Дело № 2-155/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 28 июня 2018 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай к сельской администрации Чендекского сельского поселения, администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела, обязании провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности земельных участков, на которых размещены общественные кладбища,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Чендекского сельского поселения о возложении обязанности организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению), об обязании провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности земельных участков, на которых размещены шесть общественных кладбищ поселения, мотивировав заявленные требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения не организована, имеющиеся на территории поселения три кладбища расположены на земельных участках, которые не поставлены на кадастровый учет, на них не оформлено право собственности, что приводит к обезличиванию территории мест захоронения. В целях устранения нарушений требований законодательства ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление в адрес главы администрации, однако имеющиеся нарушения до настоящего времени не устранены. Оказание гарантированного законом перечня услуг по погребению на безвозмездной основе не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете муниципального образования необходимых средств. Согласно соглашению о передаче полномочий по решению вопросов местного значения сельская администрация Чендекского сельского поселения передала, а администрация МО «Усть-Коксинский район» приняла полномочия по организации ритуальных услуг (созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела либо присвоению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела).
Старший помощник прокурора Казанцева М.И. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, ходатайствовала о замене ответчика по первому требованию сельской администрации Чендекского сельского поселения на администрацию МО «Усть-Коксинский район» ввиду передачи полномочий.
Представители ответчиков сельской администрации Чендекского сельского поселения, администрации МО «Усть-Коксинский район» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ установлен перечень услуг по погребению, оказание которого на безвозмездной основе гарантируется супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего. В указанный перечень включены оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела умершего на кладбище; погребение.
В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
На основании ст. 12 названного закона при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Этой же службой осуществляется погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Усть-Коксинского района Республики Алтай проведена проверка исполнения требований законодательства о похоронном деле и погребении умерших, в ходе которой выявлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории МО «Чендекское сельское поселение» не организована.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 N 32-РЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай" за сельскими поселениями закреплена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Вопросы местного значения муниципального района регламентирует ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу п. 17 которой содержание на территории межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг является вопросом местного значения муниципального района в случае наличия таковых мест на территории района.
На основании п. 1.1 соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ сельская администрация Чендекского сельского поселения передала, а администрация МО «Усть-Коксинский район» приняла полномочия по организации ритуальных услуг (созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела либо присвоению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела).
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления муниципального района были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на безвозмездное получение гарантированного перечня услуг по погребению.
С учетом вышеизложенного, требования прокурора в части возложении на администрацию МО «Усть-Коксинский район» обязанности организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела законны и обоснованы, потому подлежат удовлетворению.
На основании п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2001 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется исключительно органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
В силу ч. 15 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета осуществляется, в том числе, в связи с образованием объекта недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
На территории муниципального образования "Чендекское сельское поселение" расположено шесть общественных кладбищ. В ходе проведенной проверки прокуратурой установлен факт нарушения земельного законодательства: земельные участки, на которых расположены кладбища, на кадастровый учет не поставлены, сведения о каких-либо правах на них, отсутствуют, границы участков не определены, расположены на землях сельскохозяйственного назначения.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление на имя главы МО «Чендекское сельское поселение» об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о похоронном деле и погребении умерших.
ДД.ММ.ГГГГ прокурору района направлен ответ на представление, в котором не оспариваются выявленные нарушения, указывается отсутствие денежных средств для устранения нарушений.
Вместе с тем, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Анализ вышеприведенных норм и обстоятельств свидетельствует о наличии прямой обязанности сельского поселения по оформлению земельных участков под кладбищами. Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории сельского поселения, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ.
Таким образом, непринятие мер к исполнению требований действующего законодательства нарушает права и законные интересы граждан. Также сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбищ, в том числе за счет земель сельскохозяйственного назначения. Вследствие того, что участок, на котором находится захоронение, не поставлен на кадастровый учет и его границы не определены, отсутствует возможность установления четких границ санитарно - защитной зоны, что служит нарушением прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Кроме того, вследствие не определения четких границ кладбищ невозможно определить размер земельных участков, отведенных под территории кладбища, что так же является нарушением ч. 5 ст. 16 ФЗ от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", определяющей размер земельного участка для кладбища.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора в части возложения обязанности на сельскую администрацию провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности земельных участков, на которых размещены общественные кладбища, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Старший помощник прокурора просила установить срок исполнения решения в части организации специализированной службы в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в части проведения работ по межеванию, постановке на государственной кадастровый учет, регистрации права собственности земельных участков - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Суд соглашается с указанными сроками, полагая их достаточными и разумными для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай к администрации МО «Усть-Коксинский район», сельской администрации Чендекского сельского поселения о возложении обязанности организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела, обязании провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности земельных участков, на которых размещены общественные кладбища, удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию МО «Усть-Коксинский район» организовать на территории МО «Чендекское сельское поселение» специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению) в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать сельскую администрацию Чендекского сельского поселения провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности земельных участков, на которых размещены шесть общественных кладбищ, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Шатина
Решение суда в окончательной форме принято 22 июня 2018 года.