отменен.
Принимая во внимание, что взимание платы (код "ZZ") за оказываемые услуги адрес пассажиру введено Приказом ТКП N 17 от 16 марта 2001 года и одобрено НСАВ СВВТ 04 апреля 2001 года, а с настоящим иском заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте обратился лишь в 2021 году, суд пришел к выводу о пропуске срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.
В соответствии со ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, требования о взыскании судебных расходов оставлены без удовлетворения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционного представления заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционного представления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
1