Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2979/2015 ~ М-1496/2015 от 29.05.2015

Дело № 2-2979/15

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

            

15 сентября 2015 года      п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием представителя заявителей ФИО15, представителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 об оспаривании отказов МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в утверждении схем расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, обязании принять решения об их утверждении,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО14, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 обратилась в суд с заявлением, в котором каждый просит признать незаконными отказы МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории, изложенные: ФИО14 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории ориентир <адрес>, ориентир: ФИО14, ФИО2, ФИО3 - 300 м юго-восточнее пер. Рябиновый, ФИО5 – 150 м юго-западнее пер. Рябиновый, ФИО4, ФИО6 – 300 м юго-западнее пер. Рябиновый, согласно ранее поданным заявлениям в указанных каталогах координат узловых и поворотных точек, взыскать с МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в пользу каждого 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 обратились в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории с приложением схем КПТ, каталогов координат по вышеуказанным ориентирам; на данные заявления получили ответы от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы, так как отсутствует утвержденный проект планировки территории.

Данные отказы ФИО14, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 считают незаконными, так как испрашиваемые участки земли располагаются в зоне Ж-1, что согласно утвержденному генеральному плану <адрес>, является зоной жилой усадебной застройки, в которой согласно Правилам землепользования и застройки, а также п. 2.2. Классификатора (Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков») разрешается ведение личного подсобного хозяйства; порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности граждан, для целей, не связанных со строительством, урегулирован ст. 34 Земельного кодекса РФ; утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в силу вышеназванной статьи является юридической обязанностью соответствующего органа; при этом, составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных землепользователей; утверждение схемы КПТ является этапом предоставления земельного участка, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении; отсутствие утвержденных в установленном порядке проектов планировки и межевания территорий в силу ст. 34 ЗК РФ (то есть в силу отсутствия в данной норме соответствующего императивного запрета), а также согласно содержанию статей 41-45 Градостроительного кодекса РФ не является препятствием для утверждения и выдачи вышеуказанных схем.

Заявители в судебное заседание не явились, просили дело рассматривать без их участия, о чем представили письменные заявления.

Представитель заявителей ФИО15 в судебном заседании заявление поддержала, в обоснование привела изложенные в нем доводы, ссылаясь дополнительно на полную недоказанность тех обстоятельств, которые указаны в ответе МКУ.

Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО11 просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что заявители в нарушение требований Положения о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования <адрес>», утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Р, не приложили к своим заявлениям об утверждении схем КПТ всех необходимых документов, и, в частности, акт выбора земельного участка (пп. 3 п.5.1.2 Положения) и согласованный акт местоположения границ земельного участка (пп. 4 п. 5.1.2 Положения); помимо этого, заявители не обосновали размеры испрашиваемых земельных участков; испрашиваемые земельные участки расположены на территории, предназначенной для иных целей, а именно для усадебной жилой застройки; применительно к территории <адрес> действуют Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные Решением Р от ДД.ММ.ГГГГ Солонцовского сельского совета депутатов; испрашиваемые истцами участки находятся в зоне усадебной застройки (Ж-1), основным видом разрешенного использования земельных участков является размещение усадебных и блокированных жилых домов; в связи с тем, что на территории, где расположены испрашиваемые участки, не утвержден проект планировки территории, в целях эффективного управления земельными ресурсами и развития данной территории администрацией Солонцовского сельсовета принято решение о реализации данной территории в соответствии с разработанной планировочной структурой; представленные же заявителями схемы расположения земельных участков не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, так как испрашиваются для иного вида разрешенного использования земельного участка, чем тот который должен быть в зоне Ж-1; помимо этого, по мнению, представителя ответчика, заявители не могут претендовать на конкретный участок, так как, исходя из положений ст.ст. 22, 28, 29, 34 ЗК РФ право выбора земельного участка принадлежит органу местного самоуправления.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состояла из следующих этапов:

1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;

2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;

4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;

5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения являлось первоначальным этапом, целью которого выступало определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.

Кроме того, статья 34 ЗК РФ не предусматривала возможности отказа в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, исходя из того, что органы местного самоуправления обязаны были обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Помимо этого, составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом, в том числе данных сведений, в последующем органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка.

В связи с этим, орган местного самоуправления обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации), а затем выдать ее заявителю.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО14, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 обратились в Администрацию Емельяновского района с заявлениями, в которых:

ФИО5 просила предоставить в аренду на 4 года земельный участок для ведения ЛПХ, расположенный в 150 м южнее пер. Рябиновый в <адрес>, мкр. <адрес> согласно предоставленной схеме КПТ и каталога координат узловых и поворотных точек: 1 Х 640743.02, Y 96983.27, точка 2 Х 640738.83, Y 97025.42, точка 3 Х 640712.12, Y 97022.52, точка 4 Х 640716.84, Y 96981.01 (л.д. 50-52),

ФИО4 просила предоставить в аренду на 4 года земельный участок для ведения ЛПХ, расположенный в <адрес>, мкр. <адрес> согласно предоставленной схеме КПТ и каталога координат узловых и поворотных точек: 1 Х 640518.49, Y 97270.50, точка 2 Х 640493.71, Y 97302.86, точка 3 Х 640469.55, Y 97285.51, точка 4 Х 640494.65, Y 97252.60 (л.д. 54-59),

ФИО14 просила предоставить в аренду на 4 года земельный участок для ведения ЛПХ, расположенный в <адрес>, мкр. <адрес> согласно предоставленной схеме КПТ и каталога координат узловых и поворотных точек: 1 Х 640604.41, Y 97338.02, точка 2 Х 640582.41, Y 97366.68, точка 3 Х 640558.41, Y 97349.35, точка 4 Х 640581.26, Y 97319.45 (л.д. 62-66),

ФИО2 просил предоставить в аренду на 4 года земельный участок для ведения ЛПХ, расположенный в <адрес>, мкр. <адрес> согласно предоставленной схеме КПТ и каталога координат узловых и поворотных точек: 1 Х 640540.42, Y 97241.83, точка 2 Х 640518.49, Y 97270.50, точка 3 Х 640494.65, Y 97252.60, точка 4 Х 640516.40, Y 97223.98 (л.д. 68-73),

ФИО6 просил предоставить в аренду на 4 года земельный участок для ведения ЛПХ, расположенный в <адрес>, мкр. <адрес> согласно предоставленной схеме КПТ и каталога координат узловых и поворотных точек: 1 Х 640562.22, Y 97213.37, точка 2 Х 640540.42, Y 97241.83, точка 3 Х 640516.40, Y 97223.98, точка 4 Х 640538.40, Y 97195.10 (л.д. 75-80),

ФИО3 просил предоставить в аренду на 4 года земельный участок для ведения ЛПХ, расположенный в <адрес>, мкр. <адрес> согласно предоставленной схеме КПТ и каталога координат узловых и поворотных точек: 1 Х 640603.54, Y 97290.37, точка 2 Х 640581.26, Y 97319.45, точка 3 Х 640557.55, Y 97301.90, точка 4 Х 640580.23, Y 97272.32 (л.д. 82-87).

Данные заявления поступили в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и на них были даны ответы: ФИО1 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60), ФИО2 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67), ФИО3 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81), ФИО5 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-49), ФИО4 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), ФИО6 - в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74), в которых указано, что испрашиваемые участки расположены в зоне Ж-1, где основным видом разрешенного использования является размещение усадебных и блокированных жилых домов; на данной территории проект планировки не утвержден, поэтому администрацией Солонцовского сельсовета принято решение о реализации данной территории в соответствии с разработанной планировочной структурой; ввиду наличия позиции администрации Солонцовского сельсовета о непредоставлении земельных участков на территории, где располагаются, в том числе испрашиваемые участки, администрация Емельяновского района не может принять положительное решение об утверждении схем КПТ, так как согласно п. 3.4 Положения о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район, вопрос об утверждении схемы КПТ рассматривается при наличии согласия органа местного самоуправления поселения; в этих же ответах указано на то, что заявители не могут претендовать на конкретные земельные участки, так как право выбора земельного участка принадлежит только органу местного самоуправления.

Данные ответы, по мнению суда, являются незаконными и свидетельствует о бездействии ответчика, которое выразилось в неисполнении требований ст. 34 ЗК РФ.

Кроме того, суду не представлено надлежащих доказательств тому, что испрашиваемые участки земли не могут быть сформированы для предоставления истцам под ЛПХ.

Согласно справке ведущего специалиста по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, расположенные согласно ориентира: <адрес>, 1200, 800, 400, 250 метров юго-западнее пер. Рябиновый в кадастровом квартале: отнесены к землям населенных пунктов и входят в зону жилой усадебной застройки <адрес>, предполагающую размещение земельных участков с видами разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства или малоэтажная жилая застройка (л.д. 112).

Из заключения кадастрового инженера ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый земельный участок граничит с земельными участками, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, сведения о границах внесены в ГКН, относящимися к категории земли населенных пунктов и имеющими вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства (л.д. 113).

Невыполнение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанности по утверждению схем расположения земельного участка препятствует заявителям за свой счет выполнить в отношении испрашиваемых участков кадастровые работы и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этих участков в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", что невозможно без утверждения схем расположения земельного участка.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Поскольку статья 34 ЗК РФ в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ утратила силу с 1 марта 2015 года, доказательств наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, предусмотренных п. 16 действующей на момент рассмотрения дела статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, ответчик не представил, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность утвердить представленную истцом схему.

Что касается расходов по уплате государственной пошлины, то они подлежат взысканию с МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в пользу заявителей на основании ст. 98 ГПК РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 об оспаривании отказов МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в утверждении схем расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, обязании принять решения об их утверждении удовлетворить.

Признать незаконными отказы МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в утверждении схем расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать:

ФИО1 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-зем, вх.) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для ведения личного подсобного хозяйства, ориентир <адрес>, 300 м. юго-восточнее пер. Рябиновый,

ФИО2 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-зем, вх.) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для ведения личного подсобного хозяйства, ориентир <адрес>, 300 м. юго-восточнее пер. Рябиновый,

ФИО3 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-зем, вх.) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для ведения личного подсобного хозяйства, ориентир <адрес>, 300 м. юго-восточнее пер. Рябиновый,

ФИО5 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-зем, вх.) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для ведения личного подсобного хозяйства, ориентир <адрес>, 150 м. юго-западнее пер. Рябиновый,

ФИО4 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-зем, вх.) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для ведения личного подсобного хозяйства, ориентир <адрес>, 300 м. юго-западнее пер. Рябиновый,

ФИО6 схему расположения испрашиваемого ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-зем, вх.) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для ведения личного подсобного хозяйства, ориентир <адрес>, 300 м. юго-западнее пер. Рябиновый.

Взыскать с МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в пользу каждого ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, ФИО2 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, ФИО3 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, ФИО5 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, ФИО4 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, ФИО6 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Обязать руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» об исполнении решения суда сообщить в суд и ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Емельяновского РС                Е.А.Ежелева

2-2979/2015 ~ М-1496/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михайлова Наталья Викторовна
Бычков Алексей Михайлович
Охньовская Олеся Владимировна
Голева Ольга Михайловна
Дмух Сергей Николаевич
Рябошапко Дмитрий Леонидович
Другие
Муниципальное казенное учреждение "Учреждение земельно-имущественных отношений и архиректуры администрации Емельяновского райна"
Красильникова Наталья Александровна
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
29.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2015Передача материалов судье
01.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2015Судебное заседание
15.09.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2016Дело оформлено
21.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее