Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 16 июня 2021 года
Красноглинский районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Мамышевой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1579/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области к Новикову С. А. о взыскании недоимки,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г.Самары обратилась в суд с административным иском к Новикову С.А. о взыскании недоимки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ответчик состоял на налоговом учете в качестве налогоплательщика транспортного налога, как собственник движимого имущества, а также состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, являлся плательщиком транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик обязан самостоятельно производить исчисление и уплату страховых взносов. Однако, последний обязанность по уплате налога и страховых взносов не исполнил. По выставленным требованиям от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> № денежные средства в бюджет не поступили. По обращению с заявлением <дата> был выдан судебный приказ, <дата> определением судебный приказ отменен.
В связи с неуплатой транспортного налога и страховых взносов в установленный срок, истец просит взыскать с Новикова С.А. недоимку за 2017 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года, налог в размере 2396 рублей 46 коп., пени в размере 483 рубля 02 коп.; за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) налог в размере 20305 рублей 10 коп, пени в размере 2517 рублей 25 коп.; за 2015 год по транспортному налогу с физических лиц в виде пени за период с <дата> по <дата> в размере 321 рубля 61 коп., на общую сумму 26 023 рубля 44 коп.
<дата> в результате реорганизации Инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самара преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области.
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, не явился, до судебного заседания предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Новиков С.А. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, до судебного заседания предоставил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с истечением сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Исследовав материалы настоящего дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со ст.ст. 357 и 358 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили и автобусы.
Согласно пп. 2 п.1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - индивидуальные предприниматели. Порядок, сроки, расчет страховых взносов определены в главе 34 Налогового кодекса РФ.
Положениями ст. 430 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование страховые и взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
В силу ст. 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. (п. 1)
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. (п. 2)
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.(п.5)
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты страховых взносов устанавливаются применительно к каждому страховому взносу.
При уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. (п.2).
Сроки уплаты страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию. (п.3)
В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, направляется требование об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Новиков С.А. с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, установленном ст.430 Налогового кодекса РФ, в том числе за расчетный период 2017 год до прекращения статуса предпринимателя.
По сведениям налогового органа в собственности Новикова С.А. в 2015 году имелось транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (2 месяца).
Налоговым органом налогоплательщику Новикову С.А. за 2015 год рассчитан транспортный налог в размере 1 268 рублей с выставлением налогового уведомления № от <дата> сроком уплаты не позднее <дата>.
В связи с неуплатой суммы страховых взносов в полном объеме в установленный срок в добровольном порядке в адрес ответчика налоговым органом были направлены требования
№ по состоянию на <дата> об уплате недоимки в срок до <дата> по страховым взносам в сумме 4 608 рублей 56 коп., пени в сумме 54 рубля 49 коп.,
№ по состоянию на <дата> об уплате недоимки в срок до <дата> по страховым взносам в сумме 19 593 рубля, пени в сумме 1 316 рублей 41 коп.,
№ по состоянию на <дата> об уплате недоимки в срок до <дата> по страховым взносам в виде пени в сумме 2 535 рублей 10 коп.,
№ по состоянию на <дата> об уплате недоимки в срок до <дата> по страховым взносам в виде пени в сумме 366 рублей 40 коп.,
№ по состоянию на <дата> об уплате недоимки в срок до <дата>: по транспортному налогу в виде пени в сумме 1 936 рублей 65 коп., по страховым взносам в виде пени в сумме 742 рубля 16 коп.
Судом установлено, что административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 21 Красноглинского судебного района г. Самары <дата> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика недоимки. По обращению налогового органа мировой судья судебного участка № Красноглинского судебного района г. Самары выдал судебный приказ от <дата> по административному делу № о взыскании с Новикова С.А. недоимки за 2015 год по транспортному налогу в виде пени в размере 321 рубля 61 коп., за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 20305 рублей 10 коп., пени в размере 2 517 рублей 25 коп., за 2017 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с сумме 2 396 рублей 46 коп., пени в размере 483 рублей 02 коп. на общую сумму 26 023 рубля 44 коп. Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 21 Красноглинского судебного района г. Самары мирового судьи судебного участка № 18 Красноглинского судебного района г. Самары от <дата> судебный приказ отменен.
<дата> административный истец обратился в Красноглинский районный суд г. Самары с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о взыскании с Новикова С.А. недоимки по транспортному налогу за 2015 год и страховым взносам за 2017 год <дата>, то есть спустя 10 месяцев со дня истечения срока исполнения требования №. Тем самым ИФНС допущен пропуск установленного шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании суммы обязательных платежей. Доказательств уважительных причин несвоевременного обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области к Новикову С. А., <дата> года рождения, ИНН №, проживающего по адресу: <адрес>, о взыскании недоимки, за 2017 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года, налог в размере 2 396 рублей 46 коп., пени в размере 483 рубля 02 коп.; за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) налог в размере 20 305 рублей 10 коп, пени в размере 2 517 рублей 25 коп.; за 2015 год по транспортному налогу с физических лиц в виде пени за период с <дата> по <дата> в размере 321 рубля 61 коп. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 25.06.2021 года.
Судья: И.А. Щетинкина