Судья Кротов А.В. Дело № 33-5811
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18.07.2019 г. город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Чаплыгиной Т.В.,
при секретаре Ермиловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульяновой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, назначении пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08.04.2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) Романовой О.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Ульяновой Т.В., возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ульянова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное)), который с учетом уточненных исковых требований просила:
- признать незаконным решение УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) от 14.12.2018 г. №350886/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении периодов работы:
- с 26.01.1995 г. по 01.08.1995 г. в Детском больнично-поликлиническом объединении ГТМО города Балаково в должности врача-интерна;
- с 02.08.1995 г. по 20.03.1996 г. в «Территориально-поликлиническом объединении № 3» в должности участкового врача терапевта терапевтического отделения № 1;
- с 21.03.1996 г. по 17.06.1999 г. в «Территориально-поликлиническом объединении № 3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1;
- с 18.06.1999 г. по 31.10.1999 г. в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1;
- с 01.11.1999 г. по 02.05.2000 г. в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности заведующей подростковым кабинетом, врачом терапевтом подростковым;
- с 28.11.2014 г. по 01.10.2017 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково,
- с 02.10.2017 г. по 05.06.2018 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково, заведующего центра здоровья врача-терапевта;
- периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.05.2003 г. по 28.06.2003 г., с 28.01.2008 г. по 17.05.2008 г., с 21.01.2013 г. по 02.03.2013 г.;
-периода нахождения в командировке с 15.10.2012 г. по 20.10.2012 г.
- возложить на ответчика обязанность включить указанные спорные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,
- назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 06.06.2018 г. (с момента обращения за ней).
Требования мотивировала тем, что обратившись в УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, получила отказ из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, при этом ответчиком из ее льготного стажа исключены вышеуказанные спорные периоды.
Не согласившись с отказом, Ульянова Т.В. за защитой своих нарушенных прав обратилась в суд.
Рассмотрев спор, Балаковский районный суд Саратовской области решением от 08.04.2019 г. исковые требования Ульяновой Т.В. к УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности на пенсионный орган включить истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов с 28.11.2014 г. по 01.10.2017 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково, с 02.10.2017 г. по 05.06.2018 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково, заведующего центра здоровья врача-терапевта; назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 06.06.2018 г. Считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в указанной части, приводя в обоснование доводы, аналогичные доводам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений.
От истца на апелляционную жалобу поступили возражения, в которых она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 г. принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подп. «н» п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22.09.1999 г. № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06.09.1991 г. № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов пенсионного дела, что 06.06.2018 г. Ульянова Т.В., <данные изъяты> г.р., обратилась в УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, полагая, что она имеет право на назначение ей вышеуказанного вида пенсии.
Решением УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) от 14.12.2018 г. № 350886/18 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку из ее льготного стажа исключены, в том числе периоды с 28.11.2014 г. по 01.10.2017 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково, с 02.10.2017 г. по 05.06.2018 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково, заведующего центра здоровья врача-терапевта, так как в выписке из индивидуального лицевого счета Ульяновой Т.В. сведения за данный период указаны без кода особых условий труда (л.д. 11-16).
Кроме того, пенсионный орган сослался на то, что в результате документальной проверки, было установлено, что в структурном подразделении «Центр здоровья Балаково» ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» выполнятся не весь комплекс основных задач, установленных приложением № 4 к Приказу № 683 от 30.09.2015 г. Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и про ведение мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», а только определенная их часть.
Согласно решению ответчика, Ульянова Т.В. имеет:
- 20 лет 03 месяца 12 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ,
- 20 лет 03 месяца 12 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ,
- 20 лет 09 месяцев стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленной с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П,
- величину индивидуального пенсионного коэффициента 74,39.
Кроме того, из материалов гражданского дела усматривается, что Ульянова Т.В. приказом № 144 л/с от 01.10.2010 г. принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения «Центр медицинской профилактики» на должность врача – терапевта.
В дальнейшем, приказом комитета здравоохранения администрации БМР от 30.12.2011 г. № 273 создано муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр медицинской профилактики» путем изменения типа существующего муниципального учреждения здравоохранения «Центр медицинской профилактики» (с 31.12.2013 г. переименовано в государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Балаковский центр медицинской профилактики», с 28.11.2014 г. - реорганизовано в форме присоединения к государственному учреждению здравоохранения «Саратовский областной центр медицинской профилактики»)
Приказом от 02.10.2017 г. № 351-1 л/с Ульянова Т.В. была переведена на должность заведующей центром здоровья - врача – терапевта.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что законных оснований в действиях ответчика не имеется, так как право на получение льготной пенсии подтверждается представленными ею документами.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, так как должность, медучреждения, в которых истец работала в спорные периоды, поименованы вышеуказанными Списками.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Удовлетворяя исковые требования о признании решения ответчика незаконным в части исключения из специального стажа истца, дающего право на пенсию, периодов работы с 28.11.2014 г. по 01.10.2017 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково, с 02.10.2017 г. по 05.06.2018 г. в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья города Балаково, заведующего центра здоровья врача-терапевта, суд верно исходил из того, что работа истца в указанный период подтверждается записями в трудовой книжке, являющейся в соответствии со ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Учитывая, что истец имеет требуемый страховой стаж, проработала на соответствующих видах работ более установленного срока, суд пришел к обоснованному выводу о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за ней.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании норм права, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08.04.2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: