Решение по делу № 33а-1154/2020 от 05.03.2020

Дело № 2а-555/2020 Председательствующий судья – Самков А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1154/2020

гор. Брянск 26 марта 2020 года    

    Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей Маклашова В.И., Сокова А.В.,

при секретаре Раковской И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кульминского В.А. на решение Брасовского районного суда Брянской области от 03 декабря 2019 года по административному иску Кульминского В.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Брянской области об обжаловании действий (бездействия).

Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения Кульминского В.И. путем использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кульминский В.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь, что в настоящий момент отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области. С июля 2018 года он распределен для отбывания наказания в отряд , за которым закреплено спальное помещение, площадью 120 кв.м. В данном помещении постоянно проживают более 60 осужденных, перед единственным выходом из спального помещения к стене прибиты вешалки, где осужденные оставляют верхнюю одежду, под вешалкой установлен стеллаж для обуви, данные вешалки и стеллаж от спальных мест каким-либо ограждением не отделены. Спальное помещение имеет семь проемов для окон, проемы на 1/3 площади застеклены, в оставшейся части имеют стеклоблоки (в местах повреждений стеклоблоки заложены цементом), с обратной стороны окна заварены металлическими прутьями. Помещение также не имеет пожарного выхода. Форточки имеются только на двух окнах, помещение освещено 4 лампочками, которые не всегда находятся в рабочем состоянии. Помещение для умывальника, находящееся возле спального помещения, не обеспечено теплой водой, комната отряда для приема пищи имеет менее 10 кв.м., в ней находятся два холодильника, один стол, полки для хранения продуктов питания осужденных, однако там невозможно сидеть по причине отсутствия соответствующей мебели и ограниченности площади. Вход в комнату приема пищи расположен напротив туалета. По мнению истца, вышеизложенные условия содержания являются бесчеловечными, унижают его достоинство. Причиняют ему страдания.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кульминский В.А. просил суд признать нарушение ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области условий его содержания, по доводам, указанным в административном исковом заявлении, признать незаконными действия (бездействие) федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4» УФСИН России по Брянской области в части необеспечения ему надлежащих условий содержания, обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4» УФСИН России по Брянской области устранить нарушение условий содержания в кратчайшие сроки.

Протокольным определением Брасовского районного суда Брянской области от 01 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области.

Решением Брасовского районного суда Брянской области от 03 декабря 2020 года административный иск Кульминского В.А. оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец Кульминский В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, указывает на неправильное установление судом обстоятельств дела, повлекшее нарушение норм материального права.

Представители Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Брянской области, Брянской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса и их представителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Кульминского В.И., судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец Кульминский В.А. отбывает наказание в ФКУ «ИК №4 УФСИН России по Брянской области».

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваем действия (бездействие).

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения, иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, урегулированы в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее - УИК РФ).

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В соответствии с подп. 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно подп. 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу положений статьи 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены Номенклатура и сроки эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приложение 1), нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение N 2).

Из справки начальника ОВРО ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области Губанова А.В. следует, что осужденный Кульминский В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был распределен в отряд данного исправительного учреждения.

Постановлением от 05 ноября 2019 года административный истец был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия содержания в отряд В случае отсутствия взысканий в течение девяти месяцев осужденный будет переведен из отряда в отряд или в связи с наличием мест для распределения спецконтингента, т.е. в дальнейшем Кульминский В.А. не будет отбывать наказание в отряде ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.

Из справки инспектора ОСУ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лимит наполнения исправительного учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составлял 1311 осужденных, фактическая численность лиц, содержащихся в исправительном учреждении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 026 осужденных, ДД.ММ.ГГГГ - 1 015 осужденных, соответственно лимит наполнения превышен не был.

Из технического паспорта помещения, в котором расположен отряд следует, что площадь помещения (секции ) в котором отбывал наказание Кульминский В.А., составляет 107,7 кв.м., площадь жилого помещения, в котором находится вторая часть отряда (секция ), составляет 90,5 кв.м.

Судом в ходе исследования и осмотра письменных доказательств на месте 08 ноября 2019 года было установлено, что в жилую секцию отряда начальником отряда, на момент осмотра, было распределено 39 осужденных, что не превышает лимит проживания осужденных.

Распределение осужденных в отряды с учетом их личностных особенностей, состояния здоровья, привлечения их к труду, обучения в системе общего и профессионального образования принимается комиссией исправительного учреждения, возглавляемой начальником исправительного учреждения (п.    10 «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации №295 от 16 декабря 2016 года).

Оценивая представленную административным истцом схему расположения мест осужденных, суд пришел к правильному выводу, что она не может являться доказательством превышения лимита проживания, так как не отражает точное количество осужденных на 13 августа 2019 года, содержит многочисленные исправления, а также не исключает возможности внесения в нее исправлений в части общего количества заключенных.

Также в ходе исследования и осмотра письменных доказательств на месте 08 ноября 2019 года было установлено, что в жилом помещении, где ранее отбывал наказание административный истец (жилая секция ), имеется искусственное освещение, находящиеся в работоспособной состоянии, окна (часть данных окон застеклено более чем наполовину стеклоблоками), окна снабжены механизмами для проветривания, на входе организована раздевалка (имеются вешалки, полка для обуви). В отряде имеется минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов и приема пищи оснащена холодильниками, столом, полками для хранения личных вещей осужденных, также имеется умывальная комната, туалет).

Из акта внеплановой проверки соблюдения требований санитарного законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 06 ноября 2019 года, проведенной старшим врачом по общей гигиене филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России следует, что в ходе проверки старшим врачом установлено, что в отряде норма жилой площади на человека соответствует требованиям ст. 99 УИК РФ и составляет не менее 2 кв.м, на человека, помещение отряда №12, включая комнату приема пищи, оборудовано мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с требованиями приказа ФСИН России №512 от 27 июня 2006 года. Водоснабжение ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области, включая отряд , осуществляется из ведомственной артезианской скважины. В 2018 году и за истекший период 2019 года аварий на водопроводе и внеплановых отключений не зарегистрировано, помывка осужденных осуществляется не реже 2 раз в 7 дней в бане, со сменой нательного и постельного белья. Отопление отряда централизованное, осуществляется посредством отопительных радиаторов. Вентиляция помещений отряда осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения», разделом IV п. 4.7 «Гигиенические требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений» через оконные проемы, а также через вентиляционные шахты строения, два раза в год проводится ревизия функционирования вентиляционных шахт. Освещение отряда смешанного типа: естественное освещение осуществляется посредством оконных проемов, искусственное освещение посредством источников искусственного освещения, которые на момент проверки находятся в удовлетворительном состоянии.

Каких-либо нарушений в ходе проверки выявлено не было.

Также в судебном заседании было установлено, что осужденные обеспечены трехразовым питанием, которое осуществляется в специально оборудованном отдельном помещении столовой, согласно минимальной норме питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в Учреждениях ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ и пограничных органов ФСБ, на мирное время, утвержденных Постановлением Правительства РФ N205 от 11 апреля 2005 года.

Кроме того, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области является объектом постоянного надзора со стороны органов прокуратуры.

05 апреля 2019 года заместителем прокурора Брянской области в адрес врио начальника УФСИН России по Брянской области было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выявленных в ходе проверки соблюдения исправительным учреждением требований уголовно-исполнительного законодательства.

В указанном представлении отсутствуют сведения о нарушениях исправительным учреждением норм жилой площади в расчете на одного осужденного, санитарно-эпидемиологических требований, на которые ссылается административный истец в административном исковом заявлении, за исключением обеспечения наличия второго эвакуационного выхода в отряде , при наличии в нем более 50 человек.

В связи с тем, что площадь жилой секции отряда допускает размещение в ней более 50 человек, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области были произведены работы по оборудованию второго эвакуационного выхода, на момент рассмотрения настоящего сбора данные работы были завершены.

Разрешая спор, суд, оценив, собранные по делу доказательства, показания свидетелей, руководствуясь приведенными нормами закона, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, указав, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, исходя из которых можно сделать вывод о нарушении условий его содержания в отряде ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области, а также о несоответствии нормам ст. 99 УИК РФ, приказа ФСИН России №512 от 27 июня 2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда в удовлетворении исковых требований, не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку доказательств, подтверждающих нарушение условий содержания, касающихся санитарно-гигиенической обстановки, обслуживания коммунально-бытовых объектов, обеспеченности их жилой площадью, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства дела, по существу сводятся к несогласию с оценкой, данной судом установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и сделанным в этой связи выводам, которые изложены судом с приведением необходимых мотивов, обоснованы ссылками на нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным фактическим обстоятельствам спора.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Решение отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брасовского районного суда Брянской области от 03 декабря 2019 года по административному иску Кульминского В.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Брянской области об обжаловании действий (бездействия) оставить без изменения, апелляционную жалобу Кульминского В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Т.И. Зубкова

Судьи В.И. Маклашов

А.В. Соков

33а-1154/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кульминский Владимир Анатольевич
Ответчики
ФСИН России, УФСИН по Брянской области, ФКУ "Исправительная колония № 4 УФСИН России по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
05.03.2020Передача дела судье
26.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Передано в экспедицию
26.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее