Решение от 02.02.2023 по делу № 33а-0403/2024 от 04.01.2024

Судья: фио

33а-403/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

17 января 2024 года                                                                адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В.,

судей фио, фио,

при секретаре Нагорном А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу административного истца Аптекаря А.П. на решение Бутырского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года по административному делу  2а-13/2023 по административному исковому заявлению Аптекаря Антона Павловича к Управлению внутренних дел на Московском метрополитене Главного Министерства внутренних дел России по адрес, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департаменту информационных технологий адрес, Отделу МВД по адрес о признании действий незаконными,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Административный истец Аптекарь А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению внутренних дел на Московском метрополитене Главного Министерства внутренних дел России по адрес, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департаменту информационных технологий адрес, Отделу МВД по адрес о признании незаконными действия по задержанию и доставлению в Отдел МВД по адрес, а также  использованию систем автоматического распознавания лиц, обязании удалить сведения об Аптекаре А.П. из автоматической системы распознавания лиц.

Требования мотивированы тем, что 22 августа 2022 года в 12 часов 15 минут административный истец задержан сотрудниками полиции на станции метро Белорусская; Аптекарю А.П. пояснили, что его лицо распознано в системе распознавания лиц «Сфера».

До 12 часов 45 минут административный истец находился в комнате полиции на станции метро Белорусская, после чего был доставлен в Отдел МВД по адрес.

Примерно в 13 часов 00 минут административного истца доставили в Отдел МВД России по адрес, после чего отпустили.

По мнению административного истца, являются незаконными действия административных ответчиков по использованию систем автоматического распознавания лиц, а также задержанию и доставлению в Отдел МВД по адрес.

Решением Бутырского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

С решением не согласен административный истец Аптекарь А.П., который в апелляционной жалобе просит решение отменить.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Аптекаря А.П. и его представителя фио, доводы апелляционной жалобы поддержавших, возражения административных ответчиков фио, фио, Пестикова И.В., фио,  сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку задержание Аптекаря А.П. и доставление в Отдел МВД совершены в соответствии с действующим законодательством, на основании документально подтвержденных обстоятельств, которые были приняты во внимание должностным лицом при совершении оспариваемых действий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Так судом установлено, что 22 августа 2022 года в 12 часов 15 минут Аптекарь А.П. остановлен сотрудниками полиции на станции метро Белорусская адрес в связи с наличием ориентировки по системе распознавания лиц.

Примерно в 13 часов 00 минут административный истец Аптекарь А.П. доставлен в Отдел МВД России по адрес и в 13 часов 15 минут освобожден.

В соответствии с положениями п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года  16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года  1636 «Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры» станции метрополитена, включая вестибюли, эскалаторы или лестницы), а также иные помещения, обеспечивающие функционирование метрополитена, являются объектом транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года  16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года  16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны обеспечивать на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

При этом в соответствии с положениями Закона о транспортной безопасности к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности относятся, в том числе системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности в части метрополитенов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года  1641 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)».

Данным нормативным правовым актом предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан, в том числе оснастить объект метрополитена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеораспознавание, видеообнаружение, видеомониторинг, передачу данных с системы видеонаблюдения, хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток (п. 6, п. 9, п. 12, п. 15).

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» предусмотрено оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности московского метрополитена (дооснащение системой интеллектуального видеонаблюдения с функциями видеораспознавания, видеообнаружения и видеомониторинга платформ, станций, метромостов, перегонов, электродепо и коллекторов).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года  149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с ч 3 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года  16-ФЗ «О транспортной безопасности» сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.

Согласно п. 1.2 Положения о государственной автоматизированной информационной системе «Сфера», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2021 года 328-ПП, ГАИС «Сфера» является государственной автоматизированной информационной системой адрес, содержащей информацию в электронной форме, в том числе программно-технические средства, предназначенные для автоматизации процессов централизованного сбора, обработки, хранения информации в целях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры адрес.

В соответствии с п. 1.3 Положения о ГАИС «Сфера», целями создания ГАИС «Сфера» являются обеспечение безопасности и повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и на транспорте общего пользования адрес за счет применения информационно-коммуникационных технологий путем организации централизованного сбора, хранения и обработки информации, содержащейся в ГАИС «Сфера», а также использования программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие в электронной форме.

В силу ч. 1 ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года  3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию.

Подпунктом 13 пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года  3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что полиция имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Согласно пп. 4 п. 2 статьи 14 Федерального закона от 07 февраля 2011 года  3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право задерживать лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Федерального закона от 12 августа 1995 года  144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе оперативно-розыскной деятельности не подлежат разглашению, а именно раскрытие организации, методов или тактики и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием систем распознавания лиц.

Положениями ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1).

Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о нотариате (ч.2).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 44, 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года  25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).

Из материалов дела следует, что Аптекарь А.П. был задержан и доставлен в Отдел МВД по адрес для проверки личности, выяснения сведений о регистрации и проверки по базам розыска; выяснив указанные сведения Аптекарь А.П. был отпущен.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований Аптекаря А.П., поскольку действия административных ответчиков соответствовали вышеприведенным нормам права.

Как верно указал суд, права административного истца, гарантированные, в том числе, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года  152-ФЗ «О персональных данных», не нарушены, поскольку само по себе получение изображения Аптекаря А.П.  в период нахождения на территории (общественном месте), попадающей под сектор наблюдения конкретной видеокамеры, установленной в целях обеспечения безопасности и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, не является способом сбора персональных (биометрических данных) Аптекаря А.П.; доказательства, подтверждающие факт незаконного распространения административными ответчиками персональных данных Аптекаря А.П., не имеется; в настоящее время какие-либо мероприятия, направленные на розыск фиоП не осуществляются.

Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, основания для совершения оспариваемых действий имелись, действия административных ответчиком соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Бутырского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2024 ░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

░░░░:

33а-0403/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 17.01.2024
Истцы
Аптекарь А.П.
Ответчики
Департамент информационных технологий
Управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного Управления Министерства внутренних дел России по г. Москве
Департамент транспорта и развития ДТИ г. Москвы
Министерство Внутренних дел РФ
ОМВД по Тверскому району г. Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее