Дело № 2-505/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Далматово Курганской области 18 декабря 2017 года
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Карелина А.В.,
при секретаре Алиевой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жернаковой Алены Владимировны к Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты средств, морального вреда,
Установил:
Жернакова А. В.обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты средств, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что она занимала должность старшего специалиста 2 разряда отдела информационно-аналитической работы в Межрайонной ИФНС России №2 по Курганской области. Приказом УФНС России по Курганской области от 06.02.2017 №01-04/01-048@ Межрайонная ИФНС России №2 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МРИ №2. Приказом от 05.05.2017 №01-05/020 с ней расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе и уволена на основании п. 3 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ей была начислена компенсация за 57 календарных дней неиспользованного отпуска в размере №*., но в расчет денежного содержания не были включены суммы выплаченных ей «разовых» премий и средств материального стимулирования, которые были исчислены и выплачены за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения и дате ухода в отпуск. Общая неучтенная при определении денежного содержания при расчете компенсации за неиспользованный отпуск сумма премий составила 47909, 24 руб., сумма средств материального стимулирования составила 115330 руб. В связи с чем ей недополучена компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 26463,70 руб. При исчислении отпускных за отпуск продолжительностью 7 календарных дней, предоставленный в марте 2017 года, недоплачено 3249,92 руб. Считает, что выплаты в виде СМС и премий необоснованно не учтены при расчете всех указанных выплат, так как они выплачены ей за работу и являются ее доходом, входят в фонд оплаты труда государственного служащего, и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания. Сумма компенсации за нарушение сроков выплаты недополученных сумм на 15.11.2017г. составляет 3394,11 руб. Указывает, что неправомерными действиями работодателя ущемлены ее права на своевременное и бесспорное получение всех предусмотренных выплат, чем причинены нравственные страдания, моральный вред оценивает в 10 000 руб. Просит взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области недоплаченные ей: компенсацию за неиспользованные отпуска в сумме 26463 руб. 70 коп., денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 20.03.17 г. по 26.03.17 г. в сумме 3249 руб. 92 коп., компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Жернакова А.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области Тропин А.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск от 21.11.2017г., согласно которому порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Р Ф от 06.09.2007 №562, предусматривающими, что месячное денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, который устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Рекомендации, указанные в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482, носят справочный характер и не имеют нормативно правовой силы. Минфин РФ не наделен полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, также в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, письмо Минфина Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 не зарегистрировано в установленном законом порядке. Дополнительные выплаты учитываются в составе денежного содержания государственного гражданского служащего только с учетом постановления №562 от 06.09.2007, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и при исчислении денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, не учитывается. Каких либо доказательств нравственных страданий и ухудшения здоровья истцом не представлено, со стороны ответчика отсутствуют нарушения законных прав и интересов истца, а требования о компенсации морального вреда являются производными от первоначальных требований (л.д.42-45).
В судебном заседании Тропин А.Е. дополнительно пояснил, что представленный истцом расчет задолженности и процентов за задержку выплаты считают неправильным в части расчета задолженности по недоплатам за отпуск с 20.03.2017г. по 26.03.2017г., так как в расчет суммы материального стимулирования истцом необоснованно включена сумма материального стимулирования в размере 33299 руб., выплаченная в апреле 2017 года, то есть после отпуска. В связи с чем данную суммы необходимо исключить из суммы материального стимулирования при расчете задолженности за предоставленный в марте 2017 года отпуск. Представил условный расчет. Расчет компенсации за неиспользованный отпуск не оспаривает, считает его арифметически правильным. Средства материального стимулирования и «разовые» премии одни и те же средства материального стимулирования, просто неправильно названы в приказах по инспекции. Средства материального стимулирования выплачивались систематически, ежеквартально, но гарантий на выплаты у работников не было, так как выплата зависела от показаний работы инспекции, случаев невыплаты средств материального стимулирования за спорный период не было, просто иногда выплаты производились с опозданием. Денежные средства поступали из бюджета отдельными ассигнованиями сверх фонда оплаты труда.
Представитель третьего лица- Управления ФНС России по Курганской области в судебное заседание не явился, отзыва на иск не представлено.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом №* от 25.04.2014г. Жернакова А.В. назначена на должность государственной гражданской службы по срочному служебному контракту на период больничного листа по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до 3 лет - старшим специалистом 2 разряда отдела информационно-аналитической работы в межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 2 по Курганской области (л.д.48).
Согласно заключенного с Жернаковой А. В. 25.04.2014 года служебного контракта №* и дополнительного соглашения к контракту от 15.04.2015года о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации по должности старшего специалиста 2 разряда отдела информационно-аналитической работы Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области денежное содержание Жернаковой А. В. состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, присвоенным классным чином, надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 30-35).
Приказом руководителя УФНС России по Курганской области от 06.02.2017г. №01-04/01-048@ Межрайонная ИФНС России №2 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области (л.д. 58).
Приказом от 05.05.2017 №01-05/020 с Жернаковой А.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 05.05.2017г. уволена по инициативе гражданского служащего по п.3 ч. 1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 57 дней (л.д.46).
Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004г. №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Часть 10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Часть 1 ст.46 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).
При увольнении Жернаковой А.В. была начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере №*. (л.д.107-108).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562 (далее - Правила), предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.
Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1)на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 подпункта р пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов. Правительством РФ были приняты постановления от 31.03.2015года № 302-12, от 23.04.2016г. № 347-7, от 23.02.2017г. № 228-7, в которых были предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов в 2015-2017годах.
Из вышеизложенного следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 ФЗ РФ от 27 июля 2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Из дела усматривается, что приказами начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области Жернаковой А.В. систематически выплачивались средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных для материального стимулирования федеральных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также «разовые» премии, которые по показаниям представителя ответчика ошибочно названы «разовыми», но по сути являющиеся такими же средствами материального стимулирования. Суммы данных выплат не были учтены работодателем при исчислении денежного содержания Жернаковой А.В. при оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Данные обстоятельства подтверждаются приказами №* от 08.06.2016г., №* от 11.07.2016г, №* от 23.07.2016г, №* от 08.2016г., №* от 12.09.2016г, №* от 07.10.2016г., №* от 10.10.2016г., №* от 18.11.2016г., №* от **.**.****, №* от 20.12.2016г., №* от 19.04.2017г., №* от 25.04.2017г, справками о доходах по форме 2-НДФЛ, карточкой сотрудника (л.д. 23, 36, 37, 146-149, 67-68, 69оборот, 70, 73оборот, 74оборот, 76 -76оборот, 77-77оборот, 78-79, 80оборот-81оборот, 83-84, 85оборот-86, 87-88, 89оборот-91оборот-92, 93оборот-95, 161).
В соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченные Жернаковой А.В. в соответствии с приказами средства материального стимулирования должны учитываться при расчёте для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.1,п.5.5).
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №238-7. Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, довод ответчика о том, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, суд считает несостоятельными.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.
Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования.
Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания Жернаковой А.В. при определении размера компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных.
Согласно представленных документов истцу за период с 25.04.15 по 24.04.16г. по приказу №* от 06.03.17г. предоставлен отпуск с 20.03.17г. по 26.03.17г. на 07 дней с начислением отпускных в сумме №*., по приказу №* от 05.05.17г. начислена компенсация за 57 дней неиспользованного отпуска в сумме №*. (л.д. 103-110).
Согласно расчету истца недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет – 26463,70 руб., недоплата отпускных за отпуск с 20.03.2017 по 26.03.2017г. - 3249,92 руб. Указанный расчет судом проверен, ответчиком в части начисления сумм компенсации за неиспользованный отпуск не оспаривается. При исчисления задолженности за отпуск с 20.03.2017г. по 26.03.2017г. расчет истцом произведен неверно, так как в сумму денежного содержания необоснованно включены средства материального стимулирования в размере 33299 руб., выплаченные истцу в апреле 2017 года, то есть после отпуска. За минусом данной суммы размер средств материального стимулирования, подлежащий включению для расчета отпускных, будет составлять 82031 (115330-33299) руб. Соответственно сумма отпускных должна была быть 6731 руб. 69 коп. (3170,27+ 111,71+862,74+1633,15+953,82) (л.д.9-10, 161).
Таким образом, с учетом уже выплаченных Жернаковой А.В. сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 26463,70 (61675,10-№*) руб., задолженность по недоплаченным суммам отпускных выплат за отпуск с 20.03.2017г. по 26.03.2017г. – 2586,99 (6731,69 -4144,70) руб.
Статья 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже: до 03.10.16 года одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату - Указание Банка России от 11.12.2015 №3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»), а начиная с 03.10.16 года одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
В соответствии со ст.46 ФЗ от 27.07.2004года № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданским служащим за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска.
С учетом положений закона о сроках выплаты и количества дней просрочки выплаты задолженности, начиная с установленного законом срока выплаты по день вынесения решения суда - 18.12.2017г., компенсация (проценты) за задержку недоплаченных сумм за 57 дней неиспользованного отпуска составит 3519,67 руб., недоплаченных отпускных за отпуск с 20.03.2017г. по 26.03.2017г. - 440,31 руб., всего 3959 руб. 98 коп.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004года «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» разъясняет, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные Жернаковой А.В. деньги, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Исходя из обстоятельств дела, суд полагает возможным взыскать в пользу истца моральный вред в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Жернаковой Алены Владимировны к Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области о взыскании недоплаченной суммы отпускных выплат, компенсации за неиспользованные отпуска, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты средств, морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области в пользу Жернаковой Алены Владимировны задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 20.03.2017г. по 26.03.2017г. в сумме 2586 (две тысячи пятьсот восемьдесят шесть) руб. 99 коп., задолженность по компенсации за неиспользованные отпуска, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы, в сумме 26463 (двадцать шесть тысяч четыреста шестьдесят три) руб.70 коп., компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области в пользу Жернаковой Алены Владимировны денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации за неиспользованные отпуска за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 18 декабря 2017 года, в сумме 3959 (три тысячи девятьсот пятьдесят девять) руб. 98 коп., с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 19 декабря 2017 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым Кодексом РФ налогов и сборов.
В удовлетворении остальной части исковых требований Жернаковой Алене Владимировне отказать.
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, начиная с 23 декабря 2017 года, путем подачи жалобы через Далматовский районный суд.
Судья А.В. Карелин