Дело №2-58/2021
УИД № 76RS0010-01-2020-002152-07 Изг. 09.02.2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2021 года г.Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего Демича А.Н.,
при секретаре Магомедовой Л.С.,
с участием представителя истца Климсон М.А. по доверенности- Исайчева В.В., ответчика- администрации гп Ростов Ярославской области в лице представителя по доверенности – Тресковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по исковому заявлению Климсон М.А. к Администрации гп Ростов об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждения схемы расположения данного участка,
УСТАНОВИЛ
Климсон М.А. обратилась в Ростовский районный суд Ярославской области с исковым заявлением к Администрации г.п. Ростов Ярославской области об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения данного земельного участка, обязании предоставить участок в аренду.
Исковые требования мотивированы тем, что Климсон М.А. 09.09.2020 года она обратилась к Ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду по адресу: <адрес>, площадью 1293 кв.м., кадастровый номер № и утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. Ответчик отказал в предоставлении указанного участка, поскольку запрашиваемый участок находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использование земельного участка в соответствии с целями использования такого участка, указанными в заявлении. Вместе с тем, Климсон М.А. указывает, что согласно сведениям кадастровой карты РФ испрашиваемый земельный участок не находится в зоне затопления.
В судебном заседании представитель истца- по доверенности Исайчев В.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Указал, что сведения о нахождении земельного участка в зоне подтопления в ЕГРН отсутствуют.
Ответчик- в лице представителя по доверенности- Тресковой А.В. возражала против удовлетворения иска, представила отзыв из которого следует, что запрашиваемый истцом земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, строительство жилого дома на данном участке недопустимо. Не оспаривала тот факт, что зона затопления не утверждена уполномоченным органом исполнительной власти РФ, а также не внесена в ЕГРН.
Третьи лица- Управление Росреестра по Ярославской области, Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области будучи извещенными надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.
Третье лицо- Отдел водных ресурсов по Ярославской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласился с позицией администрации гп. Ростов.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п.2 пп. 14).
В соответствии со ст. 3 Закона ЯО от 08.04.2015 N 14-з "Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Частью 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка
В соответствии со статьей 56 ЗК права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 ВК РФ). В целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (часть 5 статьи 67.1 ВК РФ).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 ст. 67.1 ВК РФ).
Частью 7 ст. 67.1 ВК РФ предусмотрено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 ст. 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 ст. 1 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 ст. 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 384 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Судом установлено, что Климсон М.А. 07 августа 2020 года принята на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (л.д. 63-64).
09.09.2020 года истица обратилась в администрацию гп. Ростов с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства площадью 1293 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Постановлением администрации гп. Ростов № 523 от 06.10.2020 года Климсон отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным ч. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ (л.д. 5-9).
Основанием для принятия решения об отказе Климсон в предоставлении земельного участка послужило то, что запрашиваемый земельный участок полностью находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, установленной Генеральным планом городского поселения Ростов, утвержденного Решением Муниципального Совета городского поселения Ростов № 79 от 23.11.2017 года. Также зона затопления указана в постановлении Администрации городского поселения Ростов № 116 от 26.02.2020 года «Об организации проведения противопаводковых мероприятий на территории городского поселения Ростов в весенний период 2020 года» (л.д. 17-19, 33-40).
Согласно ответа на судебный запрос из Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области следует, что в генеральном плане городского поселения город Ростов зона затопления паводком 1% обеспеченности отражена в качестве предложения органа местного самоуправления об установлении границ зон затопления, как в текстовой части, так и в графической. Генеральный план городского поселения разработан на основании муниципального контракта с ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», размеры и границы зоны затопления обоснованы в разделе материалов по обоснованию генерального плана в текстовой форме, «Инженерная защита территории от опасных природных процессов», где указано, что «на затапливаемых территориях не должно осуществляться освоение под градостроительную функцию без проведения предварительной инженерной защиты затапливаемых участков».
Для защиты от затопления паводком 1% обеспеченности необходимо проведение комплекса мероприятий по инженерной защите. В состав этих мероприятий входит: строительство дамбы обвалования с креплением напорного откоса и строительство придамбового дренажа, понижение уровня грунтовых вод, вертикальная планировка и организация поверхностного стока на всей защищаемой территории (л.д. 86-95).
Оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что использование спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства недопустимо без проведения мероприятий по инженерной защите. Генеральный план содержит сведения о зоне затопления в месте нахождения спорного земельного участка. Указанный акт органа местного самоуправления является действующим, не оспорен и не отменен.
В связи с изложенным, основания для удовлетворения требований Климсон М.А. о признании незаконным отказа администрации гп. Ростов, выразившегося в принятии Постановления № 523 от 06.10.2020 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, отсутствуют.
Далее истцом заявлены требования об обязании ответчика предоставить в аренду земельный участок по вышеуказанному адресу и утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
В связи с тем, что суд пришел к выводу о наличии законных оснований для принятия ответчиком решения об отказе Климсон М.А. в предоставлении спорного земельного участка, заявленные требования об обязании администрации гп. Ростов предоставить земельный участок в аренду с утверждением схемы его расположения на кадастровом плане территории удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
В связи с указанными обстоятельствами в требованиях Климсон об обязании ответчика предоставить ей спорный земельный участок в аренду должно быть отказано, что является самостоятельным основанием для отказа в их удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Демич