Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-114/2017 ~ М-24/2017 от 11.01.2017

Дело № 2-114/2017 полный текст изготовлен 20.02.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 15 февраля 2017 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Кальгиной Е.С.,

при секретаре Лукомской О.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Г.Н., Сурковой Т.В., Кочетковой И.В. к Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск,

установил:

Смирнова Г.Н., Суркова Т.В., Кочеткова И.В. (далее – истцы) обратились в Мончегорский городской суд Мурманской области с иском к Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» (далее – ответчик, ГОАУЗ МЦРБ) о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Требования мотивируют тем, что Смирнова Г.Н. работает в городской поликлинике ГОАУЗ МЦРБ в должности ...., Суркова Т.В. – в должности ...., Кочеткова И.В. – в должности специалиста ..... В декабре 2014 года в наркологическом отделении проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) определен 2 (допустимый) класс условий труда, поскольку в методиках СОУТ отсутствует фактор психоэмоциональных перегрузок, которые оценивались при аттестации рабочих мест. Указывают, что условия труда по должностям истцов не изменились, но права на дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 35 календарных дней их лишили. В связи с работой во вредных условиях труда, ссылаясь на п.3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников», а также решение Оленегорского городского суда от 21.06.2016 года по делу № 2-629/2016, оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 31.08.2016 года, просили признать за ними право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 дней.

В судебном заседании истцы Смирнова Г.Н., Суркова Т.В., Кочеткова И.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ГОАУЗ МЦРБ Николаев С.Ю. в возражениях на исковое заявление и в судебном заседании просит в иске отказать. Указывает, что в соответствии с системным толкованием ч.3 ст.350 Трудового кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.22 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», п.1 Постановления Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В соответствии с законодательством работодателем было организовано проведение СОУТ. По итогам специальной оценки рабочих мест истцов вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными. Ссылаясь на ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации, считает, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 и 4 степени либо опасным условиям труда. При таких обстоятельствах полагает, что по результатам проведенной спецоценки труда медицинских работников участвующих в оказании психиатрической помощи у ГОАУЗ МЦРБ не возникает обязанности в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска в размере 35 календарных дней.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 3 и части 4 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Таким образом, установлен приоритет Трудового кодекса Российской Федерации над иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, также закреплена в статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании данной нормы трудового законодательства в обязанности работодателя также входит обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Согласно части 1 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу части 3 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

Гарантии медицинским и иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, установлены ст. 22 Закона РФ от 02 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Согласно абзацам 1 и 2 части 1 указанной статьи медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, определяется Правительством Российской Федерации.

Исходя из прямого толкования абзаца 1 части 1 статьи 22 Закона РФ от 02 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» право на дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда которых являются вредными и (или) опасными.

В соответствии, в том числе, с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Постановлением Правительства РФ от 06 июня 2013 г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи.

Согласно утвержденному данным постановлением перечню медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, врачу (в том числе врачу, занимающему должность руководителя, заместителя руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит оказание психиатрической помощи и которому установлен ненормированный рабочий день, руководителю структурного подразделения – врачу-специалисту), среднему и младшему медицинскому персоналу (кроме медицинского статистика), медицинскому психологу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска установлена 35 календарных дней.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы работают в городской поликлинике ГОАУЗ МЦРБ: Смирнова Г.Н. в должности .... с <дд.мм.гггг> (л.д.11-12, 69-77), Суркова Т.В. в должности .... с <дд.мм.гггг> (л.д.15-16, 78-88), Кочеткова И.В. по совместительству на .... в должности специалиста .... с <дд.мм.гггг> (л.д.18-20, 89-91).

Пунктом 5.5 трудовых договоров, заключенных со Смирновой Г.Н. (л.д.69-70) и Сурковой Т.В. (л.д.78-79), предусматривалось, что работнику, занятому на работе с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Трудовым договором, заключенным с Кочетковой И.В. (л.д.89-90) дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливался.

Картой аттестации рабочего места по условиям труда №...., проведенной в 2010 году, по должности .... городской поликлиники МУЗ МЦРБ, проведена оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса и по фактору напряженности труда была выставлена общая оценка условий труда по классу 3.1 – вредные условия (л.д.20-23).

Картой аттестации рабочего места по условиям труда №...., проведенной в 2010 году, по должности .... городской поликлиники МУЗ МЦРБ, проведена оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса и по фактору напряженности труда была выставлена общая оценка условий труда по классу 3.1 – вредные условия труда (л.д.24-27).

Аттестация рабочего места по должности специалиста по социальной работе в 2010 году не проводилась.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в статьи 92, 117 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2014 года.

Согласно части 1 статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции действующей с 01.09.2014, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

При этом, часть 3 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 06.06.2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» не предусматривают иных оснований предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинским работникам, отличающихся от условий, установленных статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации, а определяют лишь его продолжительность.

С 01.01.2014 года введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Таким образом, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, в качестве вредных и (или) опасных, осуществленной в ходе специальной оценки условий труда.

При этом согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом и следует из материалов дела, картой №.... специальной оценки условий труда специалиста .... городской поликлиники ГОАУЗ МЦРБ, проведенной в 2014 году, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 2. Исходя из строки 040 указанной карты основания для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отсутствуют (л.д.28-30).

Картой №.... специальной оценки условий труда .... городской поликлиники ГОАУЗ МЦРБ, проведенной в 2014 году, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 2. Исходя из строки 040 указанной карты основания для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отсутствуют (л.д.31-33).

Картой №.... специальной оценки условий труда .... городской поликлиники ГОАУЗ МЦРБ, проведенной в 2014 году, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 2. Исходя из строки 040 указанной карты основания для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отсутствуют (л.д.34-36).

Истцами результаты специальной оценки условий труда обжалованы не были.

Дополнительными соглашениями от <дд.мм.гггг> к трудовым договорам, заключенным со Смирновой Г.Н., Сурковой Т.В. исключено положение трудовых договоров о предоставлении указанным работникам дополнительного оплачиваемого отпуска за фактически отработанное время в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда (л.д.75,84).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с учетом изменения правового регулирования, при предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с вредными и (или) опасными условиями труда следует исходить из степени вредности и опасности, установленной в результате специальной оценки условий труда.

По результатам СОУТ по должностям .... городской поликлиники ГОАУЗ МЦРБ вредные условия труда 2, 3 или 4 степени не установлены.

Ссылка истцов на ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», судом отклоняется, как основанная на неверном толковании норм права.

Так, в силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, законодатель определил сохранение порядка и условий осуществления компенсационных мер в переходный период лишь для работников, чьи условия по результатам специальной оценки условий труда также определены как вредные и (или) опасные, однако сами компенсационные меры в связи с изменением законодательства были снижены (ухудшены).

Следует отменить, что по должности истца Кочетковой И.В. – ...., и до проведения СОУТ не предусматривался дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, то есть условия труда Кочетковой И.В по данной должности изначально не признавались работодателем вредными. Не поименована должность специалиста по социальной работе наркологического кабинета и в Постановлении Правительства РФ от 06.06.2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

Ссылка истцов на решение Оленегорского городского суда от <дд.мм.гггг> по делу №...., оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от <дд.мм.гггг>, судом также отклоняется, поскольку судебное решение, принятое по другому делу, не является источником права.

Исходя из изложенного, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Смирновой Г.Н., Сурковой Т.В., Кочетковой И.В. о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске Смирновой Г.Н., Сурковой Т.В., Кочетковой И.В. к Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                      Е.С.Кальгина

2-114/2017 ~ М-24/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Суркова Татьяна Васильевна
Кочеткова Ирина Владимировна
Смирнова Галина Николаевна
Ответчики
Государственное областное автономное учреждение здравоохранения "Мончегорская центральная районная больница"
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Судья
Кальгина Елена Сергеевна
Дело на странице суда
mon--mrm.sudrf.ru
11.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2017Передача материалов судье
16.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2017Подготовка дела (собеседование)
26.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2017Дело оформлено
02.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее