Дело № 2-40/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 28 марта 2019 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вазигатова М.У. к муниципальному образованию «Камбарский район» в лице администрации муниципального образования «Камбарский район» о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности,
с участием в заседании:
- представителя истца Тронович Г.М., действующей на основании устного ходатайства,
УСТАНОВИЛ:
Вазигатов М.У. обратился в Камбарский районный суд с иском к муниципальному образованию «Камбарский район» в лице администрации муниципального образования «Камбарский район» о признании права собственности на гидротехнические сооружения в силу приобретательной давности.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил заявленные требования и окончательно просил суд признать за ним право собственности в силу приобретательной давности на гидротехнические сооружения:
- №, протяженностью 85,3 м;
- № с кадастровым номером №, протяженностью 139 м;
- № с кадастровым номером №, протяженностью 126 м,
расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения Вазигатову М.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Свои исковые требования Вазигатов М.У. мотивировал тем, что данными гидротехническими сооружениями (плотинами) он владеет с 1989 г. Владеет открыто, непрерывно, не от кого не скрывает свои права на плотины. В течение всего срока владения регулярно следит за их содержанием, производит ремонты, вкладывает денежные средства. Владеет данным имуществом длительное время, но официально не оформил право собственности (л.д. 4-6).
Истец Вазигатов М.У. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
В судебном заседании представитель истца Тронович Г.М., действующая на основании устного ходатайства (л.д. 69), исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему. Суду пояснила, что в 1988 г. был разрешен подбор блоков, а в 1989 г. кооперативом «Карп» были составлены сметы на строительство плотин №. Данные сметы были реализованы в виде построенных объектов на земельном участке, который ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Президиума районного Совета депутатов Камбарского района был передан в пожизненное наследуемое владение Вазигатову М.У. С этого времени данные объекты поступили в непосредственное управление истца. Ранее Вазигатов М.У. сам принимал участие в строительстве плотин, будучи членом кооператива «Карп». Впоследствии в 1991 г. кооператив «Карп» распался, и после этого Вазигатов М.У. обратился с заявлением о передаче в пожизненное наследуемое владение территории, где были ранее построены плотины кооперативом «Карп». Соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ Вазигатов М.У. владеет открыто, непрерывно и пользуется как своими собственными гидротехническими сооружениями № За это время, начиная с 1991 г. он вкладывал свои силы и средства в поддержание в надлежащем состоянии гидротехнических сооружений. Каждый год он осматривает плотины, проверяет механизмы, подсыпает, укрепляет, чистит берега, проводит противопаводковые мероприятия, чтобы не произошёл прорыв плотины и разрушение гидротехнических сооружений.
Ответчик администрация МО «Камбарский район» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще. Ранее принимая участие в судебном заседании представитель ответчика Порваль И.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что земельный участок размером 24 га был изъят в совхозе «Ершовский». Земельный запас районным Советом народных депутатов передан в пожизненное наследуемое владение Вазигатову М.У. Спорные гидротехнические сооружения находятся на данном земельном участке, координаты границ совпадают.
Третье лицо МО «Армязьское» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще. Глава МО «Армязьское» направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя, возражений по заявленным требованиям не имеет.
Дело рассмотрено при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (п. 2 ст. 234 ГК РФ).
Избирая способ защиты гражданских прав, в порядке ст. 12, п. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо, считающее себя давностным владельцем, должно доказать, что владеет имуществом добросовестно, открыто и непрерывно как своим собственным в течение времени, указанного в упомянутой норме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признаётся открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признаётся непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из анализа вышеприведённых норм права следует, что потенциальный приобретатель должен доказать наличие в совокупности следующих обстоятельств: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение 15 лет. При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Распоряжением № Исполнительного комитета Камбарского районного Совета народных депутатов Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ дано разрешение кооперативу «Карп» произвести подборку бесхозных железобетонных изделий, находящихся на территории района для строительства плотины в д. Ведрец (л.д. 7).
Согласно сметам от 1989 г. №, для кооператива «Карп» были рассчитаны работы по строительству плотин № на <адрес> (л.д. 12-13, 14-15, 16-17).
Из выписки архивного отдела администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Президиумом Камбарского районного Совета народных депутатов Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) постановлено изъять земельный участок площадью 24 гектара в совхозе «Ершовский» в земельный запас районного Совета народных депутатов и передать его в пожизненное наследуемое владение Вазигатову М.У. для ведения крестьянского хозяйства по разведению рыбы и пчеловодству (л.д. 8).
Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, Вазигатову М.У. решением Президиума Камбарского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено в пожизненное наследуемое владение 24 га земли для ведения крестьянского хозяйства (л.д. 9).
Из кадастровой выписки о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью 263037+/-4488 кв.м (уточняемая площадь 240000 кв.м), кадастровый номер № (предыдущий номер №), местоположение: <адрес>, принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения Вазигатову М.У. (л.д. 11).
Из свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, глава которого является Вазигатов М.У., внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно плану прудов крестьянского (фермерского) хозяйства «МИЗВАЗ», на территории хозяйства имеется три пруда, площадью: № – 8,3 га, № – 7,5 га, № – 0,6 га (л.д. 59).
В соответствии с техническими паспортами на гидротехнические сооружения №, составленными по состоянию на 2013 г. по адресу: <адрес>, находятся гидротехнические сооружения №, протяженностью 85,3 м, 128,0 м, 139,0 м соответственно. При этом в технических паспортах указаны: план гидротехнических сооружений, общие сведения о них, наименование конструкторских элементов (плотина, водосбросы) (л.д. 18-22, 23-27, 28-32).
Согласно кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, сооружение гидротехническое протяженностью 126 м имеет кадастровый №; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества №; также указаны схемы расположения объектов недвижимого имущества на земельном участке (л.д. 33-35).
Согласно кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ сооружение гидротехническое протяженностью 139 м имеет кадастровый №; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества №; также указаны схемы расположения объектов недвижимого имущества на земельном участке (л.д. 36-37).
Также истцом представлены технические планы гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в которых указаны данные о заказчике кадастровых работ – Вазигатов М.У., описание местоположения сооружений на земельном участке с кадастровым номером №, характеристики сооружений, их протяженность (126 м, 139 м, 85,3 м), схемы геодезических построений и расположения сооружений на земельном участке (л.д. 38-44, 45-58, 91-107).
Из справки кадастрового инженера ИП РВВ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении кадастровых работ по постановке на учёт гидротехнических сооружений, расположенных в <адрес>, год завершения строительства был указан на основании декларации, заполняемой правообладателем земельного участка, на котором расположен объект недвижимости (л.д. 60).
Согласно информации администрации МО «Армязьское» от ДД.ММ.ГГГГ №, Вазигатов М.У. в 1989 г. построил три плотины (ГТС) в <адрес>. Информация основана на свидетельских показаниях жителей д. Н. Армязь (бывших жителей д. Ведрец) (л.д. 61).
Согласно справке архивного отдела администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № А-8-т, документы кооператива «Карп» в архивный отдел администрации Камбарского района не поступали, в связи с чем, предоставить информацию о строительстве плотин не представляется возможным (л.д. 89-90).
Согласно Выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 263037+/-4488 кв.м, имеет кадастровый №; в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, №; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства; земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения Вазигатову М.У., дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108-113).
Данные обстоятельства установлены представленными письменными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Таким образом, из представленных документов следует, что на земельном участке, принадлежащем Вазигатову М.У. с ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровым номером №, находящемся по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, площадью 263037+/-4488 кв.м, находятся объекты недвижимого имущества, а именно сооружения гидротехнические:
- №, протяженностью 85,3 м;
- № с кадастровым номером №, протяженностью 139 м;
- № с кадастровым номером №, протяженностью 126 м.
В архиве администрации Камбарского района документов по строительству данных объектов недвижимости не имеется.
Из пояснений истца и его представителя, а также допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей ЗРС, САА, ВВМ, ЧСС следует, что данные плотины были построены кооперативом «Карп» на основании смет, разработанных в 1989 <адрес> Вазигатов В.У. принимал участие в строительстве плотин, являясь членом кооператива «Карп», при этом его считали хозяином плотин. В 1991 г. кооператив «Карп» прекратил своё существование.
Проанализировав доказательства в совокупности, с учётом представленного распоряжения № Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ и смет на строительство плотин №№, 2, 3 на реке Ведрец в <адрес> для кооператива «Карп», суд приходит к выводу, что собственником спорных плотин (гидротехнических сооружений) являлся кооператив «Карп».
Поскольку кооператив «Карп» в 1991 г. прекратил своё существование, а спорное имущество расположено на земельном участке, принадлежащем истцу с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что после распада кооператива «Карп» Вазигатов М.У. владел спорными плотинами с ДД.ММ.ГГГГ (даты государственной регистрации права на земельный участок).
Как показали истец и его представитель, а также свидетели, допрошенные в судебном заседании, с момента постройки плотин и организации прудов в д. Ведрец Вазигатов М.У. как хозяин занимался ими; кроме истца никто не объявлял себя собственником данных гидротехнических сооружений. Таким образом, Вазигатов М.У. с ДД.ММ.ГГГГ открыто владел спорными гидротехническими сооружениями на протяжении всего времени, нёс бремя содержания данного имущества.
Оснований не доверять показаниям свидетелей ЗРС, САА, ВВМ, ЧСС у суда не имеется, поскольку показания логичны, последовательны, согласуются друг с другом и с представленными в материалы дела доказательствами.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что истец представил суду надлежащие доказательства добросовестности, открытости и непрерывности владения как своим собственным недвижимым имуществом (гидротехническими сооружениями) в течение более 15 лет, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Признание права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Вазигатова М.У. удовлетворить.
Признать за Вазигатовым М.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в силу приобретательной давности на гидротехнические сооружения:
- №, протяженностью 85,3 м;
- № с кадастровым номером №, протяженностью 139 м;
- № с кадастровым номером №, протяженностью 126 м,
расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения Вазигатову М.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2019 года.
Судья С.Ф. Мавлиев