Судья: Лигус О.В. Дело № 33-793/2021
(№ 2-1904/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 апреля 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Второвой Н.Н., Коротченковой И.И.,
при секретаре Власовой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску военного прокурора Брянского гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Березняцкому Андрею Андреевичу, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании военного билета недействительным, возложении обязанности по возврату военного билета,
по апелляционной жалобе Березняцкого Андрея Андреевича на решение Советского районного суда г. Орла от 17 декабря 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования Военного прокурора Брянского гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Березняцкому Андрею Андреевичу, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании решения призывной комиссии незаконным, признании военного билета недействительным, возложении обязанности по возврату военного билета – удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла № от <дата> в отношении Березняцкого Андрея Андреевича незаконным.
Признать военный билет №, выданный на имя Березняцкого Андрея Андреевича военным комиссариатом Орловской области по Заводскому и Советскому районам г. Орла недействительным.
Обязать Березняцкого Андрея Андреевича возвратить военный билет в орган его выдавший – военный комиссариат г. Орла Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя Березняцкого Андрея Андреевича по доверенности Пигариной Юлии Александровны, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» военного по доверенности Котыша Зухры Ибрагима, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Брянского гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Березняцкому А.А., о признании военного билета недействительным, возложении обязанности по возврату военного билета.
В обоснование заявленных требований указывал, что военной прокуратурой Брянского гарнизона была проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области и военных комиссариатов по муниципальным образованиям Орловской области законодательства о призыве граждан на военную службу, по результатам которой выявлено, что в период весеннего призыва 2012 г. БерезняцкийА.А. в военный комиссариат Заводского и Советского районов г. Орла представил акт исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г., выданный бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» (далее по тексту – БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко»), в соответствии с которым он имел заболевание, препятствующее прохождению военной службы.
На основании указанного медицинского документа, решением военного комиссариата призывной комиссии Заводского и Советского районов г. Орла Орловской области № от 14 июня 2012 г. Березняцкий А.А. признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на нее, в связи с чем ему 4 июля 2012 г. выдан военный билет.
Ссылаясь на то, что в ходе проведения военным прокурором Брянского гарнизона проверки из БУЗ ОО «БСМП им. Н.А.Семашко» получены сведения о том, что Березняцкий А.А. за медицинской помощью в период выдачи акта исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г. не обращался, уточнив исковые требования, просил признать решение призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла № от 14июня 2012 г. в отношении Березняцкого А.А. незаконным; признать военный билет №, выданный на имя Березняцкого А.А. военным комиссариатом Орловской области по Заводскому и Советскому районам г. Орла недействительным; обязать Березняцкого А.А. возвратить военный билет в орган его выдавший – военный комиссариат г. Орла Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения заявленных суда первой инстанции, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Орловской области» (далее по тексту – ФКУ «Военный комиссариат Орловской области»), а также в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», врач БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» Пронина С.В. и врач БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» Гагина И.Ю.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Березняцким А.А. заявлено о пропуске военным прокурором Брянского гарнизона срока исковой давности.
Судом постановлено обжалуемое решение.
Березняцкий А.А. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что выводы суда первой инстанции положенные в основу оспариваемого решения не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Приводит доводы о том, что акт исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г. согласно положениям действующего законодательства не мог быть им представлен лично в военный комиссариат.
При этом, от прохождения медицинского освидетельствования он не уклонялся, все назначенные обследования проходил. Врач военно-врачебной комиссии согласился с поставленным в акте исследования диагнозом, БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» доказательств того, что призывник не находился на обследовании не представляет, а непосредственно Березняцкий А.А. не имеет доступа к личному делу призывника и не может нести ответственность за документы, которые в нем хранились.
Обращает внимание на то, что военным прокурором Брянского гарнизона пропущен срок исковой давности для обращения с настоящими требованиями.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Пунктом 1 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного п. п. 1 или 4 ст. 20 или п. 1 ст. 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Подпунктом «а» п. 1 ч. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, в частности, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Абзацем 1 п. 1.1 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона определено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, пп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (абз. 2 п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В силу «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от №663 от 11 ноября 2006 г., призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с «Положением о военно-врачебной экспертизе» (п. 5).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 (далее по тексту – Положение № 663) призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17 Положения № 663).
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (п. 18 Положения № 663).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п. 19 Положения № 663).
Согласно п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
В соответствии с п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту и т.д. В расписании болезней предусмотрены вышеуказанные категории годности к военной службе.
Из приведенных выше нормативных актов следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области и военных комиссариатов по муниципальным образованиям требований законодательства о призыве граждан на военную службу.
Согласно материалам личного дела призывника 27 января 2011 г. Березняцкий А.А., <дата> г.р., был поставлен на воинский учет в военном комиссариате Заводского и Советского районов г. Орла.
Решением призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла от 14 июня 2012 г. № Березняцкий А.А. был признан <...>, освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас по состоянию здоровья по п. «а» ч. 1 ст 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
На основании принятого в отношении Березняцкого А.А. решения ему выдан военный билет №, с отметкой об освобождении его от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Основанием для освобождения от призыва на военную службу послужил медицинский документ - акт исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г. БерезняцкогоА.А., выданный БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», в соответствии с которым Березняцкий А.А. находился на лечении в неврологическом отделении БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г., имеет заболевание, препятствующие прохождению военной службы: <...>
Из указанного акта усматривается, что Березняцкий А.А. в указанный период времени проходил лечение в неврологическом отделении БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» в условиях стационара.
Между тем, в ходе проведенной военной прокуратурой Брянского гарнизона проверки было установлено, что согласно сведениям, представленным БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», Березняцкий А.А. в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. в указанное учреждение за медицинской помощью не обращался.
По информации главного врача БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», БерезняцкийА.А. на стационарном лечении в период с 1 января 2012 г. по 31декабря 2012 г. в указанном медицинском учреждении не находился, по журналам учета приема пациентов и отказов в госпитализации приемного отделения больницы за медицинской помощью в больницу не обращался.
31 июля 2020 г. военному прокурору Брянского гарнизона направлено письмо № из отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации воинской части № 77197, согласно которому, последним в соответствии с решением совместного совещания от 11 августа 2016 г. «О выявлении фактов использования гражданами призывного возраста фальсифицированной медицинской документации» получены данные о возможном факте использования подложных (поддельных) документов (актов исследования состояния здоровья), послуживших основанием для освобождения граждан призывного возраста состоящих на воинском учете в военных комиссариатах Орловской области, в том числе в отношении Березняцкого А.А. В ходе проверки личного дела вышеуказанного призывника установлено, что на акты исследования состояния здоровья нанесены оттиски штампов и гербовых печатей БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», не соответствующие оригиналу оттиска, также получен ответ, согласно которому, Березняцкий А.А. лечение не проходил.
Из объяснений Прониной С.В., отобранных военным прокурором Брянского гарнизона 22 октября 2020 г., усматривается, что акт исследования состояния здоровья Березняцкого А.А. за период с 14 марта 2017 г. по 17 марта 2017 г. в БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» не оформлялся. В документах медицинского учреждения сведения о нахождении Березняцкого А.А. на стационарном обследовании (лечении) в указанный период отсутствуют. Подписи в акте исследования состояния здоровья Березняцкого А.А. за период с 14 марта 2017 г. по 17 марта 2017 г. выполнены не Прониной С.В. (указана ее фамилия) и не главным врачом БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко». Чьим подчерком выполнен данный документ ей неизвестно (почерк в акте не соответствует почерку как непосредственно Прониной С.В., так и иным работникам отделения неврологии БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко»).
Допрошенная в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста врач невролог бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Поликлиника №2» ФИО10 пояснила, что Березняцкий А.А. за медицинской помощью по поводу <...> не обращался, аналогичные сведения предоставлены главным врачом указанного учреждения, где Березняцкий А.А. наблюдался по поводу иных заболеваний.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и установив, что БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» в 2012 г. не выдавало акт исследования состояния здоровья, послужившего основанием для принятия решения призывной комиссией об освобождении Березняцкого А.А. от прохождения службы по призыву, а также отсутствие у Березняцкого А.А. по состоянию на 2012 г. каких-либо заболеваний препятствующих прохождению военной службы, пришел к выводам о наличии оснований для удовлетворения требований военного прокурора Брянского гарнизона.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны верном понимании норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы Березняцкого А.А. относительно того, что акт исследования состояния здоровья согласно положениям действующего законодательства направляется медицинским учреждением, а не выдается на руки призывнику, в связи с чем не мог быть им представлен лично в военный комиссариат Заводского и Советского районов г. Орла являются несостоятельными и по существу не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.
В судах первой и апелляционной инстанций установлено, что БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» акт исследования состояния здоровья Березняцкого А.А. не выдавало, в связи с чем, указанный документ является подложным (фиктивным).
