Судья: Котова В.А. Дело № 12-4306/19
Решение«07» октября 2019 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ООО «Новоростехфлот» г. Новороссийска на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 30 июля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Новоростехфлот»,
установил:
постановлением <...> от 13 мая 2019г. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморско-Азовскорго морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Ч-А МУ Росприроднадзора) < Ф.И.О. >2, юридическое лицо ООО «Новоростехфлот» г. Новороссийска Краснодарского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Директор ООО «Новоростехфлот» < Ф.И.О. >3 подал жалобу в районный суд на вышеуказанное постановление, считая его незаконным, просил отменить постановление государственного инспектора, производство по делу прекратить.
Обжалуемым решением от 30 июля 2019 года судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска в удовлетворении жалобы отказано, постановление должностного лица органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, директора ООО «Новоростехфлот» просит отменить решение суда первой инстанции, производство по делу прекратить, полагая, что судом первой инстанции были нарушены нормы права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
По ч. 1 ст. 34 этого же Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ указывается, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11. Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования обращения с группами однородных отходов, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Ч-А МУ Росприроднадзора от 20.02.2019 г. № 75-КНД, в отношении ООО «Новоростехфлот» проведена плановая выездная проверка.
В ходе этой проверки установлено, что обществом осуществляется хозяйственная деятельность на объекте Шифр: 68/19-12 «Западный мол с топливными причалами в Геопорту г. Новороссийска», а именно гидротехнические и строительно-монтажные работы, подводные и водолазные работы, работы по монтажу металлических конструкций, бетонные и железобетонные работы - объект НВОС строительно-монтажный участок по адресу: г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, 47, <...>-П.
В соответствии с «Планом природоохранных мероприятий по снижению негативного влияния на окружающую среду от выбросов ЗВ в атмосферу, сбросов ЗВ с ливневыми сточными водами, при размещении отходов производства и потребления по предприятию ООО «Новоростехфлот» на 2015-2020 гг.» с целью охраны водного бассейна необходимо своевременно проводить уборку стройплощадки.
В соответствии с отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в 2018 году в результате хозяйственной деятельности общества образовалось 22,5 т отхода «Смет с территории предприятия практически неопасный» Код по ФККО 73339002715 (отход 5 класса опасности).
В соответствии с представленными материалами, обосновывающими отнесение отхода к классу опасности для окружающей среды, а также «Акта № 8 отбора проб отходов от 11.12.2014 г.» отбор проб для определения компонентного состава и класса опасности отхода производился по адресу: г. Новороссийск, ул. Прохорова, 11а.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч. 3).
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (ч. 4).
Согласно Программе производственного экологического контроля, утвержденной директором ООО «Новоростехфлот», определены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду ООО «Новоростехфлот», в том числе строительно-монтажный участок «Геопорт», расположенный на территории Спецстроя России по адресу: г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, 47. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду - II. Код объекта - 03-0123-001334-П.
По п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Согласно п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с п. 1, п. 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Программа должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
С учетом вышеназванных норм закона при наличии у юридического лица нескольких объектов НВОС, каждый адрес рассматривается отдельно, документы по экологии разрабатываются отдельно для каждого объекта исходя из видов негативного воздействия и соответствующих критериев, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, 2, 3 и 4 категорий».
Таким образом, ООО «Новоростехфлот» не произведено отнесение Смета с территории строительно-монтажного участка, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, 47, № 03-0123-003685-П к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 01.05.2019), действовавшая в момент совершения административного правонарушения, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Анализируя доводы жалобы, судья первой инстанции верно пришел к выводу о том, что в действиях юридического лица ООО «Новоростехфлот» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По материалам дела установлено, что ООО «Новоростехфлот» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица ООО «Новоростехфлот» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления контролирующего органа.
Несогласие с мотивами привлечения к административной ответственности не является основанием для отмены постановления органа и решения районного суда, поскольку полностью опровергается материалами дела.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену по делу, не установлено.
Юридическому лицу ООО «Новоростехфлот» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений ст. ст. 4.1-4.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, в ходе производства по делу допущено не было.
Таким образом, судья вышестоящей инстанции считает необходимым решение судьи районного суда оставить без изменения, а жалобу на него – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей судебной инстанции
решил:
решение Ленинского районного суда г. Новороссийска от 30 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу директора ООО «Новоростехфлот» - без удовлетворения.
Судья
краевого суда В.Г.Пегушин