РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2020 г. город Москва
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Кузьмичевой В.Ю., с участием прокурора Суржанской М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-4473/2020 по административным искам АО Компания «Торговый дом Аллерген» и ООО «Экодом» о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 07.05.2020 г. № 530-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожной сети в южной части г. Троицка»,
установил:
Правительством Москвы 07.05.2020 г. принято постановление № 530-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожной сети в южной части г. Троицка» (далее – постановление Правительства Москвы от 07.03.2020 г. № 530-ПП).
Данным постановлением утвержден проект планировки части территории линейного объекта - улично-дорожной сети в южной части г. Троицка, которым предусматривается в том числе строительство улицы Академика Франка.
АО Компания «Торговый дом Аллерген» и ООО «Экодом» обратились в Московский городской суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующим постановления Правительства Москвы от 07.05.2020 г. № 530-ПП в части, предусматривающей наложение красных линий и отграничивающих их объектов на принадлежащие истцам земельные участки с кадастровыми номерами соответственно *** и ***.
Так, АО Компания «Торговый дом Аллерген» просило признать недействующим п. 48 таблицы «Характеристика земельных участков территории» к плату «Межевание территории» в части планируемого изъятия участка № 63 площадью 990 кв.м. и установления сервитута площадью 980 кв.м. на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером ***.
ООО «Экодом» просило признать недействующими:
1) пункт 1.1.1. «Чертеж красных линий» пункта 1.1. «Чертеж красных линий и перечень координат характерных точек красных линий» Раздела 1. «Графическая часть» Проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожная сеть в южной части г.Троицка (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 07.05.2020 г. № 530-ПП) в части установления характерных точек № 345, 346, 277, 276, лист 16;
2) п.1.1.2. «Перечень координат характерных точек красных линий» пункта 1.1. «Чертеж красных линий и перечень координат характерных точек красных линий» Раздела 1. «Графическая часть» Проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 07.05.2020 г. №530-ПП) в части установления координат характерных точек №№ 345, 346, 277, 276;
3) пункт 1.2. «Чертеж границ зон планируемого размещения линейных объектов» Раздела 1. «Графическая часть» Проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 07.05.2020 г. № 530-ПП) в части установления характерных точек № 918-921, 910-913, 595, 611-605, лист 16;
4) пункт 1.3. «Чертеж границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих переносу(переустройству) из зон планируемого размещения линейных объектов» Раздела 1. «Графическая часть» Проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 07.05.2020 г. №530-ГШ) в части установления характерных точек № 769-774, 854-857, лист 16;
5) пункт 1.5.1. «План «Межевания территории»« пункта 1.5. «Плана «Межевания территории и характеристика участков территории» Раздела 1. «Графическая часть» Проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 07.05.2020 г. №530-ПП) в части образования земельных участков № 50, 49, 48, 63, 127, лист 16.
Определением Московского городского суда от 22.09.2020 г. дела по административным исковым заявлениям АО Компания «Торговый дом Аллерген» и ООО «Экодом» объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований административные истцы указали, что оспариваемые положения постановления Правительства Москвы от 07.03.2020 г. № 530-ПП предусматривают изъятие частей принадлежащих им земельных участков и их обременение сервитутами, что существенно ограничит их право пользования.
В период рассмотрения дела административные истцы представили дополнительные письменные объяснения, где указали, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 07.03.2020 г. № 530-ПП принято с нарушением порядка принятия нормативно-правового акта о планировке территории, поскольку улица Академика Франка в г. Троицк не относится к объектам регионального значения и в нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросу планировки территории не были проведены публичные слушания; поскольку в нарушение ч. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ отсутствуют материалы по обоснованию проекта планировки территории (далее - ППТ); поскольку в нарушение ч. 12.4 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ и п. 2 ч. 2 ст. 40 Градостроительного кодекса Москвы ППТ не был согласован с администрацией городского округа Троицк, и поскольку распоряжение Москомархитектуры от 23.07.2019 г. не было одобрено Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
Представители административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству городам Москвы (Москомархитектура) административный иск не признали, поддержали ранее представленные и представили дополнительные письменные возражения, где указали, что оспариваемое постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, процедура принятия оспариваемого акта проведена в соответствии с законодательством.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица и заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что АО Компания «Торговый дом Аллерген» и ООО «Экодом» являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами соответственно *** и ***, что подтверждено выписками из ЕГРН из которых следует также, что сведения о расположенных в пределах этих участков объектах капитального строительства в реестре отсутствуют (л.д. 38-44, т. 1, 160-166, т. 2). Названные участки частично находятся в зоне планируемого к размещению линейного объекта - улично-дорожная сеть в южной части г.Троицка (включающего улицу Академика Франка), в связи с чем административные истцы вправе предъявлять рассматриваемые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в ст. 2 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ, решение о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона (за исключением таких объектов федерального значения, для размещения которых соответствующие полномочия Российской Федерации не передаются субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве), принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Согласно п. 3 той же статьи, документация по планировке территории, указанная в ч. 1 настоящей статьи, утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
На основании п. 3.6. и п. 4.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.11.2005 г. № 850-ПП «Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)» Комитет обеспечивает разработку, актуализацию документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории города Москвы и иной документации, предусмотренной планом реализации Генерального плана города Москвы, в том числе проектов планировки территории, а также представляет в установленном порядке в Правительство Москвы проекты документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории, таким образом, Москомархитектура является органом, уполномоченным на принятие решений о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения на присоединенных территориях.
Приведенным выше положениям корреспондирует п. 1.3 Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 г. № 449-ПП, согласно которому основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Москомархитектуры.
В рамках вышеуказанных правовых актов Москомархитектурой было утверждено распоряжение от 23.07.2019 г. № 626 «О подготовке проекта планировки территории линейного объекта – улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка» (л.д. 37-38, т. 4), которое было одобрено на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы 15.08.2019 г. (л.д. 197, т. 4).
Публичные слушания по проекту планировки территории линейного объекта – улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка не проводились, поскольку в соответствии с п. 1.18 и п. 1.18.2 названного выше Положения, публичные слушания по проектам планировки территории не проводятся в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, и если проект планировки территории подготовлен в целях размещения на территории, присоединенной к городу Москве, объектов федерального значения, объектов регионального значения, предусмотренных соответственно документами территориального планирования Российской Федерации и города Москвы, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ, - что согласуется с приведенными выше положениями ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ, в целях обеспечения устойчивого социального развития присоединенных территорий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы утверждает перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Указанный перечень может быть изменен в порядке, установленном для его утверждения.
Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2013 г. № 680-ПП утвержден перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на территориях, присоединенных с 01.07.2012 г. к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве, и предусмотрено, что в его состав входят объекты, для размещения которых в адресной инвестиционной программе города Москвы предусматривается проведение проектно-изыскательских работ, строительство, реконструкция на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, а также объекты, согласно приложению к данному постановлению.
Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2018-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 09.10.2018 г. № 1233-ПП (ред. от 29.05.2019) и действовавшей на момент утверждения Москомархитектурой распоряжения от 23.07.2019 г. № 626 «О подготовке проекта планировки территории линейного объекта – улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка», предусматривалось развитие улично-дорожной сети городского округа Троицк (1, 2 этапы) (пункт 280); аналогичные положения учтены в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 г. № 1323-ПП (п. 297).
Из содержания Адресной инвестиционной программы следует, что к объектам регионального значения отнесена вся улично-дорожная сеть городского округа Троицк, включая находящуюся в черте города Троицка улицу Академика Франка, - что дополнительно подтверждено письмом Департамента развития новых территорий города Москвы от 05.11.2020 г. № ДРНТ-2-7243/0 (л.д. 203, т. 4) - в связи с чем проведения публичных слушаний по оспариваемому проекту планировки не требовалось, а утверждения административных истцов об обратном основаны на неверном применении действующего законодательства.
То обстоятельство, что линейный объект – улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка, включая улицу Академика Франка, относится к объектам регионального значения, следует и из положений ст. 13 Градостроительного кодекса Москвы, предусматривающих, что объектами регионального значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, органов государственной власти города Москвы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, и которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие города Москвы, включая территории линейных объектов (кроме территорий в границах земельных участков линейных объектов федерального значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса города Москвы решение об утверждении проекта планировки территории принимается Правительством Москвы. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы» нормативные правовые акты Правительства Москвы утверждаются в форме постановлений. Согласно ч. 4 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 г. № 25 официальным опубликованием правовых актов Правительства Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы» (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Подготовленный проект планировки территории линейного объекта – улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка 07.05.2020 г. был утвержден оспариваемым постановлением Правительства Москвы № 530-ПП, подписан Мэром Москвы, в тот же день опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован в официальном печатном издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», спецвыпуск № 21, 19.05.2020 г.
До утверждения проект оспариваемого нормативно-правового акта был согласован в том числе Префектом Троицкого и Новомосковского административного округа города Москвы, что подтверждено представленными листами согласований (л.д. 204-216, т. 4).
С учетом приведенных выше норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление было принято Правительством Москвы в пределах своей компетенции и с соблюдением установленного порядка.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, является генеральный план города федерального значения Москвы.
Генеральный план города Москвы утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы».
Согласно Генеральному плану города Москвы улица Академика Франка, расположенная в южной части города Троицка, предусмотрена в составе иных объектов федерального и регионального значения, как магистральная улица районного значения (т. 4, л.д. 31-36 - извлечение), таким образом, проект планировки территории линейного объекта – улично-дорожная сеть в южной части г. Троицка в оспариваемой части соответствует Генеральному плану города Москвы.
Утверждения административных истцов о том, что оспариваемый проект планировки территории подлежал согласованию с Администрацией городского округа Троицк в городе Москве, основан на неверном толковании действующего законодательства и противоречит положениям ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и 40 Градостроительного кодекса Москвы.
Так, положения п. 12.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают необходимость предварительного согласования проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов регионального значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, - тогда как Администрация городского округа Троицк в городе Москве не уполномочена на изъятие земельных участков для последующего размещения линейных объектов регионального значения, в состав которых входит и улица Академика Франка.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 40 Градостроительного Кодекса Москвы, проект планировки территории подлежит согласованию с территориальными органами исполнительной власти административных округов, районов города Москвы, в границах которых осуществляется разработка проекта планировки территории, иными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими отдельные полномочия в области градостроительной деятельности, - к каковым Администрация городского округа Троицк в городе Москве также не относится.
Доводы административных истцов о том, что в нарушение ч. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют материалы по обоснованию оспариваемого ППТ, опровергаются представленными административным ответчиком первыми листами девяти томов – пояснительных записок по подготовке ППТ, при этом суд проверяет лишь их наличие, тогда как проверка содержания названных материалов, в том числе и на наличие возможности иного расположения планируемого к размещению линейного объекта, не может быть осуществлена судом в порядке абстрактного нормоконтроля.
Так, согласно ч. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию,- из чего следует вывод о том, что материалы по обоснованию ППТ не являются утверждаемой частью проекта планировки территории.
В силу ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления АО Компания «Торговый дом Аллерген» и ООО «Экодом» о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 07.05.2020 г. № 530-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта - улично-дорожной сети в южной части г. Троицка».
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
7