В тексте указанного акта отсутствует наименование военного комиссариата, по направлению которого производилось медицинское исследование состояния здоровья Березняцкого А.А., отсутствуют такие сведения и в материалах личного дела призывника.
Из пояснений медицинских работников в суде апелляционной инстанции, от имени которых выполнен акт исследования состояния здоровья Прониной С.В. и Гагиной И.Ю., следует, что указанный акт выполнен не ими, подписи в нем им не принадлежат. Также обратили внимание на то, что объективных данных о том, что Березняцкий А.А. по состоянию на 2012 г. страдал заболеваниями, указанными в данном акте, амбулаторные карты не содержат. Наименование диагноза в акте указано некорректно. Данных о прохождении лечения у врача невролога, как амбулаторно, так и стационарно не имеется. Березняцкий А.А. обследование в БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» ни по направлению военкомата, ни самостоятельно не проходил.
Из пояснений врача-невролога бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловская областная клиническая больница», члена призывной комиссии Орловской области ФИО11 также следует, что зафиксированный в акте диагноз <...> не является основанием для освобождения от прохождения службы. Диагноз <...>, т.е. <...> объективно не подтвержден. Если гражданин страдал указанными заболеваниями, он должен был обращаться за медпомощью по месту жительства. Человек с таким заболеванием требует постоянной медицинской помощи. Диагноза <...> не существует. Этот синдром называется <...>. Диагнозы <...>, <...>, <...> не являются основанием для освобождения от призыва, гражданин является годным к прохождению военной службы за исключением службы в воздушно-десантных войсках по составу спецвойск. Заболевание <...> не имеет средней степени тяжести. Этот диагноз устанавливается терапевтом. Человек с таким заболеванием требует постоянной медицинской помощи. В амбулаторной карте имеется запись о постановке кардиологом диагноза <...>. Должно быть также указано <...> Мужчина с этим заболеванием годен к прохождению военной службы. Согласно амбулаторной карте Березняцкий А.А. заболеваниями, указанными в акте исследования, представленном в призывную комиссию не страдал и за медицинской помощью по заболеванию <...> не обращался. <...> может быть врожденным или возникнуть после перенесенной инфекции, черепно-мозговой травмы. Данные о таких патологиях в медицинских картах Березняцкого А.А. отсутствуют.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Березняцким А.А. в материалы дела доказательств наличия у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, ходатайства о проведении по настоящему спору судебной медицинской экспертизы, право, на подачу которого неоднократно разъяснялось участникам процесса в суде апелляционной инстанции, не заявлялось.
Принимая во внимание вышеизложенное, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии в 2012 г. оснований для освобождения Березняцкого А.А. от прохождения воинской службы по призыву по состоянию здоровья и наличия в связи с этим оснований для выдачи воинского билета, в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Оценивая довод апелляционной жалобы Березняцкого А.А. о пропуске военным прокурором Брянского гарнизона срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела усматривается, что письмо из отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации воинской части № с информацией о возможном факте использования Березняцким А.А. подложных (поддельных) документов (актов исследования состояния здоровья) военным прокурором Брянского гарнизона получено 6августа 2020 г., после чего им была начата проверка.
По результатам проведенной проверки с заявлением в Советский районный суд г. Орла военный прокурор Брянского гарнизона обратился согласно штемпелю на почтовом отправлении 23 сентября 2020 г.
Ссылка в жалобе о наличии у прокурора обязанности и возможности ранее самостоятельно проверить достоверность акта исследования состояния здоровья от 3 марта 2012 г., путем направления запроса в БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», при реализации полномочий, определенных Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и осуществлении мероприятий по надзору за соблюдением законности при осуществлении призыва граждан на военную службу, предусмотренных Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции в 2012-2014 г.г., утв. Приказом Генпрокуратуры России от 28 апреля 2012 г. № 186 «Об организации исполнения национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 г. г.» является несостоятельной.
Оспариваемое решение призывной комиссии и выданный на его основании военный билет, предоставляет Березняцкому А.А. право на невыполнение возложенной на него конституционной обязанности по прохождению воинской службы по призыву, т.е. до достижения им возраста 27 лет, которого он на момент разрешения спора не достиг.
Ввиду изложенного доводы жалобы о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований прокурору, в связи с пропуском им срока исковой давности, является несостоятельной и не влечет отмену судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 17 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Березняцкого Андрея Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Лигус О.В. Дело № 33-793/2021
(№ 2-1904/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 апреля 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Второвой Н.Н., Коротченковой И.И.,
при секретаре Власовой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску военного прокурора Брянского гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Березняцкому Андрею Андреевичу, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании военного билета недействительным, возложении обязанности по возврату военного билета,
по апелляционной жалобе Березняцкого Андрея Андреевича на решение Советского районного суда г. Орла от 17 декабря 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования Военного прокурора Брянского гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Березняцкому Андрею Андреевичу, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании решения призывной комиссии незаконным, признании военного билета недействительным, возложении обязанности по возврату военного билета – удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла № от <дата> в отношении Березняцкого Андрея Андреевича незаконным.
Признать военный билет №, выданный на имя Березняцкого Андрея Андреевича военным комиссариатом Орловской области по Заводскому и Советскому районам г. Орла недействительным.
Обязать Березняцкого Андрея Андреевича возвратить военный билет в орган его выдавший – военный комиссариат г. Орла Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя Березняцкого Андрея Андреевича по доверенности Пигариной Юлии Александровны, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» военного по доверенности Котыша Зухры Ибрагима, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Брянского гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Березняцкому А.А., о признании военного билета недействительным, возложении обязанности по возврату военного билета.
В обоснование заявленных требований указывал, что военной прокуратурой Брянского гарнизона была проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области и военных комиссариатов по муниципальным образованиям Орловской области законодательства о призыве граждан на военную службу, по результатам которой выявлено, что в период весеннего призыва 2012 г. БерезняцкийА.А. в военный комиссариат Заводского и Советского районов г. Орла представил акт исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г., выданный бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» (далее по тексту – БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко»), в соответствии с которым он имел заболевание, препятствующее прохождению военной службы.
На основании указанного медицинского документа, решением военного комиссариата призывной комиссии Заводского и Советского районов г. Орла Орловской области № от 14 июня 2012 г. Березняцкий А.А. признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на нее, в связи с чем ему 4 июля 2012 г. выдан военный билет.
Ссылаясь на то, что в ходе проведения военным прокурором Брянского гарнизона проверки из БУЗ ОО «БСМП им. Н.А.Семашко» получены сведения о том, что Березняцкий А.А. за медицинской помощью в период выдачи акта исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г. не обращался, уточнив исковые требования, просил признать решение призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла № от 14июня 2012 г. в отношении Березняцкого А.А. незаконным; признать военный билет №, выданный на имя Березняцкого А.А. военным комиссариатом Орловской области по Заводскому и Советскому районам г. Орла недействительным; обязать Березняцкого А.А. возвратить военный билет в орган его выдавший – военный комиссариат г. Орла Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения заявленных суда первой инстанции, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Орловской области» (далее по тексту – ФКУ «Военный комиссариат Орловской области»), а также в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», врач БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» Пронина С.В. и врач БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» Гагина И.Ю.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Березняцким А.А. заявлено о пропуске военным прокурором Брянского гарнизона срока исковой давности.
Судом постановлено обжалуемое решение.
Березняцкий А.А. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что выводы суда первой инстанции положенные в основу оспариваемого решения не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Приводит доводы о том, что акт исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г. согласно положениям действующего законодательства не мог быть им представлен лично в военный комиссариат.
При этом, от прохождения медицинского освидетельствования он не уклонялся, все назначенные обследования проходил. Врач военно-врачебной комиссии согласился с поставленным в акте исследования диагнозом, БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» доказательств того, что призывник не находился на обследовании не представляет, а непосредственно Березняцкий А.А. не имеет доступа к личному делу призывника и не может нести ответственность за документы, которые в нем хранились.
Обращает внимание на то, что военным прокурором Брянского гарнизона пропущен срок исковой давности для обращения с настоящими требованиями.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Пунктом 1 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного п. п. 1 или 4 ст. 20 или п. 1 ст. 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Подпунктом «а» п. 1 ч. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, в частности, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Абзацем 1 п. 1.1 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона определено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, пп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (абз. 2 п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В силу «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от №663 от 11 ноября 2006 г., призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с «Положением о военно-врачебной экспертизе» (п. 5).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 (далее по тексту – Положение № 663) призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17 Положения № 663).
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (п. 18 Положения № 663).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п. 19 Положения № 663).
Согласно п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
В соответствии с п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту и т.д. В расписании болезней предусмотрены вышеуказанные категории годности к военной службе.
Из приведенных выше нормативных актов следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области и военных комиссариатов по муниципальным образованиям требований законодательства о призыве граждан на военную службу.
Согласно материалам личного дела призывника 27 января 2011 г. Березняцкий А.А., <дата> г.р., был поставлен на воинский учет в военном комиссариате Заводского и Советского районов г. Орла.
Решением призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла от 14 июня 2012 г. № Березняцкий А.А. был признан <...>, освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас по состоянию здоровья по п. «а» ч. 1 ст 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
На основании принятого в отношении Березняцкого А.А. решения ему выдан военный билет №, с отметкой об освобождении его от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Основанием для освобождения от призыва на военную службу послужил медицинский документ - акт исследования состояния здоровья за период с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г. БерезняцкогоА.А., выданный БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», в соответствии с которым Березняцкий А.А. находился на лечении в неврологическом отделении БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» с 14 марта 2012 г. по 17 марта 2012 г., имеет заболевание, препятствующие прохождению военной службы: <...>
Из указанного акта усматривается, что Березняцкий А.А. в указанный период времени проходил лечение в неврологическом отделении БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» в условиях стационара.
Между тем, в ходе проведенной военной прокуратурой Брянского гарнизона проверки было установлено, что согласно сведениям, представленным БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», Березняцкий А.А. в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. в указанное учреждение за медицинской помощью не обращался.
По информации главного врача БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», БерезняцкийА.А. на стационарном лечении в период с 1 января 2012 г. по 31декабря 2012 г. в указанном медицинском учреждении не находился, по журналам учета приема пациентов и отказов в госпитализации приемного отделения больницы за медицинской помощью в больницу не обращался.
31 июля 2020 г. военному прокурору Брянского гарнизона направлено письмо № из отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации воинской части № 77197, согласно которому, последним в соответствии с решением совместного совещания от 11 августа 2016 г. «О выявлении фактов использования гражданами призывного возраста фальсифицированной медицинской документации» получены данные о возможном факте использования подложных (поддельных) документов (актов исследования состояния здоровья), послуживших основанием для освобождения граждан призывного возраста состоящих на воинском учете в военных комиссариатах Орловской области, в том числе в отношении Березняцкого А.А. В ходе проверки личного дела вышеуказанного призывника установлено, что на акты исследования состояния здоровья нанесены оттиски штампов и гербовых печатей БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», не соответствующие оригиналу оттиска, также получен ответ, согласно которому, Березняцкий А.А. лечение не проходил.
Из объяснений Прониной С.В., отобранных военным прокурором Брянского гарнизона 22 октября 2020 г., усматривается, что акт исследования состояния здоровья Березняцкого А.А. за период с 14 марта 2017 г. по 17 марта 2017 г. в БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» не оформлялся. В документах медицинского учреждения сведения о нахождении Березняцкого А.А. на стационарном обследовании (лечении) в указанный период отсутствуют. Подписи в акте исследования состояния здоровья Березняцкого А.А. за период с 14 марта 2017 г. по 17 марта 2017 г. выполнены не Прониной С.В. (указана ее фамилия) и не главным врачом БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко». Чьим подчерком выполнен данный документ ей неизвестно (почерк в акте не соответствует почерку как непосредственно Прониной С.В., так и иным работникам отделения неврологии БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко»).
Допрошенная в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста врач невролог бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Поликлиника №2» ФИО10 пояснила, что Березняцкий А.А. за медицинской помощью по поводу <...> не обращался, аналогичные сведения предоставлены главным врачом указанного учреждения, где Березняцкий А.А. наблюдался по поводу иных заболеваний.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и установив, что БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» в 2012 г. не выдавало акт исследования состояния здоровья, послужившего основанием для принятия решения призывной комиссией об освобождении Березняцкого А.А. от прохождения службы по призыву, а также отсутствие у Березняцкого А.А. по состоянию на 2012 г. каких-либо заболеваний препятствующих прохождению военной службы, пришел к выводам о наличии оснований для удовлетворения требований военного прокурора Брянского гарнизона.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны верном понимании норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы Березняцкого А.А. относительно того, что акт исследования состояния здоровья согласно положениям действующего законодательства направляется медицинским учреждением, а не выдается на руки призывнику, в связи с чем не мог быть им представлен лично в военный комиссариат Заводского и Советского районов г. Орла являются несостоятельными и по существу не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.
В судах первой и апелляционной инстанций установлено, что БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» акт исследования состояния здоровья Березняцкого А.А. не выдавало, в связи с чем, указанный документ является подложным (фиктивным).
В тексте указанного акта отсутствует наименование военного комиссариата, по направлению которого производилось медицинское исследование состояния здоровья Березняцкого А.А., отсутствуют такие сведения и в материалах личного дела призывника.
Из пояснений медицинских работников в суде апелляционной инстанции, от имени которых выполнен акт исследования состояния здоровья Прониной С.В. и Гагиной И.Ю., следует, что указанный акт выполнен не ими, подписи в нем им не принадлежат. Также обратили внимание на то, что объективных данных о том, что Березняцкий А.А. по состоянию на 2012 г. страдал заболеваниями, указанными в данном акте, амбулаторные карты не содержат. Наименование диагноза в акте указано некорректно. Данных о прохождении лечения у врача невролога, как амбулаторно, так и стационарно не имеется. Березняцкий А.А. обследование в БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» ни по направлению военкомата, ни самостоятельно не проходил.
Из пояснений врача-невролога бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловская областная клиническая больница», члена призывной комиссии Орловской области ФИО11 также следует, что зафиксированный в акте диагноз <...> не является основанием для освобождения от прохождения службы. Диагноз <...>, т.е. <...> объективно не подтвержден. Если гражданин страдал указанными заболеваниями, он должен был обращаться за медпомощью по месту жительства. Человек с таким заболеванием требует постоянной медицинской помощи. Диагноза <...> не существует. Этот синдром называется <...>. Диагнозы <...>, <...>, <...> не являются основанием для освобождения от призыва, гражданин является годным к прохождению военной службы за исключением службы в воздушно-десантных войсках по составу спецвойск. Заболевание <...> не имеет средней степени тяжести. Этот диагноз устанавливается терапевтом. Человек с таким заболеванием требует постоянной медицинской помощи. В амбулаторной карте имеется запись о постановке кардиологом диагноза <...>. Должно быть также указано <...> Мужчина с этим заболеванием годен к прохождению военной службы. Согласно амбулаторной карте Березняцкий А.А. заболеваниями, указанными в акте исследования, представленном в призывную комиссию не страдал и за медицинской помощью по заболеванию <...> не обращался. <...> может быть врожденным или возникнуть после перенесенной инфекции, черепно-мозговой травмы. Данные о таких патологиях в медицинских картах Березняцкого А.А. отсутствуют.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Березняцким А.А. в материалы дела доказательств наличия у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, ходатайства о проведении по настоящему спору судебной медицинской экспертизы, право, на подачу которого неоднократно разъяснялось участникам процесса в суде апелляционной инстанции, не заявлялось.
Принимая во внимание вышеизложенное, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии в 2012 г. оснований для освобождения Березняцкого А.А. от прохождения воинской службы по призыву по состоянию здоровья и наличия в связи с этим оснований для выдачи воинского билета, в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Оценивая довод апелляционной жалобы Березняцкого А.А. о пропуске военным прокурором Брянского гарнизона срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела усматривается, что письмо из отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации воинской части № с информацией о возможном факте использования Березняцким А.А. подложных (поддельных) документов (актов исследования состояния здоровья) военным прокурором Брянского гарнизона получено 6августа 2020 г., после чего им была начата проверка.
По результатам проведенной проверки с заявлением в Советский районный суд г. Орла военный прокурор Брянского гарнизона обратился согласно штемпелю на почтовом отправлении 23 сентября 2020 г.
Ссылка в жалобе о наличии у прокурора обязанности и возможности ранее самостоятельно проверить достоверность акта исследования состояния здоровья от 3 марта 2012 г., путем направления запроса в БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», при реализации полномочий, определенных Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и осуществлении мероприятий по надзору за соблюдением законности при осуществлении призыва граждан на военную службу, предусмотренных Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции в 2012-2014 г.г., утв. Приказом Генпрокуратуры России от 28 апреля 2012 г. № 186 «Об организации исполнения национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 г. г.» является несостоятельной.
Оспариваемое решение призывной комиссии и выданный на его основании военный билет, предоставляет Березняцкому А.А. право на невыполнение возложенной на него конституционной обязанности по прохождению воинской службы по призыву, т.е. до достижения им возраста 27 лет, которого он на момент разрешения спора не достиг.
Ввиду изложенного доводы жалобы о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований прокурору, в связи с пропуском им срока исковой давности, является несостоятельной и не влечет отмену судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 17 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Березняцкого Андрея Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи