Дело №33-2355/2019 Судья суда 1 инстанции Фисюк О.И.
Судья-докладчик в суде апелляционной инстанции А.С. Сулейманова
Категория 2.069
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Козуб Е.В.,
при секретаре Дубравской А.И.,
с участием истца Козачок Л.В.
представителя истца Степановой Н.Н.,
представителя ответчика Мелешкина О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козачок Л. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) (далее-УПФР в городе Севастополе) об обязании произвести перерасчет пенсии,
с апелляционной жалобой Козачок Л. В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Козачок Л.В.. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в городе Севастополе, в котором, уточнив требования, просила признать решение ответчика от 06.06.2018 об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязать включить в страховой стаж работы, необходимый по закону для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы в Луганской области и страховые отчисления, а именно: за отчетный год 2002 – 495 грн., 2003 – 1 130 грн., 2004 – 755,16 грн., 2007 – 2 190,30 грн., 2008 – 10 612,14 грн.; обязать назначить пенсию с 09.04.2018 г.
В обоснование исковых требований указала, что 06 июня 2018 года ответчик решением № 44440/18 отказал истцу в назначении страховой пенсии по старости по тем основаниям, что отсутствует необходимая минимальная сумма пенсионных коэффициентов (13,8). При этом ответчик не принял во внимание периоды работы истца в Луганской области, за которые производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. Данный отказ считает незаконным и необоснованным.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 06 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований Козачок Л.В. об обязании УПФР в городе Севастополя произвести перерасчет пенсии отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец подала на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены решения указывает на то, что суд первой инстанции, не учел все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Суд не принял во внимание трудовой стаж истца с 01 января 2002 года, который был подтвержден в судебном заседании справкой из Пензенского фонда Луганской народной Республики. Считает, что указанные в ней страховые пенсионные взносы должны быть учтены в ее страховой стаж для назначения пенсии. Указывает, что на нее распространяет действие Федеральный закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поскольку решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 20.05.2015г. установлен факт ее проживания на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГг.
В письменных возражениях ответчик выводы суда первой инстанции считает объективными и мотивированными, просит оставить без удовлетворения апелляционную жалобу истца.
Истец Козачок Л.В. и ее представитель Степанова Н.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Ответчик УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) в лице представителя Мелешкина О.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца коллегия судей приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, продолжительности страхового стажа 9 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09 апреля 2018 года истец обратилась в Отдел ПФ РФ в Балаклавском районе г. Севастополя с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
К заявлению истец приложила паспорт гражданина РФ с регистрацией по месту жительства в г. Севастополе с 29 ноября 2016 года, справки № 2018/08-29, № 2302/05-12, № 2094/05-30 об уплате страховых взносов, справка от 13 февраля 2018 года об индивидуальных сведениях о застрахованном лице и др.
31.05.2018 истцом была предоставлена трудовая книжка <данные изъяты> в которой отражены периоды ее трудовой деятельности с 2003 года по 2008 год на территории Украины.
Ответчик по представленным документам включил в стаж истца следующие периоды работы: с 25 декабря 1981 года по 08 августа 1982 года; с 03 ноября 1982 года по 29 марта 1983 года; с 14 октября 1983 года по 30 ноября 1991 года, что составило 9 лет 1 месяц 27 дней.
Кроме того, при оценке пенсионных прав истца ответчиком произведен предварительный расчет размера пенсии Козачок Л.В. в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суммарный ИПК составил 12,586, при необходимом в 2018г. - 13,8.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ст. 11 Федерального закона № 400 – ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации, указал, что периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты взносов в ПФ РФ, однако с 01.01.2002 г. Козачок Л.В. работала на территории Украины и взносы в ПФ РФ не уплачивала, поэтому основания для зачета в страховой стаж периодов работы с 2002 г. отсутствуют.
Оценив доказательственное значение решения Балаклавского районного суда г. Севастополя № 2-755/2015 от 20.05.2015, которым установлен факт проживания истца в г. Севастополе с 2013 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года, районный суд пришел к выводу о том, что положения Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не распространяет свое действие на истца, поскольку Козачок Л.В. зарегистрирована в г. Севастополе с 29.11.2016, в то время как судебное решение факт регистрации истца в г. Севастополе на 18.04.2014г. не подтверждает.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно части 1 статьи 5 указанного Закона, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
В соответствии с частью 3 статьи 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Истец на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов не имела регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. Таким образом, судом обоснованно указано, что истец не является лицом, на которое распространяется действие Федерального закона № 208-ФЗ. Доводы апеллянта, не согласного с такими выводами суда, не основаны на законе.
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 20.05.2015 об установлении юридического факта проживания в г. Севастополе с 2013 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года, на которое ссылается апеллянт, вынесено с целью получения ею гражданства Российской Федерации, не связано с пенсионным обеспечением истца, и не является документом, подтверждающим ее регистрацию по месту жительства в г. Севастополе, как того требует закон.
В то же время, выводы суда о том, что не подлежат включению в страховой стаж истца периоды ее работы с 01.01.2002г. в связи с тем, что страховые взносы в указанный период не были уплачены в Пенсионный фонд РФ, не могут быть признаны обоснованными.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из Украины, урегулирован действующим международным Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 400-ФЗ размеры страховых пенсий определяются с учетом индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), который согласно ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ отражает права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию.
Величина ИПК зависит от стажа и заработка до 01.01.2002 года и страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" лица.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.01.2002 осуществляла трудовую деятельность на территории Украины, и страховые взносы оплачивались ею в Пенсионный фонд Украины, что подтверждено индивидуальными сведениями о застрахованном лице, а также справками об уплате страховых взносов, выданными Пенсионным Фондом Луганской Народной республики.
В силу пункта 2 ст. 6 вышеуказанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно пункту 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
По смыслу положений ст. 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, после предоставления необходимых для ее назначения документов, в том числе документов об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Из материалов дела следует, что истец, обращаясь к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии, представила справки, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины по месту осуществления ею трудовой деятельности в периоды ее работы: с 01.08.2002 по 31.10.2002, с 01.07.2003 по 31.12.2003, с 01.02.2004 по 30.04.2004, с 10.12.2007 по 08.07.2008, которые соответствуют периодам трудовой деятельности истца.
Указанные обстоятельства, подтвержденные относимыми доказательствами, позволяли суду принять решение об удовлетворении требований истца о включении указанных периодов в страховой стаж истца, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Козачок Л.В. являются обоснованными. В связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, решение суда в данной части является незаконным и подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения о включении указанных периодов работы истца в ее страховой стаж.
В то же время, включение указанных периодов в страховой стаж истца, как это следует из расчета ИПК, представленного ответчиком, не влечет увеличение ИПК в достаточном для назначения пенсии размере - 12,842 при необходимом 13,8. В связи с чем, оснований для отмены решения суда, в части отказа в признании незаконным решения УПФ РФ об отказе в назначении истцу страховой пенсии, и ее назначении, не имеется, поскольку условия для назначения страховой пенсии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» не соблюдены.
Иных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем в остальной части оно является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы истца отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 мая 2019 года отменить в части отказа Козачок Л. В. во включении периодов ее работы с 2002г. по 2008г. в страховой стаж. Принять в отмененной части новое решение.
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) зачесть в страховой стаж истца Козачок Л. В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
Е.В. Козуб