Дело № Р_2-118/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2013 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Коновалова Л.Д.
при секретаре Калинкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Радужный Владимирской области гражданское дело по иску Лапшиной Н. А. к ГУ–Отдел Пенсионного фонда РФ в ЗАТО <...> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Лапшина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ–Отдел Пенсионного фонда РФ в ЗАТО <...> (далее по тексту–Отдел Пенсионного фонда) о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, в обоснование указывая, что дд.мм.гггг. обратилась с соответствующим заявлением в Отдел Пенсионного фонда. Однако в назначении пенсии было отказано, поскольку ответчик не засчитал в специальный стаж в льготном исчислении период нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста двух лет восьми месяцев с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., а также исключил из специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
С доводами Отдела Пенсионного фонда истец не согласна, поскольку с дд.мм.гггг. по настоящее время она работает в должности медицинской сестры палатной во В.о.к.б. в отделении хирургического профиля стационара – в офтальмологическом отделении, в связи с чем весь период данной трудовой деятельности должен включаться в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении: один год работы как один год и 6 месяцев.
В связи с рождением ребенка (дд.мм.гггг.) работодателем был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет и 8 месяцев с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., т.е. до времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за детьми перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Период нахождения в отпуске по беременности и родам также подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается отпуск на основании листка нетрудоспособности.
Курсы повышения квалификации посещала без отрыва от производства, что подтверждается справками работодателя.
Считая отказ необоснованным, истец просит суд обязать ответчика включить оспариваемые периоды в специальный стаж, в т.ч. отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком в льготном исчислении и назначить досрочную пенсию с даты обращения.
В судебном заседании Лапшина Н.А. поддержала исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении доводы.
Представитель Отдела Пенсионного фонда Солдатенкова В.И. иск не признала и объяснила, что отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком не являются периодами работы, поэтому могут быть включены только в календарном порядке, а во время курсов трудовая деятельность не осуществляется. С учетом оспариваемых периодов специальный стаж работы истца по состоянию на дд.мм.гггг. превышает тридцать лет.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом вышеназванный Федеральный закон, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.
Как разъясняется в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом согласно пункту 2 названного Постановления исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца, а среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров – один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Как разъясняется в пунктах 26 и 27 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30, с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Истец просит включить в специальный стаж в льготном исчислении предоставлявшиеся ей отпуск по беременности и родам с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста двух лет восьми месяцев с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Согласно материалам дела с дд.мм.гггг. по настоящее время она работает в должности медицинской сестры палатной во В.о.к.б. в отделении хирургического профиля стационара – в офтальмологическом отделении.
Отпуск по беременности и родам и уходу за ребенком был предоставлен истцу до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», согласно п.103 ст.1 которого отпуска по уходу за ребенком не подлежали зачету в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях.
При этом в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пунктом 2 которого предусматривалось, что с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При изложенных обстоятельствах суд признает, что периоды нахождения Лапшиной Н.А. в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком должны быть зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении на основании п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464.
Суд также считает обоснованным требование о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Справками ГБУЗ Владимирской области «О.к.б.» от дд.мм.гггг. №... и от дд.мм.гггг. №..., ответом Управления ПФ РФ в <...> на запрос ответчика от дд.мм.гггг. №..., основанных на табелях учета рабочего времени, расчета заработной платы, расчетно-платежных ведомостях, подтверждается, что указанные курсы повышения квалификации Лапшина Н.А. посещала без отрыва от производства.
В соответствии со ст.19 ч.1 вышеуказанного Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Лапшина Н.А. обратилась в Отдел Пенсионного фонда дд.мм.гггг..
Из материалов дела, объяснений представителя ответчика следует, что при условии включения оспариваемых периодов в специальный стаж, в т.ч. в льготном исчислении, на день подачи заявления истец имела необходимый для назначения досрочной пенсии стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения – не менее 30 лет.
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лапшиной Н. А. удовлетворить.
Обязать ГУ–Отдел Пенсионного фонда РФ в ЗАТО <...> включить Лапшиной Н. А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в льготном исчислении (один год считать за один год и 6 месяцев), а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Обязать ГУ–Отдел Пенсионного фонда РФ в ЗАТО <...> назначить Лапшиной Н. А. досрочную трудовую пенсию с дд.мм.гггг..
Взыскать с ГУ–Отдел Пенсионного фонда РФ в ЗАТО <...> в пользу Лапшиной Н. А. в возврат государственной пошлины <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца.
Председательствующий судья (подпись) Л.Д.Коновалов