Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-88/2017 (2-2575/2016;) ~ М-2537/2016 от 18.10.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

13 февраля 2017 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,

при секретаре судебного заседания Гладченко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Сидоренко Г.И., Васильева Н.П., Прокофьева А.Т., Огановой Ж.Б. к АО «Энергоресурсы» о признании незаконными действий (бездействий) по введению режима ограничения поставки горячего водоснабжения, непринятию мер к поставке теплоснабжения в отношении многоквартирных домов, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ессентуки обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Сидоренко Г.И., Васильева Н.П., Прокофьева А.Т., Огановой Ж.Б. к ОАО «Ессентукская Теплосеть» о признании незаконными действия по введению режима ограничения поставки горячего водоснабжения, непринятию мер к поставке теплоснабжения в отношении многоквартирных домов города Ессентуки, расположенных по адресам: ***, возложении обязанности осуществлять поставку горячего водоснабжения и теплоснабжения в отношении указанных многоквартирных домов, в соответствии с нормативным уровнем и режимом обеспечения населения коммунальными услугами.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Проведенной прокуратурой города Ессентуки проверкой в деятельности должностных лиц ОАО «Ессентукская Теплосеть» выявлены нарушения требований федерального законодательства.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

     Частью 4 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Часть 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми предусмотрено, что отопление поставляется бесперебойно, круглосуточно в течение всего отопительного периода на условиях обеспечения нормативной температуры воздуха и соответствующего давления во внутридомовой системе.

Пунктом 5 Правил №354 предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Пункт 31 Правил № 354 предусматривает обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Правила №    354 не предусматривают основания ограничения (приостановления) коммунальной услуги теплоснабжения либо несвоевременности подачи отопления.    

Пунктом 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013    № 103 предусмотрено, что паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду.

По сведениям органа местного самоуправления в отношении многоквартирных домов города Ессентуки выданы паспорта готовности либо подписаны Акты готовности к отопительному сезону.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ОАО «Ессентукская Теплосеть» не осуществило фактическую поставку теплоносителя в *** многоквартирных домах города Ессентуки, расположенных по адресам: ***,
Депутатская, 3, А. Сергеева, 42, Белоугольная, 18а, Октябрьская, 337.

Кроме того, **** ОАО «Ессентукская Теплосеть» введен режим ограничения поставки коммунальной услуги горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов *** и *** по *** *** корпуса *** и *** корпус ***, *** и *** по ***.

Основанием введения режима ограничения поставки коммунальной услуги послужило наличие задолженности за поставленные коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения со стороны ТСЖ «***

Однако, в нарушение требований пунктов 3, 15, 17, 114, 117, 119, 120 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, путем введения ОАО «Ессентукская Теплосеть» режима ограничения поставки коммунальной услуги горячего водоснабжения допущены нарушения прав потребителей собственников жилых помещений находящихся в многоквартирных домах ***, которые в полном объеме выполняют обязательства по оплате начисленных средств за потребленные ресурсы.

Более того, потребители не уведомлялись о введении этого режима ограничения поставки коммунальной услуги.

Оснований для реализации права ограничения горячего водоснабжения в отношении всех потребителей многоквартирных домов, где выбрана форма управления в виде товарищества собственников жилья у ОАО «Ессентукская Теплосеть» не возникло, поскольку не все собственники помещений имеют соответствующую задолженность.

В связи с тем, что ограничение коммунальной услуги было произведено с несоблюдением требований, установленных п.п. 114, 119, 120 Правил, допущен факт нарушения режима обеспечения потребителя коммунальной услугой горячего водоснабжения.

Допущенное нарушение напрямую затрагивает права потребителей коммунальных услуг (жильцов) на получение услуги теплоснабжения, что может причинить вред здоровью граждан.

**** от прокурора города Ессентуки поступило заявление в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором он просит суд признать незаконными действия (бездействия) ОАО «Ессентукская Теплосеть» по введению режима ограничения поставки горячего водоснабжения, непринятию мер к поставке теплоснабжения в отношении многоквартирных домов города Ессентуки, расположенных по адресам: ***, ***, обязать ОАО «Ессентукская теплосеть» произвести перерасчет платы за поставленную коммунальную услугу горячего водоснабжения потребителям указанных многоквартирных домов, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, в период с **** по ****.

Помощник прокурора города Ессентуки Податыкина М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просила их удовлетворить.

