Решение по делу № 33а-10805/2019 от 09.10.2019

Дело № 33а-10805/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 декабря 2019 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Шидаковой О.А., Юсуповой Л.А.В.,

при секретаре Оплачко А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора города Симферополя Республики Крым к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица – Симферопольский городской совет Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент капитального строительства Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным бездействия, понуждении к выполнению определенных действий, по апелляционному представлению Заместителя прокурора города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 5 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Заместитель прокурора города Симферополя обратился в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском в интересах интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом изменения предмета иска, просил признать незаконным бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым в период с 01 января 2018 г., выражающееся в непринятии мер по разработке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь; обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым принять исчерпывающие меры, направленные на разработку и утверждение Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Симферополь (далее – ПЗЗ) в порядке и сроки, установленные статьями 30, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, мотивируя тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства при разработке и утверждении градостроительной документации в муниципальном образовании городской округ Симферополь, в ходе которой установлено, что решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 г. № 733 утверждены Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 августа 2016 г. № 888 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь. 17 октября 2017 г. Администрацией города Симферополя Республики Крым принято постановление № 3714 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». При этом, по истечении более двух лет с момента вступления в силу положений Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь, в нарушение требований статей 31- 33 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь не разработаны и в установленном порядке не утверждены. При осуществлении надзорной деятельности прокуратурой города выявлены многочисленные факты несоответствия временных правил землепользования и застройки генеральному плану. В ходе ранее проведенных проверок прокуратурой города Симферополя в Администрацию города Симферополя Республики Крым неоднократно вносились представления о необходимости принятия мер по приведению в соответствие генеральному плану правил землепользования и застройки. В результате бездействия административного ответчика имеет место расхождение действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования приводит к строительству капитальных объектов, не предусмотренных генеральным планом муниципального образования.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 5 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Заместителя прокурора города Симферополя Республики Крым отказано.

Не согласившись с указанным решением, Заместителем прокурора города Симферополя Республики Крым подано апелляционное представление, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам административного дела. Указывает, что изданное распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 сентября 2016 г. №1217-р «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению в Республику Крым лучших правил Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ» не освобождает Администрацию города при действующем с 1 января 2017 г. Генеральном плане от разработки и принятия Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь.

В судебном заседании старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. доводы апелляционного представления поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым Лемтюжникова А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Крым Байрамов А.Р. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представители Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Симферопольского городского совета Республики Крым, Муниципального казенного учреждения Департамент капитального строительства Администрации города Симферополя Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, решением 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым.

Решением 50 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва от 25 августа 2016 г. № 888 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

8 сентября 2017 г. между МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя и ФГБУ «Центральный научно - исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» заключен муниципальный контракт № К-12, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на селя обязательства выполнить работы по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь.

17 октября 2017 г. Администрацией города Симферополя Республики Крым принято постановление № 3714 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Постановлением председателя Симферопольского городского совета Республики Крым от 20 октября 2017 г. № 45 назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2 декабря 2017 г. по обсуждению Проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

2 декабря 2017 г. состоялись публичные слушания по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городско округ Симферополь Республики Крым.

По результатам открытого голосования участников публичных слушаний большинством голосов (92 голоса - «ЗА», 1 голос - «ПРОТИВ») и с учетом имеющихся предложений и замечаний принято решение отправить проект ПЗЗ на доработку.

11 января 2018 г. между МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя и ФГБУ «Центральный научно - исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» заключено соглашение о расторжении муниципального контракта от 8 сентября 2017 г. №К-12.

Прокуратурой города Симферополя проведена проверка исполнения Администрацией города Симферополя федерального законодательства при разработке и утверждении градостроительной документации в муниципальном образовании городской округ.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией города Симферополя Республики Крым принимаются все зависящие от нее меры для разработки и утверждения правил землепользования и застройки, что свидетельствует об отсутствии с ее стороны бездействия.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 5 статьи 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6 статьи 31 ГрК РФ).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 6 статьи 31 ГрК РФ).

В силу части 9 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10 статьи 31 ГрК РФ).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 ГрК РФ).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).

После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется (часть 15 статьи 31 ГрК РФ).

В соответствии с частью 16 статьи 31 ГрК РФ глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, которые определяют порядок сокращения сроков прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, и их количества, а также направлена на обеспечение принятия в субъектах Российской Федерации генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов. Данным распоряжением Правительства рекомендовано осуществить реализацию целевой модели в субъектах Российской Федерации до 2021 года в три этапа, для каждого этапа установлены целевые показатели.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 сентября 2016 г. № 1217-р «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению в Республике Крым лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ» был утвержден План мероприятий (Дорожная карта») по внедрению в Республике Крым лучших практик.

В соответствии с пунктом 8 Приложения к указанному распоряжению предусмотрен этап обеспечение установления территориальных зон и градостроительных регламентов, который включает подготовку, согласование, утверждение проекта правил землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в генеральных планах поселений, генеральных планах городских округов.

Результатом является наличие правил землепользования и застройки, со сроком реализации до 31 декабря 2021 г. Ответственными исполнителями является Минстрой РК, администрации муниципальных образований Республики Крым.

При таких обстоятельствах, поскольку распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 сентября 2016 г. № 1217-р установлен срок для принятия правил землепользования и застройки до 31 декабря 2021г. и мероприятия по разработке ПЗЗ ведутся административным ответчиком, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии бездействия Администрации города Симферополя Республики Крым, выражающегося в непринятии мер по разработке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь.

Доводы жалобы о том, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 сентября 2016 г. №1217-р не освобождает Администрацию города Симферополя Республики Крым от разработки и принятия Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь, не влекут признание незаконным бездействие органа.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что в силу части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям представительного органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 27 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является Симферопольский городской совет Республики Крым.

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 5 августа 2019 г., - оставить без изменения, апелляционное представление Заместителя прокурора города Симферополя Республики Крым, - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.А. Шидакова

Судья: Л.А-В. Юсупова

33а-10805/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Симферополя РК
Ответчики
МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя
Администрация г. Симферополя РК
Другие
Министерство Строительства и Архитектуры РК
Симферопольский городской совет РК
Совет Министров РК
МКУ Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2019Передано в экспедицию
06.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее