№ 1-1/2012 г.
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 30 января 2012г.
Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Шляхина В.Н.
с участием государственного обвинителя
Лабинской межрайонной прокуратуры Дрыкиной М.В.
подсудимого Сиротенко Р.Ю.,
защитника Сливиной Т.А., представившей ордер <Номер>, удостоверение <Номер>,
потерпевшего С.В.,
при секретаре Бекоевой Н.К.
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Сиротенко Романа Юрьевича, <Дата> рождения, уроженца <Адрес>, проживающего по адресу: <Адрес>, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Сиротенко Р.Ю. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший за собой по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах: 17.10.2011 г., примерно в 20 часов 00 минут, Сиротенко Р.Ю., находился совместно со своим отцом С.Ю. в состоянии алкогольного опьянения в домовладении по адресу: <Адрес>. В ходе совместного распития спиртного между Сиротенко Р.Ю. и С.Ю. возникла ссора, на почве личных, ранее возникших неприязненных отношений, в ходе которой Сиротенко Р.Ю. осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий, желая их наступления с целью причинения С.Ю. тяжкого вреда здоровья, руководствуясь мотивами личной неприязни, умышленно нанес последнему 2-3 удара руками в область туловища. При этом Сиротенко Р.Ю. осознавал, что наносит удары в область расположения жизненно важных органов С.Ю. повреждение которых неизбежно повлечет причинение тяжкого вреда здоровью и возможно наступление смерти.
В результате противоправных действий потерпевшему С.Ю. были причинены следующие повреждения: в виде локальных переломов 8-11 го ребер слева, разрыва селезенки. Смерть С.Ю. наступила от закрытой травмы живота с разрывом селезенки, сопровождавшейся массивной кровопотерей, которая и явилась непосредственной причиной смерти. Такие повреждения квалифицируются как тяжкий вред здоровью и имеют причинно-следственную связь со смертью С.Ю., который скончался 18.10.2011 года около 16 часов 20 минут в домовладении расположенном по адресу: <Адрес>, от массивной кровопотери.
В судебном заседании подсудимый Сиротенко Р.Ю. вину свою в совершении преступления признал частично и суду пояснил, что 17.10.2011 г. он вместе с родителями находился дома и целый день они распивали спиртные напитки по адресу: <Адрес>. Примерно в 20 часов 00 минут между ним и его отцом – С.Ю. произошел конфликт, из-за чего именно он не помнит. Свидетелем конфликта была его мать С.Л. которая также была в состоянии алкогольного опьянения. С.Ю. встал из-за стола и неожиданно нанес ему удар кулаком в нос, после чего он возле входной двери нанёс 2-3 удара руками С.Ю. в область ребер. Он вступился за свою мать С.Л., так как у отца с матерью произошел конфликт. Он с матерью заводил С.Ю. в дом с улицы, где последний курил и падал. С.Ю. выходил из дома и возможно в это время получил повреждения ставшие причиной смерти. Затем он пошел спать в свою комнату. Ночью он просыпался и подходил к отцу который ругался от боли. Он проснулся утром 18.10.2011 г. и увидел отца который жаловался на боли в области ребер. После этого он пошел к своему крестному Г.А. по адресу: <Адрес>, помочь в ремонте автомобиля. 18.10.2011 г. примерно в 16 часов ему позвонила мать и сказала, чтобы он возвращался домой «похмеляться». Он пришел домой и увидел, что отец с матерью распивают спиртное. Мать предложила ему выпить, он согласился и выпил немного спиртного. После выпитой рюмки С.Ю. встал из-за стола, сделал несколько шагов и стал падать приседая. Он подошел к отцу и увидел, что у него посинели губы и побледнело лицо. Он сказал матери, что отец умер, позвонил Г.А. и сообщил о смерти отца. Он считает, что от его ударов отец не мог умереть.
Потерпевший С.В. в судебном заседании пояснил, что его брат С.Ю. постоянно употреблял спиртные напитки вместе с женой и сыном, после чего у них происходили конфликты заканчивающиеся драками с синяками. 18.10.2011 г. ему позвонил на сотовый телефон его знакомый Г.А. и сообщил, что его брат С.Ю. умер у себя дома. Приехав домой к брату он увидел С.Ю. в бессознательном состоянии и сразу вызвал скорую медицинскую помощь и полицию. 19.10.2011 г. в Лабинском судебном морге ему сообщили, что его брат умер насильственным путем, кто бил брата он не знает. Ранее Сиротенко Р.Ю. избивал своего отца С.Ю.
Проверив и исследовав доказательства, оценив показания подсудимого, потерпевшего и свидетелей, суд находит, что вина подсудимого С.Ю. в совершении преступления полностью доказана.
Так свидетель Г.А. суду пояснил, что он долгое время знаком с С.Ю. и является крестным отцом его сына Сиротенко Р.Ю. Он знает семью С. с отрицательной стороны, как часто употребляющих спиртные напитки и конфликтующих между собой. 18.10.2011 г. он попросил своего крестника Сиротенко Р.Ю. помочь отремонтировать ему автомобиль. Сиротенко Р.Ю. пришел к нему с сильного похмелья и сказал, что пил спиртное с родителями. О ссоре с отцом он ему ничего не говорил. Вечером ему позвонил Сиротенко Р.Ю. и сообщил, что С.Ю. умер, после этого он пошел к дому С. и увидел, что С.Ю. находится в бессознательном состоянии, после этого он сразу позвонил С.В. и сообщил о произошедшем. Сиротенко Р.Ю. сообщил ему, что у него с отцом произошел скандал. Он догадывался, что Сиротенко Р.Ю. ранее избивал отца – С.Ю.
Свидетель С.Л. в судебном заседании пояснила, что 17.10.2011 года она вместе с мужем и сыном находилась у себя дома и совместно с ними распивала спиртное. Между её мужем С.Ю. и сыном Сиротенко Р.Ю. произошел конфликт. Она видела как сын толкнул её мужа и муж поднимался с пола. Она не видела чтобы они наносили друг другу удары. От мужа она узнала, что он разбил нос Сиротенко Р.Ю. Вечером муж куда-то ходил за спиртными напитками и вернулся с двумя бутылками джин-тоника. 18.10.2011 г. муж проснулся и пожаловался на боль в боку. Она предложила мужу выпить, на что он согласился. Вскоре пришел её сын Сиротенко Р.Ю. и также продолжил с ними распивать спиртные напитки. С.Ю. резво встал из-за стола сделал несколько шагов и упал рядом с креслом. Она подошла к нему и он уже не подавал признаков жизни.
Суд критически относится к показаниям свидетеля С.Л. данным в судебном заседании т.к. они противоречат показаниям оглашенным в судебном заседании, данным на предварительном следствии и даны с целью увести Сиротенко Р.Ю. от ответственности за содеянное. На предварительном следствии С.Л. поясняла, что 17.10.2011 г. между её мужем и сыном произошел конфликт. В ходе конфликта её муж ударил Сиротенко Р.Ю. в область носа, а Сиротенко Р.Ю. нанес несколько ударов отцу в область ребер. В этот момент она крикнула Сиротенко Р.Ю., чтобы он прекратил избивать отца. Она подошла к мужу и подняла его с пола, так как он упал от ударов сына. На следующий день ей жаловался муж на боль в ребрах, куда наносил удары Сиротенко Р.Ю. С.Ю. из дома вообще не выходил и постоянно говорил, что у него боли в теле от ударов сына. (л.д. 74-78).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что вина Сиротенко Р.Ю. в предъявленном ему обвинении доказана полностью.
Суд считает ложными показания подсудимого Сиротенко Р.Ю. о том, что С.Ю. вечером 17.10.2011 г. уходил из дома за спиртным и возможно в это время получил увечья повлекшие его смерть. Данная версия не высказывалась подсудимым и свидетелем С.Л. на предварительном следствии, ранее признававшим свою вину полностью. Суд расценивает данные показания подсудимого как способ защиты и попытку уйти от ответственности за содеянное. Свидетель С.Л. в ходе предварительного следствия, будучи предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ говорила о том, что С.Ю. из дома не выходил (л.д. 74-76).
Также суд признает допустимым доказательством явку с повинной Сиротенко Р.Ю. от 19.10.2011 г. в которой он правдиво сообщил об обстоятельствах совершения преступления (л.д. 9-10).
В судебном заседании был оглашен протокол проверки показаний на месте (л.д. 79-82) и просмотрена видеозапись данных процессуальных действий, из которой усматривается, что Сиротенко Р.Ю. добровольно дает показания о месте и способе совершения преступления и данные обстоятельства объективно подтверждаются другими доказательствами по делу.
В судебном заседании подсудимый Сиротенко Р.Ю., свидетель С.Л. и свидетель Г.А. пояснили, что их показания данные на предварительном следствии, не точно были отражены в протоколах допроса. С целью устранения противоречий в показаниях свидетелей и подсудимого, в судебном заседании был допрошен свидетель К.А. который подтвердил в судебном заседании, что подсудимый Сиротенко Р.Ю. на предварительном следствии, давал показания в присутствии защитника, на него не оказывалось никакого физического и психического давления; все протоколы допроса подсудимого были прочитаны и подписаны Сиротенко Р.Ю. и его защитником. Также свидетели С.Л. и Г.А. на предварительном следствии давали показания, которые объективно были отражены в протоколах допроса, которые были прочитаны и подписаны свидетелями. Дополнения показаний высказываемые свидетелями заносились в протокол допроса в полном объеме.
В судебном заседании подсудимый Сиротенко Р.Ю. утверждал о том, что от его нескольких ударов С.Ю. не мог умереть. С.Ю. падал и при падении получил повреждения ставшие причиной его смерти. А также, что он является левшой и не мог причинить удар отцу в область селезенки. На предварительном следствии Сиротенко Р.Ю. давал показания, что бил руками, при этом не конкретизировал как, а в судебном заседании пояснил, что ударил правой рукой – по локтю, левой рукой – по туловищу.
Доводы подсудимого в этой части полностью опровергаются исследованным в судебном заседании заключением эксперта № 291 от 23.11.2011, согласно которого, при жизни С.Ю. были причинены повреждения в виде локальных переломов 8-11 го рёбер слева, разрыва селезёнки. Эти повреждения причинены тупым твердым предметом, не отобразившим своих свойств в повреждениях, например кулаком, ногой и др., за несколько часов до смерти, могли образоваться в срок и при обстоятельствах, указанных в постановлении, от одного удара таковым в задне-боковую поверхность туловища слева. Эти повреждения могли быть причинены в момент, когда С.Ю. мог находиться в любом положении в пространстве по отношению, к причинявшему ему повреждения. Такие повреждения являются опасными для жизни в момент причинения, по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью и имеют прямую причинно-следственную связь со смертью. Образование этих повреждений при падении С.Ю. из положения стоя маловероятны. После причинения этих повреждений
С.Ю. мог совершать активные действия от нескольких минут до нескольких часов. Смерть С.Ю. наступила от закрытой травмы живота с разрывом селезёнки, сопровождавшейся массивной кровопотерей, которая и явилась непосредственной причиной смерти. Учитывая степень развития трупных явлений время наступления смерти С.Ю. не противоречит времени, указанному в постановлении. При жизни С.Ю. страдал хроническим заболеванием - алкогольная кардиомиопатия. При судебно-химическом исследовании крови и мочи от трупа С.Ю. обнаружен этиловый алкоголь в крови 1,6 промилле, в моче 2,4 промилле, что у живых лиц обычно соответствует алкогольному опьянению средней степени (л.д. 86-89).
Вина Сиротенко Р.Ю. в совершенном преступлении также подтверждается доказательствами оглашенными в судебном заседании: протоколом осмотра места происшествия от 19.10.2011 г. из которого усматривается расположения комнат и мебели в них, что объективно совпадает с показаниями подсудимого и свидетеля С.Л. (л.д. 11-15); сигнальный лист от 18.10.2011 г. из которого усматривается, что С.Ю. был доставлен в морг без признаков насильственной смерти (л.д. 29).
Как личность Сиротенко Р.Ю. положительно характеризуется по месту жительства, ранее не судим, у врача нарколога на учёте не состоит. У врача психиатра состоит на учете с 1998 г. с диагнозом легкая умственная отсталость легкой степени.
В отношении Сиротенко Р.Ю. в ходе предварительного следствия проведена первичная амбулаторная комплексная судебная психолого-психиатрической экспертиза от 28.11.2011 г. №315, согласно выводам которой следует, что Сиротенко Р.Ю. в момент совершения правонарушения мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В момент совершения правонарушения у него не было признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности, а обнаруживает признаки органического эмоционально-лабильного расстройства в связи со смешанными заболеваниями (перинатальная патология, травмы головы, интоксикации). В настоящее время, по своему психическому состоянию Сиротенко Р.Ю. может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. В применении принудительных мер медицинского характера Сиротенко Р.Ю. не нуждается (л.д. 105-107).
В судебном заседании поведение Сиротенко Р.Ю. адекватно происходящему. Поэтому у суда не возникло сомнений в его психической неполноценности.
Кроме того, в ходе рассмотрения уголовного дела у суда также не возникло сомнений во вменяемости Сиротенко Р.Ю., поскольку в ходе всего рассмотрения дела подсудимый чётко отвечал на поставленные вопросы, осознавал характер происходящего, в судебных заседаниях. Свою защиту он осуществлял последовательно, занимал активную защитную позицию от предъявленного ему обвинения, приводя свои доводы и возражения, что дает суду основание считать Сиротенко Р.Ю. вменяемым как в момент совершения преступления, так и в настоящее время.
Суд считает вину Сиротенко Р.Ю. установленной. Действия подсудимого Сиротенко Р.Ю. правильно квалифицированы органами предварительного следствия по ч. 4 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, положительные данные о личности Сиротенко Р.Ю., мнение потерпевшего С.В. не настаивавшего на строгом наказании.
Обстоятельством, смягчающим наказание Сиротенко Р.Ю. суд признает явку с повинной.
Обстоятельств, отягчающих наказание Сиротенко Р.Ю. судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд находит, необходимым назначить подсудимому Сиротенко Р.Ю. наказание в виде реального лишения свободы, без ограничения свободы, так как приходит к выводу, что достижение установленных законом уголовного наказания возможно лишь в условиях его изоляции от общества.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Сиротенко Романа Юрьевича признать виновным и назначить ему наказание по ч. 4 ст. 111 УК РФ – семь лет лишения свободы, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислять с 30 января 2012 года, зачесть в срок отбытия наказания период нахождения под стражей с 19.10.2011 г. по 30.01.2012 г.
Меру пресечения Сиротенко Роману Юрьевичу оставить содержание под стражей до вступления приговора в законную силу.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Процессуальных издержек по делу не имеется.
Вещественные доказательства: диск с видеозаписью проверки показаний на месте –хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок, но со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Приговор вступил в законную силу с 10.02.2012 г.