Истец Сидоренко Г.И. в судебном заседании подержал заявленные прокурором города Ессентуки исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель истца Сидоренко Г.И., действующий по устному заявлению в соответствии с ч.6 ст.53 ГПК РФ Захарьящев Д.А., в судебном заседании поддержал заявленные прокурором города Ессентуки исковые требования, а также пояснил, что Сидоренко Г.И. является собственником жилого помещения ***, расположенного по адресу: *** ***. Кроме того, он является пенсионером и относится к социально не защищенным, малообеспеченным слоям населения. Своими действиями, АО «Энергоресырсы», выразившимися в несвоевременной подаче тепла в октябре 2016 года и ограничении в подаче горячего водоснабжения в период с ****. по ****, нарушило гарантированное Сидоренко Г.И. Конституцией РФ и ЖК РФ право на комфортное проживание, пользование находящимся в его собственности жилым помещением и право на получение коммунальных услуг надлежащего качества, тем самым Сидоренко Г.И. были причинены моральные и нравственные страдания, так как он своевременно оплачивал предоставляемые коммунальные услуги.

Предоставление коммунальной услуги гарантировано Правилами № 354 от 06.05.2011г., при этом, данными правилами запрещено не только
отключать подачу тепла, но и вводить его ограничение. В тоже время, в
****, с началом отопительного сезона Сидоренко Г.И. длительное время оставался без данной услуги.

Кроме того, указанными правилами Предусмотрено введение ограничения поставки горячего водоснабжения только тем потребителям-гражданам, у которых имеется задолженность по оплате за данную услугу. При этом прописан порядок введения ограничения, основным из условий которого является заблаговременное уведомление о намерении введения режима ограничения. Никаких уведомлений Сидоренко Г.И. от АО «Энергоресырсы» не получал.

Введение режима ограничения подразумевает собой, что коммунальный ресурс надлежащего качества должен подаваться в определенные промежутки времени, но в указанный период поставка горячего водоснабжения подавалась в течение всего времени ненадлежащего качества. АО «Энергоресурсы» является исполнителем коммунальной услуги до заключения договора поставки с товариществом, при этом п.п. 17,18 ФЗ от 29.06.2015 года №176 расширены случаи, когда АО «Энергоресурсы» является исполнителем коммунальных услуг, в том числе, согласно решению собственников помещений о заключении договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Истцы Васильев Н.П., Прокофьев А.Т., Оганова Ж.Б. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ответчика АО «Энергоресурсы» по доверенности Руденко Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований, пояснила, что исковое заявление прокурора направлено не на защиту прав и законных интересов граждан, а на возложение обязанностей управляющих организаций и ТСЖ (ТСН) на АО «Энергоресурсы», а также на нарушение прав и законных интересов предприятия.

Указанные в исковом заявлении жилые дома, расположенные по адресу: ***; *** не подключены к сетям теплоснабжения ОАО «Ессентукская Теплосеть», а следовательно, ОАО «Ессентукская Теплосеть» не имеет технической возможности осуществлять поставку коммунального ресурса на их нужды.

Жилые дома, расположенные по адресу: ***, 8; ***, *** по данным АО «Энергоресурсы» не получили паспорта готовности к отопительному периоду **** г. Согласно акту проверки готовности к отопительному периоду **** г. *** от **** Кавказского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по итогам проведения проверки комиссией установлено, что муниципальное образование г. Ессентуки Ставропольского края не выполнило требования по готовности к отопительному периоду **** г. Из *** многоквартирных домов, подлежащих проверке, имели паспорта готовности только *** дома, в числе которых указанные дома отсутствовали.

АО «Энергоресурсы» не вводило ограничение поставки коммунальной услуги горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов ***, ***. В Указанных домах жителями выбран способ управление — управление товариществом собственников жилья. Согласно ч. 2.2. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Исполнителями коммунальной услуги горячего водоснабжения в указанных многоквартирных жилых домах являются товарищества собственников жилья. Кроме того, все указанные в исковом заявлении многоквартирные жилые дома находятся под управлением ТСЖ, входящих в АСН СК «Партнер». Таким образом, прокурор города Ессентуки, при подаче искового заявления, действует не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах Ассоциации Собственников Недвижимости Ставропольского края «Партнер».

Также пояснила, что требования прокурора о возложении обязанности произвести перерасчет платы за поставленную коммунальную услугу горячего водоснабжения потребителям не подлежат удовлетворению, поскольку данные требования должны заявляться непосредственно лицами, которым произведены начисления, считающими нарушенными свои права. Данные лица с соответствующим заявлением должны обратиться в АО «Энергоресурсы», либо в суд. Режим ограничения поставки горячего водоснабжения был введен в отношении товариществ собственников жилья, а не в отношении многоквартирных домов. В настоящее время нет ограничений по поставке горячего водоснабжения. В **** теплоснабжение в отношении многоквартирных домов осуществлено не в срок, поскольку многоквартирные дома не были подготовлены к отопительному сезону, отсутствовали акты проверки готовности к отопительному периоду.

Представитель 3-го лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки по доверенности Баламута В.А. в судебном заседании пояснил, что поскольку нормами действующего законодательства заключение договоров между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляет ТСЖ, не предусмотрено, АО «Энергоресурсы» прекратило предоставление коммунальных услуг потребителям в таких домах, закрыло лицевые счета и настаивает на заключении договоров ресурсоснабжения с Товариществами собственников жилья. Ссылаясь на значительную задолженностью товариществ за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения АО «Энергоресурсы» было произведено ограничение подачи горячего водоснабжения в многоквартирные дома на 50 процентов.

Приостановление и ограничение подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс должны исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг добросовестным потребителям. Однако фактически принятые АО «Энергоресурсы» меры привели к непредоставлению коммунальных услуг добросовестным потребителям, также установлено ненадлежащее качество коммунального ресурса в точке его поставки в многоквартирный дом.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Пунктом 14 Правил определено, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, до начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг является АО «Энергоресурсы», которое обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг.

Обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.

Согласно пунктам 10 и 11 указанных Правил ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации. В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

Кроме того, в соответствии с п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях призван подтвердить готовность потребителей обеспечивать надежную работу энергопринимающего оборудования в течение отопительного сезона. При этом, действующее законодательство о теплоснабжении не предусматривает возможность ограничения или прекращения подачи тепловой энергии в зависимости от наличия либо отсутствия паспортов готовности дома к эксплуатации в зимних условиях. Следовательно, ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей услуг предоставить паспорта готовности дома под угрозой срыва начала отопительного сезона.

В соответствии с п. 5 Правил № 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

В соответствии с постановлением Администрации города Ессентуки *** от **** «О начале отопительного периода **** года в г. Ессентуки», отопительный период в г. Ессентуки начат ****, а ответственность за стабильное и бесперебойное обеспечение теплом и горячим водоснабжением объектов жилищного фонда и учреждений города возложена, в том числе, на генерального директора ОАО «Ессентукская Теплосеть».

Таким образом, наличие акта органа местного самоуправления о начале отопительного сезона является основанием для подачи тепловой энергии в системы отопления многоквартирных домов.

В соответствии с подпунктами «в», «г», «д» пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются следующие требования: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 4 приложения № 1 к Правилам № 354 установлены требования к режиму предоставления услуги по отоплению - бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.

Исходя из доводов, изложенных в исковом заявлении, ОАО «Ессентукская Теплосеть» не выполнила свои обязанности, не осуществив фактическую поставку теплоносителя в ряд многоквартирных домов, тем самым нарушив охраняемые законом права потребителей на получение коммунальной услуги по отоплению.

В силу статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами. Данная норма предусматривает механизм защиты потребителей вне зависимости от наличия либо отсутствия непосредственных отношений с ресурсоснабжающей организацией.

На основании изложенного, считает бездействие АО «Энергоресурсы», выраженное в не осуществлении фактической поставки теплоносителя в ряд многоквартирных домов города Ессентуки незаконным, а требование истца в этой части подлежащим удовлетворению.

Обязанность производить изменение размера платы за предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в соответствии с разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), возлагается на исполнителя коммунальных услуг. Учитывая отсутствие заключенных между управляющей организацией (товариществом, кооперативом) договоров горячего водоснабжения с ОАО «Ессентукская Теплосеть», последнее является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению в отношении потребителей в спорных многоквартирных домах.

В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от **** *** «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров и предоставления коммунальных услуг» из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил № 354 следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил № 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 6 - 9, 17 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.

Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 9 раздела VI), согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.

Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов закреплены в Правилах № 354. В соответствии с п. 103 Правил № 354 если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Препятствий и оснований не выполнять порядок перерасчета нет.

Учитывая изложенное, при условии отсутствия заключенных между АО «Энергоресурсы» и управляющей организацией (товариществом, кооперативом) договоров горячего водоснабжения, уточненные требования истца в части возложения на АО «Энергоресурсы» обязанности произвести перерасчет платы за поставленную коммунальную услугу горячего водоснабжения потребителям многоквартирных домов считает подлежащими удовлетворению.

Также пояснил, что органом, уполномоченным производить проверку готовности потребителей к отопительному периоду, является Администрация города Ессентуки. Ресурсоснабжающим организациям законом такого права не предоставлено. Таким образом, ресурсоснабжающая организация не могла требовать от потребителей актов проверки готовности под угрозой срыва отопительного периода. Отсутствие указанных актов не является основанием для неосуществления в отопительный период поставки теплоносителя в многоквартирные дома.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В материалах дела имеются заявления Огановой Ж.Б. (инвалид *** группы), Прокофьева А.Т. (инвалид *** группы), Васильева Н.П. (инвалид *** группы), Сидоренко Г.И. (пенсионер), подписанные ими собственноручно, на имя прокурора г. Ессентуки, в котором они просят в их интересах обратиться в суд с исковым заявлением.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку Оганова Ж.Б., Прокофьев А.Т., Васильев Н.П., Сидоренко Г.И., по состоянию здоровья и возрасту не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, обращение прокурора г. Ессентуки в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту их прав и законных интересов законно.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления гражданам коммунальных услуг утверждаются уполномоченным Правительством РФ органом государственной власти.

Как установлено в судебном заседании, **** на основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Ессентукская Теплосеть» принято решение об изменении наименования предприятия с **** на АО «Энергоресурсы».

**** ОАО «Ессентукская Теплосеть» введен режим ограничения поставки коммунальной услуги горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов ***

Основанием введения режима ограничения поставки коммунальной услуги послужило наличие задолженности за поставленные коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения со стороны ***

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 определен режим ограничения коммунальных услуг потребителям.

Одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в подпункте "в" пункта 3 Правил N 354 названо предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

Согласно абз. 2 п. 114 Правил при приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Подп. "а" п. 117 Правил установлено, что исполнитель приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

Пунктом 119 Правил предусмотрен конкретный порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг исполнителем при наличии вины потребителя.

    Вместе с тем, нормы, в соответствии с которой допускалось бы ограничение горячего водоснабжения в отношении всех потребителей многоквартирных домов, если созданное в них ТСЖ имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.

Пунктом 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года №64, предусмотрено, что в жилых зданиях следует предусматривать горячее водоснабжение.

В соответствии с пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Кроме того, согласно п.1 ст.4 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, каждый потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись услуги, в том числе и коммунальные, надлежащего качества.

Таким образом, из вышеназванных норм права следует, что ответчик без законных оснований ограничил подачу горячего водоснабжения, даже при наличии задолженности по ее оплате со стороны организации и разногласий по поводу заключения договора, чем непосредственным образом нарушил права граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи.

Более того, потребители не уведомлялись о введении режима ограничения поставки горячего водоснабжения.

Кроме того, АО «Энергоресурсы» имело реальную возможность решить вопрос о взыскании суммы задолженности с товариществ собственников жилья в судебном порядке, но применило такой способ защиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что исполнителями коммунальной услуги горячего водоснабжения в вышеуказанных многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, суд считает несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров и предоставления коммунальных услуг» из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил № 354 следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.

В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил № 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 6 - 9, 17 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.

Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 9 раздела VI), согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.

    С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что введение с **** по **** режима ограничения подачи горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов *** является незаконным, поскольку нарушало право жителей города Ессентуки на здоровье и гигиену, влияло на эпидемиологическую безопасность среди городского населения, в связи с чем, в указанной части требования прокурора подлежат удовлетворению.

Далее, в соответствии с постановлением Администрации города Ессентуки *** от **** «О начале отопительного периода **** года в г. Ессентуки», отопительный период в г. Ессентуки начат ****.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в период с **** до **** АО «Энергоресурсы» не осуществило фактическую поставку теплоносителя в многоквартирные дома города Ессентуки, расположенные по адресам: ***, ***

Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

В соответствии с подпунктами «в», «г», «д» пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются следующие требования: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 4 приложения № 1 к Правилам № 354 установлены требования к режиму предоставления услуги по отоплению - бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.

В силу частей 15, 16 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).

Правила № 354, п. 21 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Подпунктом «д» п.3 Правил № 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении № 1 к этим Правилам.

Таким образом, при отсутствии договора на покупку коммунального ресурса, заключенного между управляющей организацией (товариществом, кооперативом) и ресурсоснабжающей организацией, последняя отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.

Документальных доказательств, устанавливающих границы балансовой принадлежности в отношении спорных многоквартирных домов, отличные от предусмотренных законодательством (до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома) в материалы дела не представлено. С учетом указанного, ответчик обязан был обеспечить круглосуточную и бесперебойную поставку коммунальной услуги по отоплению до границ общего имущества в спорных многоквартирных домах и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения таких домов.

Из материалов дела следует, что ответчиком не была обеспечена поставка коммунального ресурса по отоплению в период с **** по ****. При этом ссылки ответчика на отсутствие у потребителей паспортов готовности к отопительному периоду **** г., вследствие чего ответчик не осуществил фактическую поставку теплоносителя в спорные многоквартирные дома, суд находит несостоятельными.

В соответствии с п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях призван подтвердить готовность потребителей обеспечивать надежную работу энергопринимающего оборудования в течение отопительного сезона.

При этом, действующее законодательство о теплоснабжении не предусматривает возможность ограничения или прекращения подачи тепловой энергии в зависимости от наличия либо отсутствия паспортов готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актов проведенных испытаний на прочность и плотность. Ресурсоснабжающая организация не вправе понуждать потребителей услуг предоставить паспорта готовности дома под угрозой срыва начала отопительного сезона.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что бездействие АО «Энергоресурсы», выраженное в не принятии мер к поставке теплоснабжения в установленный срок в многоквартирные дома города Ессентуки, расположенные по адресам: ***, *** является незаконным, в связи с чем, в указанной части требования прокурора подлежат удовлетворению.

    При этом, требования прокурора о признании незаконным бездействия АО «Энергоресурсы», в не принятии мер к поставке теплоснабжения в многоквартирные дома города Ессентуки, расположенные по адресам: ***, *** удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что указанные домовладения не подключены к сетям теплоснабжения АО «Энергоресурсы».

Требования прокурора о возложении обязанности на АО «Энергоресурсы» произвести перерасчет платы за поставленную коммунальную услугу горячего водоснабжения потребителям указанных многоквартирных домов, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, в период с **** по ****, удовлетворению также не подлежат, поскольку размер платы подлежит перерасчету по заявлению потребителя. Собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах не лишены возможности требовать перерасчета оплаченных коммунальных платежей за период отсутствия горячего водоснабжения, подав соответствующе заявление исполнителю коммунальной услуги.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Сидоренко Г.И., Васильева Н.П., Прокофьева А.Т., Огановой Ж.Б. к АО «Энергоресурсы» о признании незаконными действий (бездействий) по введению режима ограничения поставки горячего водоснабжения, непринятию мер к поставке теплоснабжения в отношении многоквартирных домов, возложении обязанности- удовлетворить частично.

Признать незаконными действия АО «Энергоресурсы» по введению режима ограничения поставки горячего водоснабжения в период с **** по **** в отношении многоквартирных домов ***

Признать незаконным бездействие АО «Энергоресурсы» по непринятию мер к поставке теплоснабжения в период с **** до **** в отношении многоквартирных домов города Ессентуки, расположенных по адресам: ***, ***

В удовлетворении требований прокурора города Ессентуки в части признания незаконным бездействия АО «Энергоресурсы» по непринятию мер к поставке теплоснабжения в период с **** до **** в отношении многоквартирных домов города Ессентуки, расположенных по адресам: ***, *** – отказать.

В удовлетворении требований прокурора города Ессентуки в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за поставленную коммунальную услугу горячего водоснабжения потребителям многоквартирных домов, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, в период с **** по **** – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2017 года.

Председательствующий:

2-88/2017 (2-2575/2016;) ~ М-2537/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Оганова Жанна Бабкеновна
Проковьев Александр Тимофеевич
Васильев Николай Петрович
Прокурор г. Ессентуки
Сидоренко Георгий Иванович
Ответчики
ОАО Ессентукская Теплосеть"
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Хетагурова Мадина Эмбековна
Дело на странице суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
18.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2016Передача материалов судье
21.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2016Подготовка дела (собеседование)
15.11.2016Подготовка дела (собеседование)
29.11.2016Подготовка дела (собеседование)
29.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Судебное заседание
16.01.2017Подготовка дела (собеседование)
16.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2017Судебное заседание
08.02.2017Судебное заседание
13.02.2017Судебное заседание
17.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее