Производство № 2-895/2020г.
УИД № 34RS0006-01-2020-000695-14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 02 сентября 2020 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Пустовой А.Г.,
при секретаре Дербенько Т.Ю.
с участием:
представителя истца Кашпуриной Г.Н. по доверенности №адрес2 от дата Кошовец А.Н.,
ответчика Никитина Е.Г.,
ответчика Войнилович О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашпуриной Галины Николаевны к Никитиной Анастасии Сергеевне, Никитину Егору Геннадьевичу, Войнилович Ольге Ефимовне о признании договора купли-продажи недействительным в части, признании недействительной записи в ЕГРП, прекращении права собственности на ? долю квартиры и признания права собственности на указанную долю
У С Т А Н О В И Л:
Кашпурина Г.Н. обратилась в суд с иском к Никитиной А.С., Никитину Е.Г., в котором просит признать за ней право собственности на 1/2 долю в праве собственности квартиры с кадастровым номером номер, расположенной на 3-м этаже многоквартирного дома с кадастровым номером номер по адресу: адрес, общей площадью помещения по кадастровому паспорту 43,8 кв.м., по правоустанавливающему документу 43,7 кв.м., зарегистрированную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес за Никитиной А.С. 07 августа 2019 года номер регистрации: номер.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 25 июля 2019 года был заключён договор купли-продажи квартиры с кадастровым номером номер, расположенной на 3-м этаже многоквартирного дома с кадастровым номером номер по адресу: адрес, общей площадью помещения по кадастровому паспорту 43,8 кв.м., по правоустанавливающему документу 43,7 кв.м.
Договор был заключён между продавцом Войнилович О.Е и покупателями Кашпуриной Г.Н. и Никитиной А.С.
07 августа 2019 года произведена государственная регистрация права общей долевой собственности Кашпуриной Г.Н. и Никитиной А.С. по 1/2 доли квартиры за каждым.
На момент совершения сделки и до настоящего времени Никитина Анастасия Сергеевна состояла в браке с Никитиным Е.Г.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2.1 договора купли-продажи квартиры от 25 июля 2019 года стоимость квартиры составляет номер руб. и оплачивается за счет собственных денежных средств покупателей.
Указывает, что оплата квартиры была произведена Кашпуриной Г.Н. исключительно за счет ее личных средств.
Полагает, что 1/2 доли в праве собственности на квартиру принадлежит и как покупателю, оплатившему установленную договором цену.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Войнилович О.Е.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила признать договор купли-продажи квартиры от 25 июля 2019 года недействительной сделкой в части указания Никитиной А.С. как стороны сделки - «Покупатель 2»; прекратить право собственности Никитиной А.С. на 1/2 долю квартиры, расположенную по адресу: адрес, зарегистрированную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес за Никитиной А.С. 07 августа 2019 года, номер регистрации: номер признать недействительной запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Никитиной А.С. на вышеуказанную ? долю квартиры и признать за ней (Кашпуриной Г.Н.) право собственности на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Истец Кашпурина Г.Н. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов представителю.
Представитель истца представителя истца Кашпуриной Г.Н.-Кошовец А.Н. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал, пояснил, что правовыми основаниями для признания сделки недействительной истцом указаны положения ч. 2 ст. 170 Гражданского кодекса РФ - притворность данной сделки.
Ответчики Никитин Е.Г., Войнилович О.Е., в судебном не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Ответчик Никитина А.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, находит заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает основания приобретения права собственности на недвижимое имущество, в том числе право собственности может быть приобретено на основании договора купли-продажи.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130 ГК РФ).
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ); несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (ст. 550 ГК РФ).
К числу существенных условий договора купли-продажи недвижимости относятся условия о предмете продажи и цене продаваемого недвижимого имущества (ст. ст. 554, 555 ГК РФ). Согласно статье 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны указываться данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
Согласно п. 2 ст. 558 ГК РФ договор купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Частью 1 статьи 551 ГК РФ установлено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 60 и 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.07.2019 года между Войнилович О.Е. (продавец) с одной стороны и Кашпуриной Г.Н. (покупатель 1), Никитиной А.С. (покупатель 2) с другой стороны заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Цена договора составила 2 070 000 рублей.
Согласно п. 2.2.2 расчет по договору производится путем перевода денежных средств со счета покупателя 1 (Кашпуриной Г.Н.) на счет продавца в ПАО Сбербанк. Сумма в размере дата были переведена продавцу до подписания договора, 2060000 рублей будут переведены 25.07.2019 года сразу после подачи заявления в МФЦ для регистрации прекращения права собственности и регистрации права собственности.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что денежные средства перечислены продавцу со счета покупателя номер и продавцом получены в полном объеме, в соответствии с условиями договора. Указанное обстоятельство также подтверждается платежным поручением номер от дата.
7 августа 2019 года за Кашпуриной Г.Н. и Никитиной А.С. в установленном законом порядке зарегистрировано право общей долевой собственности на квартиру, по ? доли за каждым.
Обращаясь в суд, истец полагает, что спорная 1/2 доля в праве собственности на квартиру, зарегистрированная за ответчиком Никитиной А.С., была приобретена за счет её (Кашпуриной Г.Н.) денежных средств.
Представитель истца в судебном заседании в качестве основания для признания сделки недействительной указал на ее притворность.
В соответствии с ч. 2 ст. 170 Гражданского кодекса РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Притворная сделка направлена на создание того или иного юридического результата, возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей. Но ту сделку, которую стороны на самом деле желают совершить, они прикрывают другой. Притворная сделка не отражает действительных намерений сторон.
В п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно. Притворной сделкой считается также та, которая совершена на иных условиях. Например, при установлении того факта, что стороны с целью прикрыть сделку на крупную сумму совершили сделку на меньшую сумму, суд признает заключенную между сторонами сделку как совершенную на крупную сумму, то есть применяет относящиеся к прикрываемой сделке правила.
Из содержания указанной нормы закона и разъяснений законодательства следует, что в случае заключения притворной сделки действительная воля стороны не соответствует ее волеизъявлению. В связи с этим для установления истиной воли сторон имеет значение выяснение фактических отношений между сторонами, а также намерений каждой стороны.
Судом установлено, что целью заключения договора купли-продажи являлось приобретение Кашпуриной Г.Н. и Никитиной А.С. в общую долевую собственность квартиры, расположенной по адресу: адрес, стороны выразили свою волю, подписав условия договора, доказательств того, что оспариваемая сделка прикрывает иную сделку, направленную на достижение иных правовых последствий суду не представлено.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом изложенные основания иска должны соответствовать его предмету, то есть материально-правовому требованию, а в силу ст. 56 ГПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы истца суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, с которыми положения ч. 2 ст. 170 Гражданского кодекса РФ связывают возможность признания сделки недействительной по мотиву притворности, не имеется.
Факт невыполнения покупателем 2 ( Никитиной А.С.) перед покупателем 1 – Кашпуриной Г.Н. обязанности по передаче денежных средств в счет покупной цены - стоимости ? доли объекта недвижимости, не является предусмотренным законом основанием для признания договора купли-продажи недействительным, поскольку в таком случае имеет место нарушение договорных обязательств, что влечет наступление иных последствий, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, и иной законный способ защиты права.
Кроме того из п. 4.1. договора следует, что стороны заключили договор добровольно, не вследствие стечения тяжёлых обстоятельств или на крайне невыгодных для себя условиях, Договор не является для сторон кабальной сделкой. Стороны подтвердили, что они в дееспособности не ограничены; под опекой, попечительством, а также не состоят; по состоянию здоровья могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; не страдают заболеваниями, препятствующими осознавать суть подписываемого Договора и обстоятельств его заключения.
Из вышеизложенного следует, что стороны заключили договор добровольно, с соблюдением надлежащей формы заключения договора купли-продажи квартиры, поскольку данный договор отвечает требованиям ст. ст. 432, 550, 554, 555 ГК РФ, в нем отражены все существенные условия договора: данные о сторонах сделки – договора купли-продажи, цене, объекте – квартире.
Истец Кашпурина Г.Н. руководствуясь принципом свободы договора, добровольно согласилась с приобретением недвижимости на условиях, указанных в договоре купли-продажи.
Представленные истцом в материалы дела выписка из лицевого счета по вкладу на 26.12.2018 года, сведения о наличии счетов на имя истца, расписка о получении денежных средств родственником продавца Войнилович О.Е. – Попова Д.В. в счет оплаты по договору купли-продажи, справки по операциям по счету Кашпуриной Г.Н. в ПАО Сбербанк за 23 июля 2019 года, выписки по счету Кашпуриной Г.Н. в АО Банк «Национальный стандарт», справка ПАО Сбербанк о задолженностях заемщика Кашпуриной Г.Н. от 19.07.2019 года, выписка о состоянии вклада в ПАО Сбербанк, открытого на имя Кашпуриной Г.Н. с достоверностью не свидетельствуют о наличии оснований для признания сделки недействительной в части указания покупателем ? доли квартиры Никитиной А.С.
В этой связи, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кашпуриной Г.Н. исковых требований о признании договора купли-продажи недействительным в части и как следствие требований о признании записи в ЕГРП недействительной, прекращении права собственности Никитиной А.С. на ? долю квартиры и признания права собственности на указанную долю за Кашпуриной Г.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░