Решение от 18.05.2023 по делу № 02а-0572/2023 от 24.03.2023

Дело  02а-0572/2023

77RS0017-02-2023-005763-28

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

«18» мая 2023 года                                                       г. Москва

 

Нагатинский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего федерального судьи Акопян Г.Ж.

при секретаре Гришаевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чеснокова Алексея Викторовича к ИНФС России  24 по г. Москве о признании безнадежным ко взысканию суммы задолженности и пени,

 

установил:

 

Чесноков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России  24 по г. Москве о признании безнадежным ко взысканию суммы задолженности по транспортному налогу, пени.

Требования мотивированны тем, что административным истцом получена справка от налогового органа, согласно которой по состоянию на 25 января 2023 года числится задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2016, 2017, 2018 гг., а также пени. Задолженность образовалась из-за неполной уплаты транспортного налога за указанный период. Поскольку административным ответчиком не предпринималось мер по принудительному взысканию указанной задолженности, Чесноков А.В. просит суд признать ее безнадежной ко взысканию.

Административный истец Чесноков А.В. в судебное заседание явился, требования административного искового заявления поддержал.

 Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

В соответствие с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Так, в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что фио состоит на учете в качестве налогоплательщика физического лица (ИНН 772401993307).

25 января 2023 года ИФНС России  24 по г. Москве выдана справка, согласно которой, по состоянию на 25 января 2023 года за Чесноковым А.В. числится задолженность в размере 420 037 руб. 35 коп., пени в размере 63 971 руб. 35 коп. Задолженность образовалась в связи с неоплатой транспортного налога физических лиц за 2016 год (в размере 24 780 руб.), за 2017 год (в размере 64 972 руб. 35 коп.), за 2018 год (в размере 3 310 руб.) за 2020 год (в размере 129 000 руб. 00 коп.) за 2021 год (в размере 197 975 руб).

20 декабря 2019 года в адрес фио направлено налоговое требование  196148 об уплате налогов, пени, штрафов, на сумму 207 811 руб. 50 коп.,а именно транспортный налог с физических лиц в сумме 203 096 руб., пени  397 руб. 80 коп., налог на имущество физических лиц взимаемый по ставках, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в сумме 4 302 руб., пени  15 руб. 70 коп.. Предоставлен срок для оплаты до 05 февраля 2020 года.

В добровольном порядке задолженность перед бюджетом по данным налогам административным ответчиком не погашена.

23 июня 2020 года судебный приказ по делу  2а-126/2020 отменен по заявлению должника. Дальнейшие меры взыскания налоговым органом не производились.

01 февраля 2019 года в адрес фио направлено налоговое требование  55634 об уплате налогов, пени, штрафов, на сумму 64 009 руб. 23 коп.,а именно транспортный налог с физических лиц в сумме 63 055 руб., пени  954 руб. 23 коп. Предоставлен срок для оплаты до 20 марта 2019 года.

В добровольном порядке задолженность перед бюджетом по данным налогам административным ответчиком не погашена.

31 июля 2019 года судебный приказ по делу  2а-58/2019 отменен по заявлению должника. Дальнейшие меры взыскания налоговым органом не производились.

17 июня 2020 года в адрес фио направлено налоговое требование  115934 об уплате налогов, пени, штрафов, на сумму 3 325 руб. 23 коп.,а именно транспортный налог с физических лиц в сумме 3 310 руб., пени  15 руб. 23 коп. Предоставлен срок для оплаты до  04 августа 2020 года.

В добровольном порядке задолженность перед бюджетом по данным налогам административным ответчиком не погашена.

29 апреля 2022 года судебный приказ по делу  2а-58/2019 отменен по заявлению должника. Дальнейшие меры взыскания налоговым органом не производились.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В связи с тем, что ответчик в установленные ст. 48 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию задолженности, с момента выставления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 г., является безнадежной ко взысканию.

Доказательств обратного ответчик суду не представил.

Таким образом, административный ответчик пропустил срок, предусмотренный НК РФ для принудительного взыскания суммы недоимки и пени, который на дату обращения административного истца в суд с настоящим иском истек.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае: принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

В соответствии п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта); таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 п. 3 ст. 44 НК РФ и подпункта 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 п. 1 ст. 59 Кодекса НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Поскольку, ответчиком не представлено доказательств в опровержение требований истца, приходит к выводу о признании невозможными ко взысканию недоимки по транспортному налогу за указанные периоды, задолженность по начисленным пени, в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Суд, полагает требования подлежащими удовлетворению, поскольку налоговым органом не предприняты меры ко взысканию сумм, указанных в требованиях  196148 от 20.12.2019 г.,  55634 от 01.02.2019 г.,  115934 от 17.06.2020 г. в соответствующие сроки, предусмотренные налоговым законодательством.

В порядке ст. 114 п. 1 КАС РФ, ст. 333.19 п. 1 п. п. 1 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 901 руб. 09 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177 - 180 КАС РФ, суд

 

решил:

 

Требования Чеснокова Алексея Викторовича  удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию задолженность Чеснокова Алексея Викторовича по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере  24 780 руб., за 2017 год в размере 64 972,35 руб., за 2018 год в размере 3 310 руб., а также задолженность по пеням.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 

 

Судья                                                                  Г.Ж. ░░░░░░

 

 

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 23 ░░ 2023 ░░░ 

02а-0572/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 18.05.2023
Истцы
Чесноков А.В.
Ответчики
ИФНС России № 24
Суд
Нагатинский районный суд
Судья
Акопян Г.Ж.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее