Дело № 2-362/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2016 года с. Сарыг-Сеп
Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ак-кыс А.В., при секретаре Ооржак А.А., с участием истца Ооржак Е.С. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ооржак Е.С. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Муниципальному учреждению «Управление образования администрации <адрес> Республики Тыва» о возложении обязанности выплатить компенсационные выплаты за увеличение объема труда,
установил:
Истица обратилась в суд (с учетом уточнений) к ответчикам с вышеуказанным иском, указывая, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ, в качестве уборщицы. За период ее трудовой деятельности работодателем ей не были выплачены компенсационные выплаты в размере 35% от должностного оклада, так как в школе данную компенсацию в размере 35% за увеличение объема выполняемой работы получают кочегары, сторожа, повар и разнорабочие, кроме уборщиц. Она не согласна с невыплатой 35%, так как она, вместе с другими уборщицами, производила полный ремонт школы, что является увеличением объема их работы. Считает, что работодателем нарушены ее права. Просит обязать ответчика выплатить компенсационные выплаты за увеличение объема труда в размере 35% от заработной платы начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечены Администрация <адрес>, Министерство финансов Республики Тыва.
Представитель ответчика Муниципального учреждения «Управление образования администрации <адрес> Республики Тыва» С. в письменном возражении не согласился с иском, просил отказать в удовлетворении в связи с пропуском срока обращения в суд. А также, в силу Постановления Правительства Республики Тыва «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ №, на выплату 35% компенсационных выплат имеют право кочегары-истопники и сторожа, так как они получают данные выплаты за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных условий, т.е. за работу в ночное время. К данной категории работников истец не относится. Выполняемая ею работа не относится к опасным и вредным.
Представитель ответчика Министерства образования Республики Тыва А. в письменном возражении на иск просит в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска, и в связи с пропуском срока обращения в суд.
В судебном заседании истец Ооржак Е.С. поддержала исковые требования, просила удовлетворить по изложенным в заявлении обстоятельствам, пояснив, что сторожа, кочегары, повар получают компенсационную выплату в размере 35% за увеличение объема работы, тогда как им указанная выплата не выплачивается, что является незаконным.
Представитель истца Б. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с неполучением документов, предоставленных ответчиком для уточнения исковых требований.
Оснований для отложения рассмотрения дела суд не усматривает, поскольку в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истица и ее представитель ознакомились с представленными ответчиком документами, заявив, что копии не читаемы, попросили предоставить им копии указанных документов. При попытке вручить копии заявленных документов, представитель истца Б. отказалась от получения, о чем составлена телефонограмма. Таким образом, суд считает, возможным рассмотреть дело по имеющимся требованиям, поскольку времени для уточнения заявленных требований было достаточно, рассмотрение дела откладывалось неоднократно, по различным причинам, в том числе и в связи с уточнением заявленных требований.
В судебное заседание не явились представители ответчиков Министерство образования и науки Республики Тыва, Муниципальное учреждение «Управление образования администрации <адрес> Республики Тыва», представитель третьего лица Министерства финансов Республики Тыва по неизвестной суду причине, извещены надлежащим образом о времени, месте рассмотрения дела.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты являются обязательными для включения в трудовой договор.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В ст. 135 ТК РФ отражено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> Республики Тыва, утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение является некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным образовательным учреждением (п.1.9); его учредителем является муниципальное образование – Администрация <адрес> Республики Тыва (п. 1.6); функции и полномочия которого осуществляет Муниципальное учреждение «Управление образования администрации <адрес> Республики Тыва» (п. 1.7); источниками формирования имущества и денежных средств Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; субсидии из республиканского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); субсидии из муниципального бюджета на иные цели в случаях и порядке, установленном муниципальными правовыми актами; доходы Учреждения, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, в случаях, предусмотренных уставом Учреждения, и приобретенное за счет этих доходов имущество; добровольные имущественные целевые взносы, пожертвования и пожертвования юридических и физических лиц; иные источники (безвозмездные дарения), не запрещенные действующим законодательством (п.3.4); отношения работника с Учреждением, возникшие на основе трудового договора, регулируются трудовым законодательством (п.7.14); условия оплаты труда определяются работникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Тыва и муниципальными нормативными актами (п.6.13); трудовые отношения работника и Учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия трудового договора не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде (п.6.14).
Пунктом 6.1 Коллективного договора МБОУ СОШ <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ указанным работодателем и представителем работников - председателем первичной профсоюзной организации Ч. , на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что заработная плата (оплата труда) работников учреждения осуществляется на основе Положения об оплате труда МБОУ СОШ <адрес> исходя из: окладов (должностных окладов) – тарифных ставок, ставок заработной платы; выплат компенсационного характера (выплаты, обеспечивающие оплату труда, в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах, с вредными или опасными, в условиях труда отклоняющихся от нормальных, на работах в местностях с особыми климатическими условиями); выплат стимулирующего характера (выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу). Выплаты устанавливаются к окладу (должностному окладу), тарифной ставке, ставке заработной платы работника.
Из п. ДД.ММ.ГГГГ того же Коллективного договора следует, что в пределах средств, направляемых на оплату труда, производить доплаты за работы, не входящие в круг обязанностей работника, премирование работников, выплачивать материальную помощь, устанавливать стимулирующие доплаты и надбавки по согласованию профкома в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ и закрепленном в локальном акте учреждения.
Согласно п. 5.12 Коллективного договора следует, что в каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал привлекается к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана учреждения и др.) в пределах установленного им рабочего времени.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ <адрес>, компенсационные выплаты – это дополнительные выплаты работнику за работы: во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда; в условиях труда отклоняющихся от нормальных на работах в местностях с особыми климатическими условиями; не входящих в круг основных обязанностей (п. 1.4.)
Согласно п. 5.3. данного Положения, фонд оплаты труда работников (педагогических и не педагогических) делится на: - базовую (постоянную) включающую оклад (должностной оклад, тарифная ставка (ставка)), компенсационные выплаты; - фонд стимулирования (переменную часть), включающие стимулирующие выплаты (премии, надбавки и выплаты).
В соответствии с приложением № к Коллективному договору МБОУ СОШ <адрес> на 2014-2017 год, положению о выплатах стимулирующего характера работникам МБОУ СОШ <адрес>, стимулирующие выплаты работникам из числа административно-управленческого персонала за качество выполняемых работ составляют до 150 % должностного оклада работника (п. 2.1.). Обслуживающему персоналу стимулирующие выплаты начисляются при: 1) качественном проведении генеральных уборок; 2) содержание участка в соответствии с требованиями СанПиНа; 3) качественная уборка помещений; 4) оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок, выполнение дополнительных работ.
Судом установлено, что истица Ооржак Е.С. работает уборщицей – рабочей по уборке зданий в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы <адрес> Республики Тыва, что подтверждается записью в трудовой книжке и выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовому договору от 2016 года Ооржак Е.С. занимает должность уборщицы служебных помещений и по ремонту служебных помещений (УСП и РСП) МБОУ СОШ <адрес> со ставкой заработной платы в размере 2 943 рубля (п. 6.1.1.) и ежемесячной денежной надбавкой за вредность в размере 12 % (п. 6.1.2.).
Из п. 5.1.1. трудового договора следует, что истцу установлена 42-часовая рабочая неделя, нормированный рабочий день, с выходным днем – воскресенье.
Из представленных ответчиком штатных расписаний МБОУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что предусмотрено 6 штатных единиц рабочих по уборке зданий, которых начислялась заработная плата с окладом в размере <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей соответственно, с доплатами за вредность в размере 10% с ДД.ММ.ГГГГ годы, в размере 20% с ДД.ММ.ГГГГ годы, учетом районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (40%) и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50%).
ДД.ММ.ГГГГ, утверждена должностная инструкция уборщицы служебных помещений и по ремонту служебных помещений МБОУ СОШ <адрес> Республики Тыва, согласно которому осуществляет уборку мусора в закрепленных помещениях, поддержание закрепленной территории в чистоте в течение рабочего дня, двукратную влажную уборку в течение рабочего времени мест общего пользования коридоров, лестниц, однократную влажную уборку учебных кабинетов, транспортировку мусора в контейнеры, расстановку рун для мусора, их очистку и дезинфицирование, приготовление моющих и дезинфицирующих растворов, получение моющих средств, инвентаря и обтирочного материала, два раза в год мытье окон, осенью и весной мытье окон и смену штор на окнах, утепление окон на зиму закрепленной территории, во время летних каникул занимается текущим ремонтом помещений, в том числе кабинетов, где отсутствует закрепленный класс и другими видами работ, связанными с подготовкой школьного здания к началу учебного года.
ДД.ММ.ГГГГ, утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым предусмотрено 3 штатных единиц уборщиц помещений и ремонту служебных помещений (УП и РСП), размер оклада составляет 2943 рубля, с надбавкой за вредность в размере 12%, компенсационные выплаты за увеличение объема работы в размере 35%.
Однако, из пояснений сторон, как истца, так и представителя ответчика С. видно, что на момент подачи иска и рассмотрения дела, в МБОУ СОШ С. Кок-Хаак, продолжают работать 6 единиц уборщиц помещений, 3 единицы уборщиц помещений не сокращены, хотя два раза вручали уведомления о предстоящем сокращении штатов. В связи с чем, действует штатное расписание, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предусмотрено 6 штатных единиц уборщиц помещений и ремонту служебных помещений (УП и РСП), размер оклада составляет 2943 рубля, с надбавкой за вредность в размере 12%, с учетом районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (40%) и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50%), без компенсационных выплат за увеличение объема работы в размере 35%,
В соответствии с приказом директора МБОУ СОШ <адрес> Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке расчета заработной платы обслуживающего персонала», рабочая по уборке служебных помещений и ремонту служебных помещений составляет 6 ставок. С ДД.ММ.ГГГГ рабочей по уборке служебных помещений и ремонту служебных помещений установлены компенсационная выплата за вредность в размере 12% от оклада.
Согласно справке о заработной плате Ооржак Е.С. в качестве уборщицы служебных помещений и по ремонту служебных помещений с декабря 2015 года по август 2016 год. Её заработная плата состоит из ставки заработной платы в размере <данные изъяты> рубля, ежемесячной денежной надбавкой за вредность в размере <данные изъяты> рублей (12%) и районного коэффициента, что составляет базовую, обязательную часть оплаты труда. В октябре 2015 года помимо базовой части оплаты труда истица получила выплату в размере <данные изъяты> рублей, данная выплата отражена в справке, как увеличение объема работы на 35 %. С января по август 2016 года данная выплата истцу не выплачивалась. Из этого следует, что данная выплата относится к фонду стимулирования и не относится к базовой части оплаты труда.
Таким образом, требования истца о взыскании компенсационной выплаты за увеличение объема труда в размере 35 % от заработной платы не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что спорная выплата является обязательной частью заработной платы, входящей в систему оплаты труда, предусмотрена в качестве гарантированной выплаты трудовым договором сторон, локальными нормативными актами работодателя, либо нормами трудового законодательства. Также истцом не доказано фактическое увеличение объема труда.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в п. 5 Постановления от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Истец просит взыскать с ответчика компенсационную выплату за увеличение объеме труда в размере 35% от заработной платы начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Вместе с тем, заработная плата истцу начислялась ежемесячно, в связи с чем, истец располагала сведениями о размере ее заработной платы. О нарушении своего права истец должна была знать при получении заработной платы. С настоящим требованием в суд истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ.
При этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд, истцом не представлено, каких-либо исключительных обстоятельств, не зависящих от воли работника, препятствовавших подаче искового заявления, судом не установлено.
Поскольку обращение истца в суд имело место за пределами установленного законом срока, о чем было заявлено в суде первой инстанции стороной ответчика, а уважительных причин пропуска срока не установлено, оснований для удовлетворении иска не имеется в связи с пропуском срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Ооржак Е.С. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Муниципальному учреждению «Управление образования администрации <адрес> Республики Тыва» о возложении обязанности выплатить компенсационные выплаты за увеличение объема труда, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы со дня вынесения мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Ак-кыс