№2-4626/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2018 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левицкого В. С. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истец с решением ответчика не согласен, с учетом уточнения требований просит обязать ответчика учесть истцу в стаж лечебной деятельности в льготном порядке исчисления 1 год как 1 год и 6 месяцев период прохождения интернатуры по хирургии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены ГБУЗ «Детская республиканская больница», ГБУЗ «Кемская центральная районная больница», ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия».
В судебном заседании истец уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы решения ответчика.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, ГБУЗ «ДРБ» представило отзыв на иск, в котором указало, что в период прохождения интернатуры истец принимал непосредственное участие в операциях, что подтверждается представленными журналами операций.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, журналы по приказам и операционные журналы ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер», приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Левицкий В.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении досрочной пенсии в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа. Согласно выводам ответчика стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 29 лет 06 месяцев 08 дней, что меньше требуемого стажа – 30 лет. При этом, ответчиком не были учтены истцу в стаж лечебной деятельности соответствующие спорные периоды в льготном порядке исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев (прохождение интернатуры), а также в календарном порядке (курсы повышения квалификации).
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).
В силу п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление №781);
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее – Положение №1397), для исчисления периодов соответствующей деятельности до 01.01.1992;
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Постановление №464) за период с 01.01.1992 по 31.10.1999;
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее – Постановление №1066) и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее – Правила №1066), в период с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал медсестрой (палатной) в Детской республиканской больнице, уволен по переводу в БСМП, ДД.ММ.ГГГГ принят в Больницу скорой медицинской помощи г.Петрозаводска на должность врача-интерна для прохождения интернатуры по хирургии, ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке служебного перевода и направлен на работу в Кемскую центральную районную больницу. С ДД.ММ.ГГГГ истец работает в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия».
Также установлено, что ответчик учитывает период работы истца в качестве врача-интерна в специальный стаж в календарном исчислении, указывая, что должность истца не предусмотрена соответствующим Перечнем, определенным в Постановлениях №464 и №781.
Согласно Постановлению №464 исчисление сроков выслуги производится врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
В соответствии с Постановлением и Правилами №1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Согласно Приложению таким правом пользуются оперирующие врачи – специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений.
Аналогичные нормы содержит Постановление №781.
В силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение №3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. №44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1, 8, 9, 14, 16 Положения).
Таким образом, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для разрешения спора в указанной части является подтверждение выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей врача (в данном случае врача-хирурга/оперирующего врача-специалиста) при прохождении им интернатуры.
Как установлено в судебном заседании истец был принят на должность врача-интерна по хирургии приказом по учреждению (БСМП), в хирургическое отделение -1 стационара.
Согласно Постановлению министерства труда Российской Федерации от 22.03.1993 №62 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (действовавшему в спорный период) врач-интерн наравне с врачом-специалистом отнесен к должности «специалисты».
Согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляют функции врача под руководством врача-специалиста, обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.
Кроме того, как указало в своем отзыве ГБУЗ «ДРБ» в оспариваемый период истец в штате ДРБ не числился. Однако, проходя интернатуру по хирургии в БСМП, он был допущен к проведению операций в ДРБ в связи с планом проведения подготовки интернов в 1993-1994 гг. Суду представлены доказательства осуществления истцом трудовых обязанностей оперирующего врача (хирурга), а именно журналы проведенных операций в количестве 4 шт., в которых отражено многочисленное участие истца в проведенных операциях.
С учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что в отношении спорного периода интернатуры истец вправе претендовать на его учет в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев).
В отношении периодов курсов повышения квалификации истца суд приходит к следующему.
В спорные периоды истец работал в обозначенных учреждениях здравоохранения, периоды работы зачтены истцу в стаж лечебной деятельности.
В силу требований ст.112 КЗоТ РФ, действовавшей в спорный период, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (действ. до 02.02.2012), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 №314 «О порядке получения квалификационных категорий» (действ. до 15.10.2011) повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Как следует из ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности. В данные периоды за ним сохранялись рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что также подтверждается сведениями работодателя истца.
В связи с изложенным, поскольку спорные периоды приравниваются к работе, соответственно, они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в данном случае, в календарном исчислении.
Между тем, принимая во внимание, что истцом неточно определены периоды прохождения курсов, суд полагает необходимым откорректировать спорные периоды в соответствии со сведениями, представленными работодателями истца и персонифицированного учета. В связи с чем, в стаж лечебной деятельности истца подлежат учету периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом - ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без содержания, который не может подлежать соответствующему учету.
Принимая во внимание ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и достаточность, с учетом оспариваемых периодов, у истца стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии (более 30 лет) на первоначальную дату обращения к ответчику, следует обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с учетом ч.3 ст.196 ГПК РФ с указанной им даты – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Левицкому В. С. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном порядке исчисления (работа в течение года как год и шесть месяцев) период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в календарном порядке исчисления периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Левицкого В. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. ЧернобайМотивированное решение изготовлено 29.07.2018.