Решение по делу № 2-2162/2021 ~ М-1855/2021 от 12.04.2021

Дело № 2-2162/2021

64RS0045-01-2021-003884-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 28 апреля 2021 года                             г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мукатаевой А.Е.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Кировского района
г. Саратова Сидоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах Кириллова В.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

исполняющий обязанности прокурора <адрес> в интересах Кириллова В.А. обратился в суд с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>
о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в городе Саратове. В обоснование заявленных требований указал, что Кириллов В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ -р он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из государственного специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек. Поскольку жилое помещение до настоящего времени Кириллову В.А. не предоставлено, просит суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения из жилищного фонда области в <адрес>.

Истец Кириллов В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Представитель истца - прокурор <адрес>
Сидорова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о времени и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя по имеющимся в материалах дела доказательствам и в соответствии с действующим законодательством.

Третье лицо – министерство финансов <адрес> о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, возражений по заявленному иску не представило.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора <адрес> суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии
с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ действие положений
ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1). Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется, если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является <адрес>; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является <адрес>; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории <адрес>; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в <адрес> (п.2). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (п.4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (п. 5).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кириллов В.А.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении (л.д.9); копией распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
-р об оформлении в государственное учреждение малолетнего
Кириллова В.А. (л.д.13); копией решения Заводского районного суда <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ о лишении К.А.Е. и К.И.М. родительских прав в отношении несовершеннолетнего Кириллова В.А. (л.д.14-17).

Судом установлено, что права на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества за Кирилловым В.А. не зарегистрированы (л.д. 10).

Согласно паспорту Кириллов В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>,
<адрес> <адрес> (л.д.7-8).

Согласно распоряжению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Кирилов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений из государственного специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек (л.д.11).

Таким образом, на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений Кириллов В.А. достиг возраста 23лет.

При этом ему до настоящего времени не было предоставлено жилое помещение. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кириллов В.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из государственного специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек.

Сведений о том, что Кириллов В.А. улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лиц названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанности предоставить Кириллову В.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.

Учитывая изложенное, исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес>, действующего в интересах
Кириллова В.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области определяется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений: 1) в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если имеются сведения о том, что в населенном пункте в пределах такого муниципального района, городского округа расположено последнее место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, а если сведения о последнем месте жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, отсутствуют, - то в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если такой муниципальный район либо такой городской округ (населенный пункт, расположенный в пределах муниципального района) является местом их первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение.

Поскольку в судебном заседании установлено, что местом жительства
Кириллова В.А. является <адрес>, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требование истца и обязать ответчика в лице министерства строительства и ЖКХ <адрес> предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах Кириллова В.А. удовлетворить.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Кириллову В.А.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение общей площади не менее 30 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в городе Саратове.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.А. Волкова

2-2162/2021 ~ М-1855/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кириллов Виталий Александрович
Прокуратура Кировского района г.Саратова
Ответчики
Министертсво строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Другие
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Волкова Анна Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
12.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2021Передача материалов судье
13.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее