дело № 1-65/2015
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Зея 13 апреля 2015 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
при секретаре Ткачевой Т.М.,
с участием:
государственных обвинителей – Двоеглазова Д.А., Кононенко Д.Б.,
подсудимого Черняева А.А.,
его защитника – адвоката Шулеповой В.А.,
потерпевшего ППА,
представителя органа опеки и попечительства – отдела образования администрации <адрес> САЮ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке уголовное дело в отношении
Черняева А.А., родившегося <Дата обезличена> в <адрес>, имеющего среднее образование, <данные изъяты> работающего <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, (зарегистрированного по адресу: <адрес>), ранее не судимого,
под стражей не содержавшегося,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч.2 ст.111 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Черняев А.А. умышленно причинил ППА тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
<Дата обезличена> в период с 00.30 часов до 01.00 часа в <адрес> ППА на почве личных неприязненных отношений нанес Черняеву А.А. один удар кулаком в лицо, после чего вышел в подъезд указанного дома.
После этого, <Дата обезличена> около 01.00 часа, находясь в <адрес> Черняев А.А, будучи в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений решил причинить тяжкий вред здоровью ППА С этой целью он взял со стола в кухне нож и выбежал следом за ППА в подъезд дома. Догнав ППА на лестничной площадке между первым и вторым этажами в подъезде <адрес>, Черняев А.А., реализуя умысел на причинение тяжкого вреда здоровью ППА, держа в правой руке хозяйственно-бытовой (разделочный) нож общей длиной 238 мм, с длиной клинка 122 мм, умышленно, нанес убегающему от него ППА два удара клинком ножа в поясничную область справа, причинив своими действиями ППА одиночное колото-резаное проникающее ранение брюшной полости с локализацией раны в поясничной области справа с ранением стенки подвздошной кишки, осложненное диффузным серозно-фибринозным перитонитом, причинившее тяжкий вред здоровью ППА по признаку опасности для жизни, а также рану в поясничной области справа, причинившую легкий вред здоровью ППА по признаку его кратковременного расстройства продолжительностью не более 21 дня.
Подсудимый вину в совершении преступления признал полностью.
При ознакомлении с материалами дела в порядке ст. 217 УПК РФ и в судебном заседании Черняев А.А. в присутствии своего защитника ходатайствовал о постановлении приговора в особом порядке (л.д. 59-60).
Судом установлено, что подсудимому обвинение понятно, с обвинением он согласен, ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке заявлено им добровольно, после консультации с защитником, особенности обжалования приговора, постановленного в особом порядке, ясны.
Защитник подсудимого – адвокат Шулепова В.А. заявленное ходатайство поддержала.
Государственный обвинитель и потерпевший ППА против рассмотрения уголовного дела в особом порядке не возражают.
В связи с тем, что предусмотренные ст. 314 УПК РФ условия постановления приговора в особом порядке соблюдены, ходатайство подсудимого судом удовлетворено.
При совершении преступления Черняевым А.А. использован нож, следовательно, в его действиях имеется квалифицирующий признак – с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Суд признает Черняева А.А. виновным в совершении преступления и квалифицирует его действия по п. «з» ч.2 ст.111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Оснований для освобождения подсудимого от уголовной ответственности и наказания не имеется.
При назначении Черняеву А.А. наказания суд в соответствии со ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, которое согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких, посягает на здоровье человека, данные о личности подсудимого, наличие смягчающих, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи.
Черняев А.А. не судим, к уголовной ответственности не привлекался, на учете у врачей нарколога и психиатра не состоит.
Согласно характеристике по месту жительства, Черняев А.А. проживает один, на его иждивении находятся <данные изъяты>, которые проживают со своей бабушкой; Черняев А.А. зарегистрирован в качестве <данные изъяты>, занимается <данные изъяты>; на него поступали неоднократные жалобы по поведению от соседей, злоупотребляет спиртными напитками в быту. (т.1 л.д.194).
Оснований не доверять изложенным в характеристике сведениям у суда не имеется, она выдана должностным лицом при исполнении им своих должностных обязанностей.
Из пояснений подсудимого и представителя органа опеки и попечительства САЮ следует, что <данные изъяты>
Черняев А.А. трудоустроен, по месту работы у ИП ГАЮ и по прежнему месту работы характеризуется с положительной стороны. (т.2 л.д.11, 12)
С <Дата обезличена> Черняев А.А. проходил лечение <данные изъяты> (т.2 л.д.10)
Смягчающими наказание обстоятельствами суд признает полное признание подсудимым вины в совершении преступления, раскаяние в содеянном, наличие малолетних детей.
Из объяснений Черняева А.А. от <Дата обезличена>, данных им в день возбуждения уголовного дела, видно, что он добровольно сообщил об обстоятельствах совершения преступления, в том числе о том, что, догнав ППА на лестничной площадке между первым и вторым этажами, ударил его около двух раз ножом в область поясницы (т.1 л.д. 19). Из материалов дела следует, что на момент дачи таких объяснений у органа предварительного расследования имелись сведения о причастности Черняева к причинению ножевых ранений ППА, однако данных о том, что Черняеву это было очевидно, материалы дела не содержат, кроме того, он в объяснениях рассказал о конкретных обстоятельствах совершения преступления. Кроме того, указанные объяснения, а также показания Черняева А.А. в ходе следствия в качестве обвиняемого, в ходе очной ставки, в которых подсудимый рассказал, когда и при каких обстоятельствах он совершил преступление, и которые помогли установить обстоятельства, подлежащие в соответствии со ст. 73 УПК РФ доказыванию по делу (т.1 л.д. 147-149, 156-158, т.2 л.д.51-53), суд признает в качестве смягчающего наказание обстоятельства – активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
Подсудимый Черняев А.А. попросил прощение у ППА, что суд расценивает как иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. Также суд признает смягчающим наказание обстоятельством противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом к совершению преступления.
Преступление совершено Черняевым А.А. в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя. Вместе с тем, несмотря на характер и степень общественной опасности совершенного преступления, учитывая конкретные обстоятельства его совершения и личность подсудимого, суд считает возможным данное обстоятельство в качестве отягчающего не учитывать.
При назначении наказания суд учитывает положения ч. 5 ст. 62 УК РФ, согласно которой при постановлении приговора в особом порядке назначаемое наказание не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, положения ч. 1 ст. 62 УК РФ, устанавливающие правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и» и (или) «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств.
Оснований для изменения категории совершенного Черняевым преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ суд с учетом фактических обстоятельств совершения преступления и степени его общественной опасности суд не усматривает.
Санкция ч.2 ст.111 УК РФ предусматривает единственный вид наказания – лишение свободы.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, из материалов дела не усматривается, в связи с чем у суда не имеется оснований для применения правил ст. 64 УК РФ при назначении Черняеву А.А. наказания.
При указанных обстоятельствах в совокупности, а также руководствуясь принципом социальной справедливости, суд приходит к выводу, что исправление Черняева А.А. возможно лишь при назначении ему наказания в виде лишения свободы. Оснований для назначения Черняеву А.А. более мягкого вида наказания не имеется.
При этом суд с учетом совокупности указанных обстоятельств считает возможным дополнительное наказание в виде ограничения свободы не назначать.
При решении вопроса о возможности применения при назначении наказания Черняеву А.А. статьи 73 УК РФ суд учитывает отсутствие отягчающих и наличие совокупности смягчающих наказание обстоятельств, данные о личности подсудимого, ранее не привлекавшегося к уголовной ответственности, вдовца, имеющего на иждивении малолетних детей, отношение подсудимого к содеянному, мнение потерпевшего, не настаивавшего на реальном лишении подсудимого свободы. Вместе с тем, суд также принимает во внимание характер совершенного преступления (является тяжким преступлением, посягает на здоровье человека, совершено с прямым умыслом), степень его общественной опасности (конкретные обстоятельства содеянного, способ совершения преступления).
В связи с этим суд приходит к выводу, что исправление подсудимого не может быть достигнуто без реального отбывания назначаемого ему наказания, по тем же основаниям суд считает невозможным применение в отношении Черняева А.А. отсрочки отбывания наказания в соответствии со ст.82 УК РФ, полагает, что лишь реальное наказание является справедливым и соразмерным содеянному Черняевым А.А., соответствующим общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, закрепленным в уголовном законодательстве Российской Федерации принципам как гуманизма, так и справедливости и отвечающим задачам исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ Черняев А.А. подлежит направлению для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима.
Потерпевшим ППА заявлен гражданский иск о взыскании с Черняева компенсации морального вреда, причиненного преступлением, в размере 400000 рублей (т.1 л.д.56)
Данное требование потерпевший мотивирует степенью перенесенных им физических и нравственных страданий в связи с полученными ножевыми ранениями: <данные изъяты>
В судебном заседании была исследована выписка из истории болезни ППА в ГБУЗ АО «<данные изъяты>», из которой следует, что <данные изъяты>
В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Статьей 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
По смыслу закона размер компенсации зависит от характера и объема причиненных потерпевшему нравственных или физических страданий, степени вины причинителя вреда в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении суммы компенсации морального вреда суд учитывает, что потерпевшему ППА причинен тяжкий вред здоровью, характер причиненных как физических страданий, выразившихся в причинении телесных повреждений, физической боли, полученной в результате нанесенных ножом ударов, причинивших одиночное колото-резаное проникающее ранение брюшной стенки подвздошной кишки, осложненное диффузным серозно-фибринозным перитонитом, так и нравственных страданий, выразившихся в перенесенном потерпевшим стрессе, испуге при причинении ему телесных повреждений, страхе за свое здоровье и жизнь, длительности лечения.
Суд также учитывает фактические обстоятельства причинения вреда - наличие умышленной вины подсудимого Ченряева А.А. в причинении телесных повреждений, а также противоправность поведения потерпевшего, явившуюся поводом к совершению подсудимым преступления.
При определении суммы компенсации морального вреда суд также учитывает требования разумности и справедливости, семейное и материальное положение подсудимого, его трудоспособный возраст, возможность получения им заработной платы или иного дохода, отсутствие препятствий возможности трудиться, наличие дохода у подсудимого, наличие на иждивении у Черняева А.А. <данные изъяты>
В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу ППА компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Вопрос о вещественных доказательствах по делу подлежит разрешению в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
Вопрос о взыскании процессуальных издержек разрешен отдельным постановлением суда.
Руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л :
░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░.2 ░░. 111 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░.
░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 13 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, 100000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░ ░░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 317 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░