Дело №2-125/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Баталовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щербининой Дарьи Александровны к муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Емельяновские электрические сети» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Щербинина Д.А. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Емельяновские электрические сети» (далее по тексту – МУПЕР «ЕЭС»), в котором просила допустить в эксплуатацию прибор учета электрической энергии, установленный в квартире по адресу: <адрес> взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, компенсацию расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты>
Требования иска мотивированы тем, что истица является собственником квартиры по <адрес>. 11.04.2017 года обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила опломбировать прибор учета электроэнергии, установленный в квартире, взамен прибора, выбывшего из строя. На заявление получен ответ о том, что опломбировка прибора учета будет возможна только после проведения технических мероприятий по установке прибора учета в точке раздела границ, между истицей, как абонентом, и сетевой организацией. 24.04.2017 года сотрудниками МУП «ЕЭС» был установлен прибор учета электроэнергии за пределами участка истицы на опоре линии электропередачи, находящейся на землях общего пользования. При этом акт о вводе данного прибора в эксплуатацию не представлен, прибор не был опломбирован при его установке, первоначальные показания прибора не представлены. 30.05.2017 года истица обратилась с письменной претензией к ответчику, но до настоящего времени требования не удовлетворены. Установленный ответчиком прибор на опоре линии электропередач не соответствует интересам абонента, так как не исключена возможность безучетного потребления электроэнергии со стороны третьих лиц; усугубляется риск случайной гибели или случайного повреждения прибора, а также противоречит требованиям п.1.5.27, 1.5.29 Правил устройства электроустановок. Незаконные действия ответчика вызвали у истицы сильные душевные волнения, острые переживания, которые оценены ею в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истица Щербинина Д.А. и ее представитель Невский А.С. (по доверенности) исковые требования с учетом уточнения поддержали, приведя в их обоснование доводы, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУПЕР «ЕЭС» Беляев Д.С. исковые требования не признал, суду пояснил, что МУП «ЕЭС» является сетевой организацией в сфере электроэнергетики и не осуществляет поставку, продажу электроэнергии физическим или юридическим лицам на прямую, не имеет договорных отношений с конечными абонентами, в частности и с Щербининой Д.А. Считает, что истицей выбран неверный способ защиты своих прав, поскольку порядок ввода прибора в эксплуатацию установлен Правилами организации учета электрической энергии на розничном рынке, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. Установление МУП «ЕЭС» прибора учета на линии опоры ЛЭП не свидетельствует о нарушении прав истицы, так как требований к потребителю о вводе данного прибора не заявлялось, показания данного прибора не используются при определении объемов потребленной Щербининой электроэнергии. Показания данного прибора могут использоваться ответчиком для внутреннего контроля. В настоящее время истица оплачивает электроэнергию, исходя из средних расчетных показателей, а именно из расчета 240 кВ/ч в месяц в то время, как по данным прибора учета, установленного на опоре, с февраля по март текущего года данным абонентом потреблено 3500 кВ/ч электроэнергии.
Представитель третьего лица ПАО «Красноярскэнергосбыт» в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о дате и месте слушания дела извещен надлежаще. Участвуя в состоявшемся ранее судебном заседании, представитель третьего лица Кирюхина Н.А. поясняла, что порядок ввода приборов учета электроэнергии установлен Правительством, в ПАО «Красноярскэнергосбыт» истица с вопросом ввода прибора в эксплуатацию не обращалась.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Согласно п. 144 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
В силу п. 152 названного постановления установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В судебном заседании установлено, что Щербинина Д.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>
11.04.2017 года истица обратилась к МУПЕР «ЕЭС» с заявлением, в котором просила опломбировать прибор учета электроэнергии, установленный внутри квартиры по вышеуказанному адресу взамен прибора, выбывшего из строя.
На указанное заявление 24.04.2017 года МУПЕР «ЕЭС» в адрес истицы направлен ответ о том, что опломбировка прибора учета электроэнергии будет возможна, только после проведения технических мероприятий по установке прибора учета в точке раздела границ, между истицей, как абонентом и сетевой организацией.
24.04.2017 года сотрудниками МУП «ЕЭС» был установлен прибор учета электроэнергии за пределами участка истицы на опоре линии электропередачи, находящейся на землях общего пользования.
Действия истицы и ответчика в спорном правоотношении, связанные с вводом в эксплуатацию прибора учета потребляемой электроэнергии, регламентированы постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
В соответствии с п. 153 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик, с которым в отношении таких энергопринимающих устройств заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства.
В заявке должны быть указаны:
реквизиты заявителя;
место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить;
номер договора энергоснабжения, договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником);
предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки;
контактные данные, включая номер телефона;
метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено заявителю не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения его заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки или со дня согласования новой даты осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета, лицу, указанному в абзацах втором или третьем настоящего пункта, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также прилагается копия паспорта на прибор учета.
С даты направления указанных документов в адрес лица, указанного в абзацах втором или третьем настоящего пункта, прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Аналогичные положения содержатся в разделе VII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), согласно п. 81, 82 которого ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
показания прибора учета на момент его установки;
дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Установленный вышеприведенными Постановлениями порядок ввода прибора в эксплуатацию гарантирует потребителю защиту его прав в случае необоснованного отказа, либо бездействия сетевой организации или гарантирующего поставщика при рассмотрении заявки потребителя.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается истицей, заявка, оформленная по правилам, установленным Постановлением от 06.05.2011 N 354 и Постановлением от 04.05.2012 N 442, ни в сетевую организацию, ни гарантирующему поставщику не направлялась, исходя из чего, анализируя вышеприведенные нормы, суд находит, что истицей не соблюден законодательно установленный порядок ввода прибора учета в эксплуатацию.
Поскольку последствия уклонения сетевой организации или гарантирующего поставщика от совершения действий по вводу прибора в эксплуатацию прямо предусмотрены законом, а именно, в случае если данные лица не явились в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления заявки, отвечающей требованиям, установленным Правилами, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления услуг; в отсутствие доказательств соблюдения Щербининой Д.А. установленного порядка подачи заявки на ввод прибора, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности совершения действий по допуску установленного истицей прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Действия МУПЕР «ЕЭС» по установке прибора учета электроэнергии на опоре линии электропередач, на землях общего пользования, не нарушают прав истицы, поскольку каких-либо фактов, указывающих на заявляемые сетевой организацией требования в адрес Щербининой Д.А. ввести данный прибор в эксплуатацию, в судебном заседании не установлено. На наличие таких обстоятельств истица не ссылалась.
Не усматривая оснований полагать, что ответчиком допущено нарушение прав и законных интересов истицы, заявленные ею требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Приходя к выводу об отказе истице в иске, в силу ст. 98 ГПК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Щербининой Дарьи Александровны к муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Емельяновские электрические сети» об обязании допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, взыскании судебных издержек и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (31.03.2018 года).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко